Факторы развития социальной среды и их влияние на деятельность организации на примере ОАО «Российские железные дороги»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью исследования является рассмотрение сущности и факторов развития социальной среды, влияние их на деятельность организации на примере ОАО «Российские Железные Дороги».
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность факторов развития социальной среды.
2. Рассмотреть влияние этих факторов на деятельность организации.
3. Проанализировать социальное развитие конкретного предприятия.
4. Выявить основные направления развития социальной среды данного предприятия.

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты понятия факторов развития социальной
среды 5
1.1 Факторы развития социальной среды организации 5
1.2 Влияние факторов социальной среды на деятельность организации 11

ГЛАВА 2 Анализ влияния факторов развития социальной среды на
предприятии ОАО «Российские железные дороги» 14
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Российские
железные дороги» 14
2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО
«Российские железные дороги» 18

ГЛАВА 3 Совершенствования в социальной среде организации 21

Заключение
25
Приложения

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ !!!!!!.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

Техническая характеристика ОАО "РЖД":

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплуатационная длина - 85,2 тыс. км.

ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий - 42,9 тыс. км.

ОАО "РЖД" обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.

Парк подвижного состава:

- грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы)- 4,1 тыс.;

- грузовые вагоны всех типов (с учетом вагонов ОАО "ПГК", находящихся в управлении ОАО "РЖД") - 568,3 тыс.;

- маневровые локомотивы (тепловозы) - 5,9 тыс.;

- пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) - 2,7 тыс;

- пассажирские вагоны дальнего следования - 24,1 тыс.;

- пассажирские вагоны пригородных поездов - 15,6 тыс.;

- вагоны дизельного подвижного состава - 800 ед.

Производственно-экономические показатели за 2007 год:

Погрузка - 1,34 млрд. тонн (+ 2,5%, или на 32 млн. тонн больше к 2006 году). Грузооборот вырос на 7,1% по сравнению с 2006 годом и составил 2293,4 млрд. т/км. Возрос объем погрузки автомобилей (+30%), зерна (+25%), металлоконструкций (+17,7%), машин и оборудования (+13,7%), цемента (+8,5%), удобрений (+5,1%), черных металлов (+3,9%). Более чем на 5% возросло отправление грузов в контейнерах. Рост транзитных перевозок составил 30%.

В дальнем и пригородном сообщении перевезено 1,3 млрд. человек. Пассажирооборот составил 174 млрд. пасс-км.

На13% увеличились доходы от грузовых перевозок, в том числе за счет роста погрузки высокодоходных грузов.

Выручка компании по РСБУ - 975,5 млрд. рублей, чистая прибыль - 84,4 млрд. рублей[4].

Годовой объем инвестиций увеличен более чем в полтора раза (по сравнению с 2006 годом) и превысил 259 млрд. рублей (а с учетом лизинга - 288 млрд. рублей).

В 2007 году на железные дороги с учетом лизинга поставлено:

- 326 локомотивов (в 2006 году - 277),

- 912 пассажирских вагонов (в 2006 году - 755),

- более 16 тысяч грузовых вагонов (в 2006 году - 8,6 тысячи),

- 762 вагона электропоездов и рельсовых автобусов.

Также в течение 2007 года произведена модернизация 258 локомотивов, 5164 грузовых и 189 пассажирских вагонов.

Проанализировав экономические показатели организации, можно сделать вывод, что в данной отрасли это очень крупная компания с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

 

 

2.2 Оценка уровня социального развития на предприятии ОАО «Российские железные дороги[5]»

В социальной структуре коллектива предприятия в 2007-2009гг. можно отметить значительные изменения. Общая численность работников предприятия в 2008г. Снизилась на 3,33% по сравнению с 2007г. В 2009г. также произошло сокращение общего числа персонала на 7,72% по сравнению с 2008г.

Возрастно-половая структура также претерпела изменения. Численность работников-мужчин всегда была больше численности работников-женщин, а в период в с 2007 по 2009г. число мужчин увеличилась на 0,7%, а число женщин уменьшилась на 0,9%. В возрастной структуре следует отметить увеличения числа работников 30 – 40 лет. Вместе с тем число работников до 30 лет, 40 – 50 лет и которым более 50 лет уменьшилась.

Что касается изменений в основном и вспомогательном персонале, то по обеим группам прослеживается снижение численности работников, причем количество основного персонала снизилось на 8%, а количество вспомогательного на 12%.

