Доступная среда инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить проблемы и перспективы организации комфортной среды жизнедеятельности инвалидов.
Задачи исследования:
1. Анализ имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
2. Анализ мер, принимаемых для обеспечения необходимого уровня доступности и комфортности городской среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ 5
1.1 Социальные проблемы определения понятия доступной среды жизнедеятельности инвалидов 5
1.2 Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом 12
1.3 Подходы к построению безбарьерной среды в России 20
2 ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г.НОВОШАХТИНСКА 24
2.1 Приоритетные направления развития Новошахтинска 24
по повышению доступности и комфортности для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности 24
2.2 Анализ доступности среды жизнедеятельности инвалидов в г.Новошахтинске 28
2.3 Факторы и прогнозное обоснование доступности комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Работа состоит из  1 файл

Доступная среда инвалидов.прогнозирование-курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

Сложности в реализации принятых направлений заключаются  в том, что элементы, направленные на реализацию новых параметров, а  именно - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов приходится внедрять практически с нуля, что требует серьезных усилий. Разрабатываются модельные программы интегрированного образования и занятости инвалидов, однако реальным и главным барьером на пути участия инвалидов в этих программах выступает недоступность окружающей среды17. Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями.

Транспорт, связь, образование, трудоустройство, культурная жизнь, отдых - все сферы должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса обустройства среды жизнедеятельности инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового, обеспечения. Вместе с тем, как отмечают эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, исследованы слабо18. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Вывод. Таким образом, от того, в каком направлении пойдет дальнейшее обеспечение доступной среды жизнедеятельности инвалидов будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько различные ведомства готовы к взаимодействию на всех уровнях. В связи с этим, целесообразно рассмотреть опыт и существующие проблемы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

1.3 Подходы к построению безбарьерной среды в России

 

 

За рубежом к созданию безбарьерной среды пришли после  Второй мировой войны в связи  с появлением большого количества людей с различными физическими нарушениями. В конце 1950-х годов во многих развитых странах Западной Европы, в Северной Америке, Канаде и Австралии общественными организациями инвалидов были разработаны рекомендации для организаций, имеющих отношение к разработке норм проектирования окружающей среды и зданий с учетом доступности для инвалидов19.

В соответствии с этими рекомендациями начали появляться и, что очень важно, официально узакониваться нормы  по проектированию безбарьерной среды. Первые нормы по обеспечению требований лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности по доступности здания и возможности пользования различными его помещениями были разработаны в США в 1959–1961 годах. Этот документ стал основой для разработки норм в других странах мира и привлечения внимания к проблемам лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целом.

Безбарьерная среда включает в  себя не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и  общедоступные открытые пространства. Она призвана учитывать интересы тех людей, которые нуждаются в специфических условиях, испытывают трудности при самообслуживании и передвижении.

Ее предназначение – сделать  доступной среду проживания для  всех без исключения, чтобы по возможности  отсутствовала потребность в помощи здоровых людей. К группе людей, испытывающих дискомфорт в современной среде, можно также отнести травмированных, престарелых, беременных женщин, взрослых с маленькими детьми на руках или в колясках. Проблема приспособления архитектурной среды к требованиям этой категории населения сложна и многогранна.

Выделяются несколько основных требований к среде, предъявляемых  лицами с ограниченными возможностями:20

1. Практически здоровые люди, заболевшие  или получившие травму, женщины  с младенцами, беременные – временно нуждаются в приспособлениях для преодоления проблемных участков (лестницы, бордюры и т.д.).

2. Лица с ограниченными возможностями  жизнедеятельности относительно  молодого возраста, достаточно активные, с прогнозом на значительную  продолжительность жизни, хотят жить по соседству с обычными, практически здоровыми людьми, стремятся к самореализации и к социальной адаптации, для чего необходима среда, допускающая свободное передвижение, обеспечивающая возможность самообслуживания.

3. Самостоятельные престарелые не испытывают непреодолимых затруднений при передвижении и самообслуживании, стремятся к самостоятельности, снижению физического напряжения, некоторые нуждаются в содержательном досуге.

4. Лица с ограниченными возможностями  жизнедеятельности и престарелые с неполной активностью стремятся к самостоятельности, но периодически нуждаются в посторонней помощи (во время обострения болезней, в плохую погоду и т.д.).

5. Беспомощные лица с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  и престарелые, чье состояние здоровья не дает надежды на выздоровление и полностью лишает их деятельной активности, имеют постоянную потребность в повседневном уходе и медицинском обслуживании.

При создании безбарьерной среды следует учитывать, что  “активные” лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности и престарелые уже существуют и в подавляющем большинстве хотят жить вместе с практически здоровыми людьми, т.е. безбарьерной архитектурная среда должна быть повсеместно, причем формировать ее надо непрерывной на значительных по площади территориях.

Таким образом, можно  сформулировать следующие пути приспособления городской среды к требованиям  лиц с ограниченными возможностями  жизнедеятельности:21 транспортная доступность жилых домов; создание безбарьерного пешеходного каркаса, приспособленного для передвижения слепых и слабовидящих, лиц с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; доступность торговых точек; организация в каждом квартале пространства, удобного для отдыха многих категорий лиц с ограниченными возможностями; устройство замкнутых или полузамкнутых жилых дворов; размещение в каждом микрорайоне центра социальной поддержки инвалидов. Все это, безусловно, улучшит условия самореализации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, позволит им свободно передвигаться, облегчит бытовую деятельность, общение и досуг. Если безбарьерность будет обеспечена в наиболее популярных учебных заведениях и хотя бы в некоторых местах приложения труда, то отчужденность лиц с ограниченными возможностями от общества существенно снизится.

