Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:20, курсовая работа
Цель работы – определить проблемы и перспективы организации комфортной среды жизнедеятельности инвалидов.
Задачи исследования:
1. Анализ имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
2. Анализ мер, принимаемых для обеспечения необходимого уровня доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ 5
1.1 Социальные проблемы определения понятия доступной среды жизнедеятельности инвалидов 5
1.2 Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом 12
1.3 Подходы к построению безбарьерной среды в России 20
2 ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г.НОВОШАХТИНСКА 24
2.1 Приоритетные направления развития Новошахтинска 24
по повышению доступности и комфортности для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности 24
2.2 Анализ доступности среды жизнедеятельности инвалидов в г.Новошахтинске 28
2.3 Факторы и прогнозное обоснование доступности комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Сложности в реализации принятых направлений заключаются в том, что элементы, направленные на реализацию новых параметров, а именно - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов приходится внедрять практически с нуля, что требует серьезных усилий. Разрабатываются модельные программы интегрированного образования и занятости инвалидов, однако реальным и главным барьером на пути участия инвалидов в этих программах выступает недоступность окружающей среды17. Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями.
Транспорт, связь, образование, трудоустройство, культурная жизнь, отдых - все сферы должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса обустройства среды жизнедеятельности инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового, обеспечения. Вместе с тем, как отмечают эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, исследованы слабо18. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.
Вывод. Таким образом, от того, в каком направлении пойдет дальнейшее обеспечение доступной среды жизнедеятельности инвалидов будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько различные ведомства готовы к взаимодействию на всех уровнях. В связи с этим, целесообразно рассмотреть опыт и существующие проблемы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
За рубежом к созданию безбарьерной среды пришли после Второй мировой войны в связи с появлением большого количества людей с различными физическими нарушениями. В конце 1950-х годов во многих развитых странах Западной Европы, в Северной Америке, Канаде и Австралии общественными организациями инвалидов были разработаны рекомендации для организаций, имеющих отношение к разработке норм проектирования окружающей среды и зданий с учетом доступности для инвалидов19.
В соответствии с этими рекомендациями начали появляться и, что очень важно, официально узакониваться нормы по проектированию безбарьерной среды. Первые нормы по обеспечению требований лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности по доступности здания и возможности пользования различными его помещениями были разработаны в США в 1959–1961 годах. Этот документ стал основой для разработки норм в других странах мира и привлечения внимания к проблемам лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целом.
Безбарьерная среда включает в себя не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства. Она призвана учитывать интересы тех людей, которые нуждаются в специфических условиях, испытывают трудности при самообслуживании и передвижении.
Ее предназначение – сделать доступной среду проживания для всех без исключения, чтобы по возможности отсутствовала потребность в помощи здоровых людей. К группе людей, испытывающих дискомфорт в современной среде, можно также отнести травмированных, престарелых, беременных женщин, взрослых с маленькими детьми на руках или в колясках. Проблема приспособления архитектурной среды к требованиям этой категории населения сложна и многогранна.
Выделяются несколько основных
требований к среде, предъявляемых
лицами с ограниченными возможностями:
1. Практически здоровые люди, заболевшие или получившие травму, женщины с младенцами, беременные – временно нуждаются в приспособлениях для преодоления проблемных участков (лестницы, бордюры и т.д.).
2. Лица с ограниченными
3. Самостоятельные престарелые не испытывают непреодолимых затруднений при передвижении и самообслуживании, стремятся к самостоятельности, снижению физического напряжения, некоторые нуждаются в содержательном досуге.
4. Лица с ограниченными
5. Беспомощные лица с
При создании безбарьерной среды следует учитывать, что “активные” лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности и престарелые уже существуют и в подавляющем большинстве хотят жить вместе с практически здоровыми людьми, т.е. безбарьерной архитектурная среда должна быть повсеместно, причем формировать ее надо непрерывной на значительных по площади территориях.
Таким образом, можно
сформулировать следующие пути приспособления
городской среды к требованиям
лиц с ограниченными
На сегодняшний
день, по разным оценкам, в Москве
проживают более 1,2 миллиона людей
с ограниченными возможностями,
Однако полноценная
жизнедеятельность подавляющего большинства
людей с ограниченными
Уровень цивилизованности общества можно оценить по тому положению, которое занимают в обществе социально незащищенные группы: больные, старики, инвалиды и дети. От того, как будут организованы меры по поддержанию их полноценной жизни и решения проблем, зависит будущее страны, ее дальнейшее устойчивое социальное развитие.
Кроме социогуманитарной составляющей, вовлечение лиц, с ограниченными возможностями жизнедеятельности в активные социально-экономические процессы, в том числе, в производство и потребление продуктов и услуг, является важным фактором, стимулирующим развитие экономики в условиях неблагоприятной демографической ситуации.
Число лиц с ограниченными
возможностями
Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения – одна из важнейших задач государства, декларирующего приверженность социально-ориентированной рыночной экономике. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон: представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по созданию доступной и комфортной среды обитания, развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.
В целом, на настоящий момент, создана достаточно системная нормативно-правовая база, регулирующая построение доступной и комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе основное внимание необходимо уделить практическим мерам и шагам, направленным на реализацию заложенных в законодательстве положений. В качестве необходимых для этого первоочередных мер, рекомендуется: произвести независимое (с привлечением общественных организаций и общественных объединений инвалидов) обследование г.Новошахтинска, с выделением зон и объектов, хорошо, удовлетворительно, слабо, плохо и очень плохо приспособленных для лиц с различными типами ограничения подвижности. В основе могут лежать данные паспортизации зданий и сооружений, проводимой городскими властями.
Данная карта должна быть публичной, непрерывно актуализируемой за счет мониторинга территории и анализа обращений граждан и служить основной:25
- лицам, с ограниченными
возможностями
- общественным организациям инвалидов – для планирования мероприятий и разработки планов своей работы;
- органам государственной
(муниципальной) власти и
Значительную роль может сыграть формирование специализированного общественного совета при органах власти всех уровней (или квотирование мест для инвалидов в соответствующие общественные палаты или общественные советы). Как показывают данные социологического опроса, наименее доступны для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности сейчас производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда. Фактически, это говорит о недоступности значительного круга рабочих мест для данной категории населения. Вероятно, эта проблема требует отдельного внимания органов строительного надзора.
Учитывая тот факт, что построение всеобъемлющей безбарьерной городской среды является долгосрочной целью, необходимо обеспечить, чтобы пока идет построение общегородской безбарьерной среды, были, в первую очередь, приняты меры по построению «индивидуальной» безбарьерной среды, необходимой конкретным лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности прямо сейчас. С этой целью необходимо составление индивидуальных (или групповых – в рамках имеющихся общественных организаций и объединений) «дорожных карт», где отражены первоочередные проблемы (необходимая инфраструктура) и места их расположения (территориальной привязки).
Обобщая набор «дорожных
карт» для каждого
Методология «дорожной
карты» позволяет легко осуществлять
текущий и выборочный контроль над
качеством и количеством
Согласно полученным данным, существенное влияние на социальную активность лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности оказывает их субъективное самоопределение. В этой связи просто формирования доступной городской среды для определенных категорий недостаточно. Нужны программы психологической помощи, которые обеспечивают переподготовку человека к жизни в новой для него безбарьерной среде, обучения навыкам ее использования, реализации потенциала ее социальных возможностей.