Дружба как ценность в сознании современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследовать ценности дружбы в сознании современной молодежи.
Задачи исследования:
1. В процессе теоретического исследования проанализировать литературу о дружбе в контексте социологического и психологического знания;
2. Провести анализ социологических исследований посвященных восприятию образа дружбы;

Содержание

Введение
1. Дружба как форма межличностных отношений
1. 1. Теоретические понятия «дружба» и «молодежь»
2. Дружба в молодежной среде в условиях развития нового общества
2. 1. Формирование ценностных ориентаций молодежи
2. 2. Основные характеристики дружеских коммуникаций в среде современной молодежи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мини - диплом.docx

— 39.21 Кб (Скачать документ)

Несколько раз в день

43,2

Один раз в день

17,5

Несколько раз в неделю

31,9

Несколько раз в месяц

4,1


 

Общение в основном происходит на улице и в школе (см.табл.4). Подъезд как место подростковых посиделок перестал быть популярным (всего 6% школьников назначают там свои встречи), а Интернет как место общения привлекает почти 10% молодых людей. Вероятно, роль последнего в дружеском взаимодействии будет расти.

Таблица 4. Локализация дружеских  контактов современной молодежи, %

Дом

16,4

Школа

66,9

Улица

69,0

Подъезд

6,1

Internet

9,2


 

Состав дружеских компаний мало динамичен (см.табл.5), изменения в основном происходят очень редко (это характерно для 61% молодежи). Такая закрытость дружеских кругов способствует их сохранению.

 

  1. Друг - кто это? Дружба в  системе ценностных приоритетов  молодежи.

Дружба для подростков - важная составляющая жизни. Именно в этом возрасте ощущается необходимость не просто в поверхностном знакомстве, а  в близком взаимодействии, в близком  общении, потребность в верном друге.

Поэтому особое значение приобретают  такие характеристики образа друга, как тесное межличностное общение: друг - это, прежде всего, человек, которому можно рассказать обо всех неприятностях (72%, см. таблица 5); готовность прийти на помощь (70%) и, что не менее важно, возможность обратиться за помощью (65%).

Таблица 5. Образ друга, %

Значимые качества друга

Выбор, %

Тот, кому можно рассказать о неприятностях

72

Человек, к которому я всегда приду  на помощь

70

Человек, к которому можно обратиться за помощью

65

Человек, которого я готов защищать

47

Партнер по развлечениям

39

Защитник

18

Партнер по делам, по работе

16

Тот, на кого я стараюсь быть похожим

8


 

Друг - это не только человек, оказывающий  постоянную поддержку, но и тот, кому нужно помогать, даже защищать. Готовность защищать прослеживается достаточно четко - около половины опрошенных школьников определили друга подобным образом. Однако образ друга-защитника не столь актуален, только 18% опрошенных согласились с таким определением.

Следует отметить еще одну характеристику, которая является немаловажной составляющей образа друга для подростков, - это  партнер по развлечениям (39%), тогда  как совместные дела, работа в этом возрасте не столь значимы (18%).

Совсем небольшой процент школьников старается быть похожим на своего друга (8%). Это может свидетельствовать  о том, что сегодня приобретают  большую значимость индивидуальные характеристики личности, собственная  индивидуальность.

Итак, можно сделать вывод о  том, что по-прежнему значимым основанием для дружбы является принцип взаимопомощи. Друг - тот, кто может оказать и  психологическую, моральную поддержку, и конкретную физическую помощь, с  другой стороны - видна готовность поддержать и даже защищать друга по необходимости.

Таблица 6. Готовность рисковать ради друга, %

Чем готовы рискнуть

всегда

иногда

в редких случаях

Свободным временем

79

15

4

Интересным спектаклем, кинофильмом

71

21

4

Интересной вечеринкой

60

27

12

Существенной для Вас суммой денег

38

35

24

Поездкой на отдых

33

39

25

Доверием учителей

20

44

34

Здоровьем, жизнью

15

25

58

Взаимоотношениями с родителями

7

49

41


 

Для понимания места дружбы в  системе ценностей молодежи показательным  является вопрос "Чем бы Вы могли  рискнуть ради своего друга?" Ради друга  легко можно отказаться свободного времени, интересного спектакля, кинофильма, вечеринки (см. табл. 6). Более значимыми оказываются материальные соображения - менее 40% школьников готовы пожертвовать ради друга значительной суммой денег или поездкой на отдых.

Интересно, что дружба проигрывает  по значимости отношениям со взрослыми (родителями, учителями), а также здоровью, жизни. Около 60% школьников предпочитают рисковать жизнью ради друга только в редких случаях. Таким образом, дружба оказывается выше сиюминутных интересов, но нельзя говорить, что дружеские отношения становятся самыми важными в жизни подростка (авторитет взрослых, их мнение все еще имеет для него решающее значение).

Каковы же повседневные практики дружеского взаимодействия? Это, прежде всего, развлечения, приятное времяпрепровождение и взаимная поддержка (см.табл.7)

На вопрос: "Что вы делаете  вместе со своими друзьями?" - более 70% опрошенных девятиклассников ответили: "Развлекаемся". Причем это происходит достаточно часто и постоянно (всегда и часто - по 36%). Одной из самых  распространенных форм развлечений  являются дискотеки. Большинство опрошенных вместе с друзьями посещают дискотеки: время от времени это делают 30%, часто и всегда - 23% и 18% соответственно. По-видимому, дискотеки становятся тем местом, где можно не только приятно провести время, но и приобрести новые знакомства, найти новых друзей. Специфической чертой, характеризующей практики взаимодействия подростков сегодня, становится стремление к развлечениям, приятному времяпрепровождению. Подобное является немаловажными ценностями в этом возрасте и становится основными практиками дружеского общения.

 

Таблица 7. Практики дружеского взаимодействия, %

Дружеские практики

Частота осуществления

никогда

редко

иногда

часто

всегда

Развлечения

1

9

11

36

36

Решение каких-либо жизненных проблем

5

8

34

30

16

Посещение дискотек

8

14

30

23

18

Просмотр TV, видео

7

27

33

21

5

Посещение театров, кинотеатров

11

29

38

14

4

Совместная подготовка к домашним заданиям

20

26

35

12

1

Употребление алкоголя

45

23

13

8

2

Курение

69

9

3

4

5

Подрабатывание

54

26

6

2

7

Употребление наркотиков

89

3

0

1

0


 

Другой специфической характеристикой  дружеского взаимодействия оказалось  решение жизненных проблем. Хотя если практика развлечений осуществляется часто и всегда (36% и 30% соответственно), то разрешение проблем занимает меньшее  время (часто - 30%, и только 16% всегда). Но, тем не менее, взаимная поддержка  друзей, совместный поиск выхода из трудной ситуации являются важными  составляющими системы дружеских  практик, что характеризует дружбу подростков как глубокое межличностное  взаимодействие.

Следующая группа повседневных дружеских  практик - это какая-либо совместная деятельность, осуществляющаяся с достаточной  периодичностью, например, 30-40% школьников иногда вместе с друзьями смотрят TV, видео, ходят в кинотеатры, даже вместе готовятся к домашним заданиям. Однако приятное времяпрепровождение в  дружеской компании ценнее, нежели совместные учебные дела (все-таки 20% школьников никогда не делают вместе с другом домашние задания). Также  в этом возрасте еще не стоит вопрос о зарабатывании денег - совместная с другом работа не является характерным примером практик дружеского взаимодействия (54% никогда не подрабатывают, 26% делают это редко).

Подводя итог, можно сказать, что  специфической чертой, характеризующей  практики взаимодействия подростков сегодня, становится стремление к развлечениям, приятному времяпрепровождению. Подобное является немаловажными ценностями в этом возрасте и становится основными  практиками дружеского общения. Причем развлечения и дружеское общение  вообще часто сопровождаются употреблением  алкогольных напитков, что, возможно, служит неким ритуалом взросления.

 

Заключение

В мине – дипломе  на тему «Дружба как ценность в  сознании современной молодежи»  была сделана попытка вывить дружеские ценности в представлении современной молодежной среде.

В теоретической  части были раскрыты такие понятия  как «дружба» и «молодежь» для  того, что бы конкретизовать рамки своего исследования.

В практической части были рассмотрены ценности современной молодежи, которые помогли  увидеть облик современной дружбы.

Подтвердились такие гипотезы как: дружба вытекает из сообществ по интересам, дружба – это возможность ценностных приоритетов молодежи, дружба основывается на принципе взаимопомощи. И мы можем говорить о том, что наша основная гипотеза  подтвердилась. Действительно молодежной среде существуют различные ценности дружбы.

Для достижения цели были выполнены  поставленные задачи.

Таким образом, мы выявили ценности и современный облик дружбы. И все же не надо забывать такие прекрасные слова, сказанные Йонном Койфером «Мы станем друзьями, если выберемся отсюда. Навеки связанными общей эмоциональной травмой», которые раскрывают всю прелесть дружбы.

 

Список литературы

  1. Гавриловец К. В. Дружба, товарищество, любовь. Мн: Народная асвета, 1981. – 48с
  2. Кон И. С. Дружба: этико-психологический очерк. – 3-е изд.- М.: Политиздат,1989 – 348 с.;
  3. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. – М.:Владос,2001. – 688с. – С. 601 -604.;
  4. http://www.dialog-el.ru/?Psy/Nested/YoungFriendShip;
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%EE%E4%B8%E6%FC

 

 

 

 

 


Информация о работе Дружба как ценность в сознании современной молодежи