Все программы повышения квалификации, переподготовки и подготовки руководителей и специалистов приведены в соответствие со стратегией развития Компании. Налажено эффективное взаимодействие с железнодорожными вузами. Помимо этого, Компания начала активно взаимодействовать с другими ведущими российскими вузами с целью подготовки специалистов для блоков: стратегического, инвестиционного, финансового менеджмента, корпоративного управления, юридического, информационных технологий, управления персоналом. Более 1100 руководителей номенклатуры высшего звена и кандидатов на эти должности, состоящих в резерве кадров, прошли обучение по специальным программам в РАПС (МИИТ), АНХ, Академии им. Плеханова, ВШЭ и других высших учебных заведениях. Более 600 руководителей и специалистов Компании прошли стажировку на предприятиях железнодорожного транспорта за рубежом. В 2008г. одновременно бизнес-образование получали 244 работника Компании (в 2005 г. всего 7 сотрудников).

Что касается подготовке новых кадров, можно отметить стабильность организации в этом плане. Всего рабочим специальностям обучено в 2007г. 61 тыс. человек, в 2008г. – 58000, а в 2009г. – 60000. В 2009г. 29% кадров подготавливалось в вузах, 23% - в техникумах и колледжах. Причем число проходящих обучение в вузах в 2009г. увеличилось на 14% по сравнению с 2008г., а количество учащихся в техникумах и колледжах уменьшилось на 30%.

Что касается повышения квалификации среди работников компании, то тут за период с 2007 по 2009гг. также наблюдается относительная стабильность: в среднем в год 157 тыс. человек проходить повышение квалификации. Из них 46% руководителей и специалистов и 54% - рабочих кадров.

Текучесть работников ОАО «РЖД», занимающих должности руководителей и специалистов увеличивается. Если в 2007г. она составляла 5,6%, в 2008 – 7,1%, то в 2009г. текучесть кадров уже составила 7,4%. Наблюдается рост среди вновь принятых работников в ОАО «РЖД». В 2008г. принято на 11% больше работников, чем в 2007г. А в 2009г. на 0,4% больше, чем в 2008г. Данные объемы текучести кадров на предприятии связано с применением режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы, которое достигло наибольших объемов в 1 кв. 2009 года, что также говорит о том, что экономический кризис затронул компанию.

Фонд заработной платы в ОАО «РЖД» постоянно увеличивается и в 2009г. составил уже 295,1 млрд. руб., что на 2% больше чем в 2008г. и на 19% больше чем в 2007г. Средняя заработная плата работников также растет. В 2008г. она составила 22239 руб. и это на 44% больше чем в 2007г. Рост наблюдается и в минимальном размере оплаты труда  на предприятии. В 2008г. он вырос на 27% и составил 3724 рубля. Конечно же мировой экономический кризис коснулся и ОАО «РЖД», поэтому в 2009г. рост заработной платы более скромный. Это видно по фонду заработной платы: 19-ти процентный рост в 2008г. и более скромный 2-х процентный рост в 2009г.

Проанализировав все таблицы, необходимо определить общий уровень социального развития на предприятия. Сделав необходимые подсчеты, следует сказать, что общий уровень социального развития на ОАО «РЖД» 0,92, другими словами 92% от достаточного уровня, что является достаточно высоким показателем.

Финансово-экономический кризис потребовал от Общества принятия жестких мер по экономии всех видов затрат и издержек. Не обошел стороной он и ОАО «РЖД», затронув как экономическое состояние организации так и социальную среду на предприятии. Проанализировав социальный паспорт предприятия, можно отметить ряд проблем в социальной сфере требующих решения:

- рост текучести кадров;

- применение режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы;

- снижение нормы рабочего времени и т. д.

 

 

 


ГЛАВА 3. Совершенствования в социальной среде организации.

Финансово-экономический кризис, затронувший ОАО «РЖД», поставил компанию перед вопросом обеспечения рационального использования трудовых ресурсов в условиях снижения объема перевозок.

Для этого во всех структурных подразделениях проводились работы по изысканию внутренних резервов для приведения контингента в соответствие с объемами выполняемых работ: перевод под единое руководство малодеятельных производственных участков, ликвидация незагруженных рабочих мест, совмещение профессий, расширение зон обслуживания и др.

Совершенствование техники, повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов обеспечило снижение трудозатрат на обслуживание, эксплуатацию и ремонт подвижного состава и инфраструктуры.

