Автор работы: Дарья Толовикова, 12 Августа 2010 в 00:58, реферат
Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.
К феминизму в целом можно отнестись с пониманием, за исключением его воинствующего направления, стремящегося, под предлогом раскрепощения женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами с мужчиной. Сторонников этой точки зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение, что женщины в первую очередь должны быть хранительницами домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого самовыражения.
Международный банковский институт
Кафедра
гуманитарных и социальных
дисциплин
Реферат
по социологии
Тема:
“Феминизм как
одно из направлений
современной социологии
”
Санкт-Петербург
2008
Содержание:
Введение
Понятие
феминизма
Введение
Феминизм – противоречивое
К
феминизму в целом можно
По своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага, и только. Но охранительную функцию женщины надо понимать гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.
В современном обществе не может остаться в стороне женский вопрос - о месте женщины в современном обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии общественного развития.
В
данной работе я хотела раскрыть понятие
феминизма, историю его возникновения,
а также его место в жизни общества.
Понятие
феминизма и история
его возникновения
Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»), в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.
Синонимом феминизма можно назвать термин « эмансипация женщин».
Эмансипация (лат.-emancipatio)
Феминология
– наука о положении и
Феминизм
имеет долгую историю и может,
вероятно, быть прослежен от 15-го столетия,
а женское сопротивление подчинению, конечно
же, предшествует возникновению феминизма
как полностью сформулированной идеологии
и практики. Корни современной феминистской
мысли прослеживаются с конца 18-го столетия
и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее
имели многочисленные проявления феминистской
активности, сопровождаемые периодами
относительного затишья. "Первую волну"
феминизма часто относят к середине 19
- началу 20-го столетия. "Вторая волна"
идентифицировалась с возрождением феминизма
в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве
социального движения до настоящего времени.
Однако таких "волн" было много, и
Сара (1982) подвергла критике идею "первой"
и "второй волны" как этноцентристскую.
Несмотря на
то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился
понять и документально доказать, что
угнетению обычно подвергаются все женщины,
многие современные документы подчеркивают
многообразие подобных отношений не только
в связи с мужским социальным порядком,
но и из-за отношения женщин друг с другом.
Следовательно, точнее было бы говорить
о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила
свыше десятка политических тенденций
внутри феминизма в диапазоне от либеральной
позиции равноправия до требования женского
верховенства.
Экофеминизм
утверждает, что конец угнетения женщин
связан с экологическими ценностями...,
женщины должны быть прежде всего озабочены
прекращением эксплуатации экосистем
(Канард, 1988).
Экофеминизм был особенно силен внутри
радикального феминизма и внутри движения
зеленых.
Радикальный феминизм
разработал понятие исключительно женской
культуры, наряду с убеждением в потребности
организации отдельно от мужчин. Материалистический
(социалистический) феминизм настроен
критически в отношении эссенциализма,
скрыто присущего радикальному феминизму,
и внеисторического подхода к патриархату.
Данная идеология имеет корни в марксизме
и наделяет приоритетным значением социальный
класс как фактор, определяющий положение
женщин при капитализме, будучи, следовательно,
связана с интеракцией между диалектикой
класса и пола. Деление на радикальных
феминисток, которые желают организоваться
отдельно от мужчин, и материалистических
феминисток, стремящихся к солидарности
с "благосклонными" мужчинами, остается
непреодоленным.
Академический
феминизм придал импульс обучению и исследованиям
во многих академических учреждениях.
Направление женских исследований было
связано с пересмотром и оспариванием
широкого разнообразия академических
дисциплин, включая социологию, историю,
английскую литературу, с критикой "слепого
в отношении пола" характера академического
знания. В социологии все чаще появлялась
литература о положении женщин в обществе
и развитии особой феминистской методологии
исследования (Стенли и Вайз, 1983).
В результате медленных, "ползучих" завоеваний в конце XIX - первой половине XX века женщинам удалось добиться права на образование; на равный с мужчинами труд и заработную плату, позднее - получить право голоса и право быть избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти, право входить в профсоюзные организации и политические партии, право на развод, право на государственную помощь по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком и т.д. Так, медленно и постепенно, начинались сдвиги в социальных отношениях пола, происходило завоевание женщинами права на власть, а затем - и самой власти.
Особую роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую в рабочем движении. Самым типичным, самым крупным представителем этой реакции был П.Ж. Прудон. Он категорически отрицал идеи женского равноправия, право женщины на участие в гражданской жизни. В 1848 году от имени общественной морали и самой справедливости он протестовал против выдвижения кандидатуры известной французской феминистки Жанны Деруан на выборах в парламент - Национальное собрание.
И все-таки у марксистских феминистических идей был существенный изъян. Его заметят позднее, столетие спустя. Подводя итоги развитию идей женского равноправия, французский социолог Э. Морен напишет, что попытка рассмотреть проблему угнетения женщины с помощью категорий классового анализа является упрощением. Эта проблема сложилась в доклассовую, а может быть и доисторическую, эпоху и имеет не столько социологический, сколько антропосоциологический характер.
Особо
стоит отметить книгу Симоны де Бовуар
«Второй пол», которая оказала
сильнейшее влияние на всю историю
развития женского движения. В центре
ее внимания - не "женские массы"
и их "коллективная борьба", а женская
личность и ее "ситуация" в истории,
заданная физиологией и анатомией, психологией
и социальными нормами и правилами.
В конце XIX - начале ХХ века организационно оформилось Международное женское движение, которое было представлено тремя типами организаций:
Но, несмотря на все достижения
феминизма, по-прежнему во
Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщины составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.
Феминистское движение 60-х – начала 70-х годов получило несколько экстравагантную окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы «площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американской организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».
Шокирующий характер носили не только формы феминистского протеста, но и его содержание. Критике подвергались те устои общества, которые способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина – одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает мужское господство».
Экстремизм феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой – давал повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.
Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, «левизны» как своего рода болезни роста. Потребовалось время, чтобы пришли зрелость оценок, умеренность и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований (women’s studies), призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров.
В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.
Информация о работе Феминизм как одно из направлений современной социологии