 На сегодняшний  день, по разным оценкам, в Москве  проживают более 1,2 миллиона людей  с ограниченными возможностями,  из них – около 230 тысяч человек  трудоспособного возраста, около  80 тысяч инвалидов Великой Отечественной войны и 28 тысяч детей-инвалидов. Ежегодно в столице впервые признаются инвалидами более 100 тысяч человек. В системе реабилитации города функционирует 1420 организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги лицам с ограниченными возможностями.22

Однако полноценная  жизнедеятельность подавляющего большинства  людей с ограниченными возможностями  не может быть реализована без  практической возможности беспрепятственно передвигаться по городу и пользоваться городской инфраструктурой. Так, большинство московских инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, среди главных проблем называют «невозможность полноценно жить, глядя на мир из окна»23.

 

2 ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г.НОВОШАХТИНСКА

2.1 Приоритетные направления развития  Новошахтинска

по повышению доступности и  комфортности для лиц с ограниченными  возможностями жизнедеятельности

 

Уровень цивилизованности общества можно оценить по тому положению, которое занимают в обществе социально незащищенные группы: больные, старики, инвалиды и дети. От того, как будут организованы меры по поддержанию их полноценной жизни и решения проблем, зависит будущее страны, ее дальнейшее устойчивое социальное развитие.

Кроме социогуманитарной составляющей, вовлечение лиц, с ограниченными возможностями жизнедеятельности в активные социально-экономические процессы, в том числе, в производство и потребление продуктов и услуг, является важным фактором, стимулирующим развитие экономики в условиях неблагоприятной демографической ситуации.

Число лиц с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  увеличивается каждый год, что является отражением общемирового тренда. Необходимо принятие комплексных мер, обеспечивающих для этой социальной группы сохранение качества жизни.24

Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения – одна из важнейших  задач государства, декларирующего приверженность социально-ориентированной  рыночной экономике. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон: представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по созданию доступной и комфортной среды обитания, развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

В целом, на настоящий  момент, создана достаточно системная  нормативно-правовая база, регулирующая построение доступной и комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе основное внимание необходимо уделить практическим мерам и шагам, направленным на реализацию заложенных в законодательстве положений. В качестве необходимых для этого первоочередных мер, рекомендуется: произвести независимое (с привлечением общественных организаций и общественных объединений инвалидов) обследование г.Новошахтинска, с выделением зон и объектов, хорошо, удовлетворительно, слабо, плохо и очень плохо приспособленных для лиц с различными типами ограничения подвижности. В основе могут лежать данные паспортизации зданий и сооружений, проводимой городскими властями.

Данная карта должна быть публичной, непрерывно актуализируемой  за счет мониторинга территории и  анализа обращений граждан и служить основной:25

- лицам, с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  – для формирования индивидуальной  «дорожной карты» доступности  объектов городской инфраструктуры;

- общественным организациям  инвалидов – для планирования  мероприятий и разработки планов своей работы;

- органам государственной  (муниципальной) власти и управления  – для формирования планов  работы и анализа ее эффективности.

Значительную роль может  сыграть формирование специализированного  общественного совета при органах  власти всех уровней (или квотирование мест для инвалидов в соответствующие общественные палаты или общественные советы). Как показывают данные социологического опроса, наименее  доступны для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности сейчас производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда. Фактически, это говорит о недоступности значительного круга рабочих мест для данной категории населения. Вероятно, эта проблема требует отдельного внимания органов строительного надзора.

Учитывая тот факт, что построение всеобъемлющей безбарьерной городской среды является долгосрочной целью, необходимо обеспечить, чтобы  пока идет построение общегородской  безбарьерной среды, были, в первую очередь, приняты меры по построению «индивидуальной» безбарьерной среды, необходимой конкретным лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности прямо сейчас. С этой целью необходимо составление индивидуальных (или групповых – в рамках имеющихся общественных организаций и объединений) «дорожных карт», где отражены первоочередные проблемы (необходимая инфраструктура) и места их расположения (территориальной привязки).

Обобщая набор «дорожных  карт» для каждого территориального образования, органы местного самоуправления получат исчерпывающее описание наиболее востребованных маршрутов передвижения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, оснащение данных маршрутов необходимой инженерной инфраструктурой необходимо осуществлять в приоритетном порядке. Таким образом, в короткие сроки возможно оказание адресной, целевой помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Методология «дорожной  карты» позволяет легко осуществлять текущий и выборочный контроль над  качеством и количеством предоставляемых  в рамках создания безбарьерной среды средств путем периодического опроса заинтересованных лиц, пользующихся данными элементами специальной инфраструктуры, и соответствующей корректировки «дорожных карт».

Согласно полученным данным, существенное влияние на социальную активность лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности оказывает их субъективное самоопределение. В этой связи просто формирования доступной городской среды для определенных категорий недостаточно. Нужны программы психологической помощи, которые обеспечивают переподготовку человека к жизни в новой для него безбарьерной среде, обучения навыкам ее использования, реализации потенциала ее социальных возможностей.

Информация о работе Доступная среда инвалидов