Феминизм как одно из направлений современной социологии

Автор работы: Дарья Толовикова, 12 Августа 2010 в 00:58, реферат

Описание

Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.
К феминизму в целом можно отнестись с пониманием, за исключением его воинствующего направления, стремящегося, под предлогом раскрепощения женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами с мужчиной. Сторонников этой точки зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение, что женщины в первую очередь должны быть хранительницами домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого самовыражения.

Работа состоит из  1 файл

моя социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Международный банковский институт

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  социологии

Тема: “Феминизм как  одно из направлений современной социологии ” 
 
 
 
 

                                 Исполнитель: студентка  уч. группы

                                          (фамилия, имя, отчество)

                                 Руководитель:                уч. степень и звание

                                                ____________________________   

                                                                                    (фамилия, имя, отчество) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2008 

Содержание: 

     Введение

     Понятие феминизма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

              Феминизм – противоречивое явление.  Поэтому многие, кто пытается  разобраться в сущности этого  явления по разному рассматривают  феминизм, как социальное явление.

     К феминизму в целом можно отнестись  с пониманием, за исключением его воинствующего направления, стремящегося, под предлогом раскрепощения женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами с мужчиной. Сторонников этой точки зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение, что женщины в первую очередь должны быть хранительницами домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого самовыражения.

     По  своей природе женщина - созидатель, а не разрушитель, хранительница  жизни. Но отсюда зачастую делается неправильный вывод, что женщина - хранительница домашнего очага, и только. Но охранительную функцию женщины надо понимать гораздо шире. Наблюдается и, в первую очередь, в индустриально развитых странах, отход от традиционной патриархальной модели взаимоотношения полов.

     В современном обществе не может остаться в стороне женский вопрос - о месте женщины в современном обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии общественного развития.

     В данной работе я хотела раскрыть понятие  феминизма, историю его возникновения, а также его место в жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие феминизма и история  его возникновения 

     Феминизм  (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»), в широком смысле- стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

          Синонимом феминизма можно назвать термин « эмансипация женщин».

          Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян  обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.

     Феминология – наука о положении и социальных ролях женщины. Она рассматривает  совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных  условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни. Отсюда следует. что главным объектом феминологии являются женщины. Целью гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение звучания обеих струн – мужской и женской – в гармонии социального развития.

     Феминизм  имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия, а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики. Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и "второй волны" как этноцентристскую.  
         Несмотря на то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился понять и документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины, многие современные документы подчеркивают многообразие подобных отношений не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования женского верховенства.

     Экофеминизм  утверждает, что конец угнетения женщин связан с экологическими ценностями..., женщины должны быть прежде всего озабочены прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988).               Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри движения зеленых.  
       Радикальный феминизм разработал понятие исключительно женской культуры, наряду с убеждением в потребности организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический) феминизм настроен критически в отношении эссенциализма, скрыто присущего радикальному феминизму, и внеисторического подхода к патриархату. Данная идеология имеет корни в марксизме и наделяет приоритетным значением социальный класс как фактор, определяющий положение женщин при капитализме, будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса и пола. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным.  
           Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой "слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии особой феминистской методологии исследования (Стенли и Вайз, 1983).  
       

       В результате медленных, "ползучих" завоеваний в конце XIX - первой половине XX века женщинам удалось добиться права на образование; на равный с мужчинами труд и заработную плату, позднее - получить право голоса и право быть избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти, право входить в профсоюзные организации и политические партии, право на развод, право на государственную помощь по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком и т.д. Так, медленно и постепенно, начинались сдвиги в социальных отношениях пола, происходило завоевание женщинами права на власть, а затем - и самой власти.

     Особую  роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую  в рабочем движении. Самым типичным, самым крупным представителем этой реакции был П.Ж. Прудон. Он категорически отрицал идеи женского равноправия, право женщины на участие в гражданской жизни. В 1848 году от имени общественной морали и самой справедливости он протестовал против выдвижения кандидатуры известной французской феминистки Жанны Деруан на выборах в парламент - Национальное собрание.