В связи с этим возникла необходимость в пересмотре действующей нормативной базы. Было переработано около 200 технологических инструкций и положений. Реализация пересмотренных нормативных документов позволила обеспечить снижение потребности в численности работников по всем хозяйствам при безусловном соблюдении безопасности движения поездов.

В течение 2009 года проводилась активная работа по оптимизации рабочего времени работников. В результате, часы сверхурочной работы по сети железных дорог снизились по сравнению с 2008 годом в 3,2 раза.

Применение режимов неполного рабочего времени и отпусков без сохранения заработной платы достигло наибольших объемов в 1 кв. 2009 года. Начиная с сентября 2009 года дифференцированно, с учетом роста объемов перевозок и доходности, осуществлялся переход структурных подразделений на работу в условиях полного рабочего времени. В результате, в декабре применение режимов неполного рабочего времени к началу 2009 года сократилось в 2,5 раза.

В среднем по году снижение нормы рабочего времени применялось в отношении 475 тыс. чел., что составляет 46% от численности работников.

Принимаемые в 2009 году антикризисные меры, наряду с проведением большой разъяснительной работы в коллективах, позволили обеспечить выполнение установленных параметров бюджета по фонду оплаты труда, численности и производительности труда и сохранить социальную стабильность в Компании.

В целях объединения интересов Компании и работников, формирования единого общекорпоративного подхода к стимулированию в Компании разработана новая система материальной мотивации труда, которая позволит:

•              в наибольшей степени вовлечь персонал в решение корпоративных задач;

•              повысить материальную заинтересованность работников в эффективном выполнении как индивидуальных, так и общекорпоративных задач;

•              установить единые принципы в области материального стимулирования всех работников Компании, порядок разработки и утверждения в филиалах ОАО «РЖД» положений о премировании работников с учетом трехуровневого подхода;

•              гарантировать выплату доли премии работнику за выполнение его индивидуальных показателей при ухудшении общих производственно-экономических результатов работы структурного подразделения, филиала.

Развитию кадрового потенциала также следует уделять немаловажное значение.

Система управления персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии со «Стратегией развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 августа 2009 года № 1819р. Задачей актуализации Стратегии явилось определение главной стратегической цели, функциональных задач, ключевых направлений и мероприятий по их реализации на период до 2015 года в сфере управления персоналом с учетом формирования холдинга ОАО «РЖД».

Стратегия развития кадрового потенциала способствует созданию надежных механизмов, которые позволяют достичь главной цели — повышения эффективности  деятельности и вовлеченности персонала в реализацию корпоративных задач холдинга «Российские железные дороги».

Главная цель Стратегии с учетом развития сильных сторон, сопутствующих рисков и возможностей, принципов реализации может быть достигнута через решение следующих функциональных задач:

•              обеспечение персоналом;

•              вовлечение персонала в эффективную реализацию корпоративных задач и совершенствование системы мотивации;

•              непрерывное развитие персонала и переход к обучающейся организации;

•              жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде;

•              проведение эффективной молодежной политики;

•              совершенствование корпоративной социальной ответственности и социального партнерства;

•              развитие корпоративной системы управления персоналом в Холдинге.

В кризисный 2009 год основные мероприятия были направлены на оптимизацию численности Компании и приведение ее к сократившимся объемам выполняемой работы. Для планомерного выведения излишнего персонала и приведения численности к выполняемому объему работ была разработана и утверждена «Целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников ОАО «РЖД» на 2009 — 2011 годы». Основное высвобождение численности произошло за счет естественного оттока: по сокращению численности или штата организации в Компании уволен только 1,1% работников (12,5 тыс. чел.). Это не больше, чем в докризисном 2008 году. Кроме того, Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных Сил России — 13,5 тыс. чел.

В основном все задачи, поставленные Правлением на 2009 год в области управления персоналом, выполнены, и принятые меры позволили обеспечить реализацию поставленных задач перед Компанией.

Проводимая в 2009 году работа по реализации Стратегии развития кадрового потенциала в целом обеспечила потребности филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» в квалифицированных кадрах. Особое внимание было уделено реализации антикризисных мер — переподготовке персонала, обучению работников Общества вторым (смежным) профессиям, повышению их квалификации.

Информация о работе Факторы развития социальной среды и их влияние на деятельность организации на примере ОАО «Российские железные дороги»