Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение сущности и факторов развития социальной среды, влияние их на деятельность организации на примере ОАО «Российские Железные Дороги».
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность факторов развития социальной среды.
2. Рассмотреть влияние этих факторов на деятельность организации.
3. Проанализировать социальное развитие конкретного предприятия.
4. Выявить основные направления развития социальной среды данного предприятия.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной
среды 5
1.1 Факторы развития социальной среды организации 5
1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации 11
ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на
предприятии ОАО «Российские железные дороги» 14
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские
железные дороги» 14
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО
«Российские железные дороги» 18
ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации 21
Заключение
25
Приложения
Список использованной литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра управления персоналом
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
Курсовая работа
Доцент кафедры
управления персоналом
Чеботкова С. Ю.
Волгоград – 2010
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной
среды 5
1.1 Факторы развития социальной среды организации 5
1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации 11
ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на
предприятии ОАО «Российские железные дороги» 14
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские
железные дороги» 14
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО
«Российские железные дороги» 18
ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации 21
Заключение
25
Приложения
Список использованной литературы
Социальное управление по своему назначению ориентируется исключительно на людей. Его основная задача состоит в том, чтобы создавать для работников организации надлежащие условия труда и быта, добиваться их постоянного улучшения.
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Непременный объект управления персоналом – развитие социальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификацион
Социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе развития общества особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
Социальное развитие организации означает изменения к лучшему в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.
Целью исследования является рассмотрение сущности и факторов развития социальной среды, влияние их на деятельность организации на примере ОАО «Российские Железные Дороги».
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность факторов развития социальной среды.
2. Рассмотреть влияние этих факторов на деятельность организации.
3. Проанализировать социальное развитие конкретного предприятия.
4. Выявить основные направления развития социальной среды данного предприятия.
Объект исследования: факторы развития социальной среды организации.
Предмет исследования: сущность факторов развития социальной среды организации.
Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам авторов (Захаров Н., Кузнецов А. и др.).
В качестве информационной базы исследования использовались материалы экономических газет и журналов.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: раскрыта сущность факторов развития социальной среды, рассмотрено влияние этих факторов на деятельность организации, проанализировано социальное развитие конкретного предприятия, выявлены основные направления развития социальной среды данного предприятия.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты факторов развития социальной среды организации
1.1 Факторы развития социальной среды организации
Объектом управления персоналом является развитие социальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-
Факторы развития социальной среды организации выражают содержание изменений в образующих ее социальную среду условиях и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.
К факторам развития социальной среды организации относятся[1]:
– потенциал организации, ее социальная инфраструктура;
– условия работы и охрана труда;
– социальная защищенность работников;
– социально-психологический климат коллектива;
– материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
– внерабочее время и использование досуга.
Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность персонала и характер ведущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форму собственности, состояние основных фондов, финансовое положение.
Социальная инфраструктура представлена на рис. 1 и представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.
Рис. 1. Социальная инфраструктура организации.
– обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;
– медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, санатории, профилактории и т.д.);
– объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);
– объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);
– объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);
– спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
– коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.
Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.
Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, следит за здоровьем и образованием, обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, через сеть торговых учреждений, поддерживает культурно-нравственный потенциал людей. В целом деятельность социальной инфраструктуры направлена на удовлетворение потребностей людей.
Следующим фактором является условия и охрана труда. Они включают факторы, которые связаны с содержанием совместной работы, техническим уровнем производства, организационными формами трудового процесса и качеством рабочей силы, занятой в данной организации, а также факторы, так или иначе воздействующие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Сюда включается:
– оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
– организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;
– сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;
– соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
– наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.
– обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);
– нормальную продолжительность рабочего времени, компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;
– возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;
– отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;
– выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.
Следующий фактор - социально-психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.