     И все-таки у марксистских феминистических  идей был существенный изъян. Его  заметят позднее, столетие спустя. Подводя  итоги развитию идей женского равноправия, французский социолог Э. Морен напишет, что попытка рассмотреть проблему угнетения женщины с помощью категорий классового анализа является упрощением. Эта проблема сложилась в доклассовую, а может быть и доисторическую, эпоху и имеет не столько социологический, сколько антропосоциологический характер.

     Особо стоит отметить книгу Симоны де Бовуар «Второй пол», которая оказала  сильнейшее влияние на всю историю  развития женского движения. В центре ее внимания - не "женские массы" и их "коллективная борьба", а женская личность и ее "ситуация" в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами. 

     В конце XIX - начале ХХ века организационно оформилось Международное женское движение, которое было представлено тремя типами организаций:

    • либерально-демократическими - Международным женским советом (МЖС, 1888), Международным женским суфражистским альянсом (МЖСА, 1902);
    • социал-демократическим - Международным женским социалистическим секретариатом (МЖСС, 1907);
    • международным объединением с узкой социальной направленностью - Международным конгрессом по борьбе с торгом белыми рабынями (1899);
 

       Но, несмотря на все достижения  феминизма, по-прежнему во всех  сферах жизни главенствовали  мужчины. Оказалось, что равноправия  на бумаге недостаточно, необходимо было изменить отношение к женщине и в сознании людей. Пробуждение, или «женское возрождение» началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. Женское движение обрело новые, зачастую радикальные формы, что нашло отражение в его названии – «женское освободительное движение» (Women’s liberation).

     Новая волна борьбы за эмансипацию была обусловлена структурными изменениями в социуме и, прежде всего, - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве. Так, к 1960г. в США женщины составляли более одной трети трудовых ресурсов страны, при этом 54% трудящихся женщин были замужними, а 33% имели детей, что свидетельствует об экономических факторах, побуждавших женщин включаться в общественную производственную практику.

     Феминистское  движение 60-х – начала 70-х годов  получило несколько экстравагантную  окраску, проявляясь в вызывающих, даже шокирующих традиционно настроенную общественность непривычных лозунгах, формах выражения протеста. Стремясь к пробуждению женского самосознания, освобождению общественного мнения от инерции патриархально ориентированных нравственных установок, феминистки использовали, например, приемы «площадного театра». В листовках возникшей в 1968г. американской организации под скандальным названием «Ведьма» говорилось: «Все, что репрессивно, имеет исключительно мужскую ориентацию, завистливо, отмечено пуританством и авторитарностью, должно стать мишенью вашей критики. Ваше оружие – ваше безграничное прекрасное воображение. Ваша сила исходит от вас самих как от женщин, и она многократно усиливается от совместной работы с вашими сестрами. Ваш долг – освободить ваших братьев (хотят они этого или нет) и самих себя от стереотипов половых ролей».

     Шокирующий  характер носили не только формы феминистского  протеста, но и его содержание. Критике  подвергались те устои общества, которые  способствовали, по мнению феминисток, закреплению неравноправного положения женщин: замужество, материнство и т.п. Логика рассуждений сводилась приблизительно к следующему: «В браке, согласно закону, мужчина и женщина – одно лицо, то есть само бытие или правовое существование женщины прекращается с началом ее замужества. Ибо «одно» всегда подразумевает мужское господство».

     Экстремизм  феминистского движения имел позитивные и негативные последствия. С одной стороны, он содействовал пробуждению женского самосознания, а с другой – давал повод для дискредитации, позволял оппонентам обвинять феминисток в том, что у них комплекс неполноценности, нездоровое пристрастие к власти, склонность к половой распущенности и т.д.

     Феминизм, как и всякое другое политическое движение, не мог избежать радикализма, «левизны» как своего рода болезни  роста. Потребовалось время, чтобы  пришли зрелость оценок, умеренность  и взвешенность действий, наконец, теоретическая обоснованность. Этому в значительной степени способствовало создание сети так называемых женских исследований (women’s studies), призванных одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под движение за освобождение женщин. Женские исследования стали неотъемлемой частью учебных программ многих университетов, появилось немало специализированных научно-исследовательских центров.

     В 70-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.

Информация о работе Феминизм как одно из направлений современной социологии