Формальная и неформальная структура малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности малых групп, ее видов, формальной и неформальной структуры в частности и развития малых групп с опорой на исследования ученых по данной проблематике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие малой группы………………………………………………..4
Глава 2. Виды малых групп. Формальные и неформальные малые группы…6
Глава 3. Развитие малой группы…………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Формальная и неформальная структура малой группы.docx

— 41.88 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ 
Государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
"Новосибирский государственный педагогический университет"
 

Кафедра общей психологии и истории психологии 
 
 
 
 

                                                                                        Специальность: 050706 
                                                            Курс: 4 
                                                                            Отделение: очное

 
 
 

 
Цындра Александра Дмитриевна 
Реферат 
Формальная и неформальная структура малой группы 

 
 

                                                                               Проверил:

                                                                                         Петровская Т.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие малой группы………………………………………………..4

Глава 2. Виды малых групп. Формальные и неформальные малые группы…6

Глава 3. Развитие малой группы…………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  литературы……………………………………………………………..14

 

Введение 

     Психология  и поведение отдельного человека как личности существенно зависят  от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

     Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни, взаимодействует с ней с самого рождения. Малые группы – это то, что окружает человека постоянно, это те социальные образования, которые находятся ближе всего к нему. Поэтому, изучение малых групп так важно для многих наук.

     Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности малых групп, ее видов, формальной и неформальной структуры в частности и развития малых групп с опорой на исследования ученых по данной проблематике.

 

Глава 1. Понятие малой  группы 

   Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

   Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в  семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских  общностях. Именно в малых группах  происходит формирование личности, проявляются  ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые  группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие  в ней психологические феномены являются центральными признаками в  определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том  числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов  обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике [2].

   Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и  социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в  том, что социология изучает малые  группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

   Малые группы характеризуются прежде всего сплочённостью, то есть степенью единства поведения членов группы при возможности выбора этого поведения. Поскольку в них всякое поведение преломляется через межличные отношения, обобщённым показателем ее сплочённости. служит её структура и величина симпатий и антипатий её членов друг к другу, измеряемая социометрическими методами. Различаются сильно сплочённые, слабо сплочённые и разобщённые малые группы. Чем больше позитивных выборов (симпатий) получает тот или иной член группы, тем выше его статус в группе.

   Малая группа оказывает важное влияние на развитие личности. Уже в раннем детстве человек оказывается членом нескольких М. г. (семья, игровые группы), через которые происходит его первоначальное приобщение («первичная социализация») к ценностям, нормам и правилам поведения в обществе. По мере развития личности меняется характер и число малых групп, членом которых является индивид. В современном обществе взрослый человек одновременно является членом семьи и трудовой группы, а также нередко членом нескольких общественных организаций, имеет компанию друзей и т. д. В различных малых группах индивид имеет различный статус, причём невысокий статус в одних видах групп может компенсироваться более высоким статусом в других, что весьма важно для формирования общего позитивного самочувствия индивида [4].

   Выделение малых групп как специфических  человеческих общностей (в отличие  от больших групп и от выделяемых в последнее время средних  по величине общностей) предполагает решение  вопроса о количественных границах малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

 

Глава 2. Виды малых групп. Формальные и неформальные малые группы. 

   За  нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает  три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.

  Кюли выделил первичные и вторичные группы.

  • Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется лицом к лицу, члены объединены эмоциональной близостью. В таких группах нет целей, так как сама близость является ценностью.
  • Вторичные – характеризуются безличным взаимодействием членов, которое обусловлено официальными, организационными отношениями. Прочность вторичной группы определяется умением выполнять определённые функции. Цель – стремление к получению экономических, политических и других выгод (профсоюз).

   Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому выделяют:

    • Искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач;
    • Естественные группы, существующие независимо от воли исследователя [5].

  Психолог  должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

   Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп  формальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

   Неформальные  группы объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями (рис. 2). Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

   По  времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

   В субъективном, психологическом плане  группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

   Основными критериями феномена психологической  общности группы выступают явления  сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в  том числе психологических) своей  группы от других выступает основой  идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

   Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

Информация о работе Формальная и неформальная структура малой группы