Автор работы: Дарья Толовикова, 12 Августа 2010 в 00:58, реферат
Феминизм – противоречивое явление. Поэтому многие, кто пытается разобраться в сущности этого явления по разному рассматривают феминизм, как социальное явление.
К феминизму в целом можно отнестись с пониманием, за исключением его воинствующего направления, стремящегося, под предлогом раскрепощения женщины, во что бы то ни стало поменять ее местами с мужчиной. Сторонников этой точки зрения узнать легко, достаточно лишь просто высказать мнение, что женщины в первую очередь должны быть хранительницами домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого самовыражения.
Свой выход из этого тупика предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления «мужской» и «женской» ролей в разных ситуациях в разные периоды. Они предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. – gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: «социальные отношения пола», или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о «природном назначении пола», показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса».
В 70-80-е годы международным сообществом приняты документы, которые призывают к ликвидации всех форм дискриминации женщины. В них женщина признается таким же полноценным субъектом истории, как и мужчина, а ее личность оценивается выше, чем ее «природное назначение», в них подчеркивается, что рождение детей, продолжение рода – это право, а не обязанность женщины.
Начатая
в 60-е годы «женская революция» шла
под лозунгом: «Если женщина имеет
право на половину рая, то она имеет
право и на половину власти на земле!»
- в 80-90-е годы вынудила власть имущих потесниться
и впустить, наконец, и женщин во все структуры
управления обществом. Эти структуры из
однополых мужских стали превращаться
в «смешанные».
Подходы в исследовании социальной дискриминации женщин
Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Ученые и политики Древнего Мира прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах Древнего Мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни мало кто из мужчин изменил свое мнение о женщине.
Главный вопрос, который волнует ученых на рубеже тысячелетий: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным?
Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда, временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.
1) Правовой подход
В российской науке сложилось традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин, ее рассматривали как проблему исключительно юридическую. Однако известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального их осуществления.
2) Психологический подход
Анализ социальной дискриминации женщин на уровне микросоциума: анализа семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами ("биологический пол"), так и разные социо-культурные представления о ролевом поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность - женственность.
3) Социологический подход
Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной.
Социологический анализ предполагает использование на определенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума в особенности с позиций больших социальных общностей.
Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта.
Дискриминация женщин меняет их социальный статус и социальные установки в конкретной ситуации (как семейно-бытовой, так и общественной) и влечет за собой перемены в ролевых функциях женщины. Социологический анализ учитывает эти обстоятельства.
Социологический подход к исследованию процесс социальной дискриминации женщин предусматривает междисциплинарное изучение этой проблемы, которая находится "на перекрестке" нескольких наук: юридической, исторической, философской, психологической и собственно социологической.
Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах занятости.
4) Социогендерный подход
В настоящее время это наиболее перспективный подход, эмпирическую базу которого составляют результаты конкретных социологических исследований. В России они непрерывно проводятся различными исследовательскими группами и поддерживаются грантами зарубежных фондов(центр "ГАЛСИ" Международной ассоциации "Женщины и развитие" под руководством Г. Силласте) провел в 90-х годах : "Женщины и демократизация", "Женщины - рынок - конверсия"; "Женщины в российском обществе", "Труд, Занятость, Безработица".
5) Феминизм как следствие дискриминации
Естественно,
что в такой ситуации женщины
стали объединяться в единое течение,
которое пыталось бороться с массовой
дискриминацией и продолжает это
делать до сих пор. Это течение
получило название "феминизм". Существует
множество инструментов, с помощью
которых феминизм заявляет о себе. Но,
пожалуй, наиболее глобальным средством
массовой информации является Интернет,
который дает практически неограниченные
возможности для осуществления исследований,
проведения тестов, общения. Существует
множество электронных клубов феминисток,
специальные электронные газеты, посвященные
этому течению.
Заключение
Феминистки силы обращают внимание на тот факт, что женщины по-прежнему не имеют должного влияния на все стороны общественной жизни. Между тем они составляют более половины человечества. В парламентах и правительствах женщин незначительный процент. Такое положение не может не возмущать, если учесть, что на сегодняшний день известно, вопреки прежним представлениям, что различия между полами ограничиваются исключительно физиологической сферой. Женщины так же, как и мужчины, способны к выполнению различных ролей в обществе и точно так же, как и мужчины, обладают способностью к саморазвитию и испытывают потребность в нём. Они такие же люди – не лучше и не хуже – и им принадлежат такие же права, в том числе право выбора жизненного пути, не ограниченного в большей степени, чем у мужчин.
Важно отметить что, международное женское движение оказало огромное влияние на положение женщины в современном обществе, отношение к ней со стороны мужчин и самой к себе. Теперь женщина более независима, самостоятельна и воспринимается в большей степени как субъект, а не как объект воздействия.
Само слово “пол” означает половину чего-либо, неполноценное, половину целого, и чтобы стать полноценным должны соединиться две половины. Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинками единого существа, единой системой, где два элемента тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. А с точки зрения прав человека можно сказать, что равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами.
Исторический
опыт требует относиться ко всем, как
к людям, соблюдать права человека
безотносительно пола. Такой подход к
пониманию ролей мужчины и женщины в цивилизации,
является определяющим в их отношениях
в 21 веке.
Список литературы:
Информация о работе Феминизм как одно из направлений современной социологии