Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:01, контрольная работа
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Введение.
1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом.
3. Специфика средневековой схоластики.
4. Ориентации и переориентации религиозной философии.
5. Проблема «доказательства» существования бога.
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.
Заключение.
Список литературы.
Если в свое время антропологические учения М. Шелера, Ж. Маритена, Г. Марселя, П. Тиллиха, Э. Мунье, Тейяра де Шардена принимались ортодоксами с опаской, а то и просто осуждались, то сегодня многие идеи названных философов широко используются сторонниками «антропологического поворота» внутри религиозной мысли и вне ее.
Заключение.
Безусловно, «антропологический поворот» в религиозной мысли представлен мыслителями, позиции которых различались и которые спорили друг с другом. Но в их взглядах есть и много общего. Мы и рассмотрим их в определенной типологической обобщенности.
«Антропологический поворот» связан с решимостью философов-реформаторов в определенном смысле пересмотреть традиционную иерархию ценностей и проблем религиозной философии. Если традиционная религиозная философия сводила все вопросы философии, включая и вопрос о человеке, к проблеме бога, то религиозная философская антропология XX века, как видим, ставит в центр именно широко понятую проблему человека. И хотя отношение человека к богу философы этого направления считают необходимым также «подтянуть к центру», все же переориентация по сравнению с религиозной классикой происходит заметная и немаловажная.
Происходят перемены и в том, как именно анализируется вопрос о человеке, какие ценности жизни и поведения людей выдвигаются на первый план. Меняется сам стиль обращения религиозных мыслителей XX века к человеку. Правда, довольно часто они предпочитают — в соответствии с духом традициона-листского мышления — приглушать свое новаторство и делать вид, что только извлекают из теолого-философских традиций христианства внутренне заключенную в нем гуманистическую ориентацию. Для такого подхода есть определенные основания. За фасадом теоцентризма постоянно скрывался интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности. Особенно характерен в этом отношении пример Августина, и не удивительно, что «ренессанс Августина» в XX веке стал мощным стимулом для переориентации в направлении философской антропологии.
Cписок литературы:
1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. – 504с.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.
3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. – 623с.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. – 589с.
5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. – 530с.
[1] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 34.
[2] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 78.
[3] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 111.
[4] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 68.
[5] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С. 56.
[6] Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. С. 145.
[7] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С. 201.
[8] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 145.
[9] Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 267.
[10] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 189.
[11] Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 304.
Информация о работе Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики