Формальная и неформальная структура малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:25, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности малых групп, ее видов, формальной и неформальной структуры в частности и развития малых групп с опорой на исследования ученых по данной проблематике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие малой группы………………………………………………..4
Глава 2. Виды малых групп. Формальные и неформальные малые группы…6
Глава 3. Развитие малой группы…………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Формальная и неформальная структура малой группы.docx

— 41.88 Кб (Скачать документ)

   С практической точки зрения особый интерес  представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.

   Системный подход в исследовании психологии малых  групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений  в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и  как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных  отношений.

   Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура  группы. Композиция группы — это  совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих  композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются  соотношения членов группы по таким  особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки  зрения социально-психологических  особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские  и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам [6].

 

Глава 3. Развитие малой группы. 

   Формирование  малой группы. Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических явлений в естественных группах представляет собой сложную исследовательскую задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

   Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут  существенно различаться в зависимости  оттого, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы. В этом случае более правильно говорить о механизмах вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

   Неформальные  группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

   Учет  социально-психологических факторов при формировании первичных коллективов  является важной практической задачей. Результаты исследования В.П.Познякова (1991) показали, что в условиях изменения  формы собственности на предприятиях взаимоотношения в малых группах, выступающих структурными подразделениями  производственных организаций, могут  складываться принципиально по-разному  в зависимости оттого, формировались  ли эти группы добровольно, с учетом желания работников вместе работать и хозяйствовать, или по формальному  признаку. Если в первом случае совместная хозяйственная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности и приверженности к своей группе, то во втором — наблюдалось усиление дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы [7].

   Этапы развития малой группы. Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

   В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное  развитие группы характеризуется как  последовательная смена стадий, различающихся  степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

   Развитие  группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив  — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и  психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры,

   В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

   В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием  совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень  развития группы можно определить в  континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения  в которых максимально подчинены  целям совместной деятельности и  опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с положительной  и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

   В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них  характерно выделение трех основных этапов или стадий: ориентировки в  ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

    · ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

    · эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

    · открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

    · принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

   В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

    · «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

    · «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

    · «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

    · «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

   Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития [1].

   Психологические механизмы развития малой группы. К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

    · Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

    · «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

    · «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей [7].

 

Заключение 

     Процесс непосредственного социального  взаимодействия, происходящий в малой  группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным  фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования  ее деятельности. Малая группа —  важный элемент социальной системы  в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые  она вплетена, воплощает их во внутригрупповые  отношения. Знание механизмов этих отношений  представляет собой необходимый  элемент социального управления, построенного на научной основе. 

Список  литературы 

1.Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений/В.С.  Агеев. – М., 1993 
2.Андреева, Г.М. Социальная психология/Г.М. Агеева. – М., 1997.  
3.Берн, Э. Лидер и группа/Э. Берн. – СПб., 1994 
4. Казмиренко, В. П. Социальная психология организаций/В.П. Казмиренко. –К.,МАУП,1999 
5. Краткий психологический словарь/под ред. А.В.Петровского – М., 1997. 
6.Кричевский, Р.Л. Психология малой группы/Р.Л. Кричевский. – М., 2001. 
7. Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс. – СПб: Питер, 2002

Информация о работе Формальная и неформальная структура малой группы