Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 03:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретической модели формирования имиджа города.
Реализация заявленной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ основных подходов в изучении города как объекта комплексного научного исследования;
- описание современного системного представления о городе как основе, формирующей его имидж;
- исследование существующих подходов в городском управлении;
изучение имиджевых аспектов в управлении городом, рассмотрение понятий имиджа города и выявление его составляющих;
- анализ деятельности по созданию имиджа как способа конструирования социальной реальности;
- обоснование и представление модели поэтапного формирования имиджа города;
- прикладное исследование аспектов формирования имиджа Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Основные понятия и методы формирования имиджа города…….….8
1.1. Понятие имиджа и его значение для развития города…………....8
1.2. Методы и средства формирования имиджа города……………...13
Глава 2. Опыт формирования имиджа больших городов ………………….…21
2.1. Российский опыт (Москва, Санкт - Петербург, Томск)……….…21
2.2. Зарубежный опыт (Амстердам, Париж, Нью-Йорк)……………..30
Глава 3. Формирование положительного образа г. Новосибирска……...……41
3.1. Сформировавшийся имидж г. Новосибирска………………….…41
3.2. Перспективные модели и средства реализации положительного образа г. Новосибирска…………………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…52
В течении последних двух лет, активная политика в отношении развития МСП как в самом округе Иль-де-Франс так и в Париже позволили сохранить лидирующее положение среди регионов Франции по уровню социально-экономического развития. Так округ Иль-де-Франс (включая Париж) представляя только 2% территории и 19% населения страны, к началу 2009 г. достиг высших показателей в стране по концентрации предприятий и по уровню развития предпринимательства.
Структура предприятий во Франции, Муниципальные органы Парижа и местные власти округа Иль-де-Франс в содружестве с территориальными агентствами по поддержке предпринимательства проводят кампанию по широкому информированию потенциальных партнеров о благоприятных для развития бизнеса особенностях данной территории (об имеющихся предприятиях, транспорте, возможностях инфраструктуры, перспективах развития, стоимости недвижимости, уровне арендной платы, предлагаемых местными властями преимуществах и т.д.). Это способствует привлечению инвестиций и позволяет активизировать предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что эффективное социально-экономическое развитие округа Иль-де-Франс в значительной мере было стимулировано и тем, что ядром этого округа является Париж.
Будучи древнейшим центром социальных, культурных, экономических и политических связей Франции и Европы, Париж в последние десятилетия приобрёл и мировое значение, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в этот регион.
Разработка стратегии социально-экономического развития Парижа, образованной им метрополии и региона в целом осуществляется Региональным Советом округа Иль де Франс и органами местного управления. на высшем региональном и общегородском уровне управления основное внимание при планировании уделяется охране окружающей среды, развитию инфраструктуры и образованию. На низших уровнях территориального управления (департаменты, районы, коммуны) превалируют экономические интересы, проявляющиеся в привлечении, удержании и развитии различных видов предпринимательской деятельности. При этом в процессе разработки и реализации Генеральной программы развития города и округа, происходит постоянная конкуренция интересов, способствующая поиску компромиссных решений. Особенностью социально-экономического развития Большого Парижа является связь стратегии развития города и прилегающих территорий. Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа предусматривает перемещение крупных промышленных предприятий на периферию. Этому способствует дифференцирование по территории налогообложения, ренты, арендной платы, налогов на плотность и характер застройки, требований строительного законодательства, условий землеотвода , санитарных и других норм. . В 1994 г. была разработана Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа до 2015 г., которая носит концептуальный характер , допускающий принятие инициативных решений на местном уровне при реализации конкретных планов. Основными элементами стратегии этой программы, является ограничение чрезмерного разрастания Парижа. Эта программа предусматривает: акцент на роль города мирового и европейского значения с укреплением таких сильных сторон Парижа, как туризм, культура и экономика; придание особого значения новым “полюсам” деятельности, включающим реконструкцию и преобразование бывших крупных промышленных зон; совершенствование инфраструктуры города и улучшение транспортного сообщения с определенными районами. Стратегия в области экономики проявляется в том, что за последние годы национальное правительство ввело ряд законодательных, административных и организационных мер, направленных на содействие развитию МСП. Основной целью этих мер является создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий, расширение экспортных возможностей для местных производителей, оздоровление социально-экономических условий в депрессивных районах. Для достижения этих целей национальное правительство активно проводит политику снижения административного давления и уменьшения издержек производства, что способствует ускорению создания новых предприятий и оказанию более серьезной финансовой поддержки для стимулирования роста и развития МСП. Считается, что национальное правительство должно отвечать за создание условий, благоприятных для роста и развития бизнеса, а не за выбор секторов экономики, которым следует оказывать поддержку. В ряду важнейших инициатив по поддержке и развитию МСП, реализованных на национальном уровне и активно продвигаемых муниципальными органами Парижа, можно указать на следующие: обеспечение большей правовой защиты владельцев-единоличников и устранение неравенства между ними и компаниями с ограниченной ответственностью, а также упрощены требования по организации единоличного предприятия, по ведению и предоставлению финансовой отчетности; снижение суммы взносов в фонд государственного и социального страхования, а также введение налоговых льгот для новых работников; децентрализация и реформирование системы профессиональной подготовки для обеспечения соответствия местным потребностям и с целью привлечения к этой деятельности малых предприятий. В 1994 г. был образован Национальный Фонд развития предпринимательства , который оказывает поддержку МСП путем: предоставления ссуд новым предприятиям и предприятиям, участвующим в слиянии компаний; гарантирования ссуд и предоставления гарантий инвесторам венчурного капитала. Министерство промышленности оказывает прямую поддержку МСП с акцентом на введение новых технологий и помощь в адаптации к новым условиям рынка. С участием этого министерства создаются специализированные фонды поддержки МСП, которые предоставляют финансирование для образования основного капитала вновь созываемых МП, а также финансирует использование консультантов для развития коммерческих идей. Кроме того министерством образован Гарантийный фонд Кредитования с капиталом $387 млн. Была создана Комиссия COSIFORM , которая занимается вопросами сокращения административной нагрузки на малые предприятия и стремится оказать соответствующее влияние на правительство. Эффективность экономической и технической поддержки МСП в Париже обеспечивается тесным взаимодействием национальных и местных органов власти, направленных на решение социально-экономических проблем путём широкого вовлечения предпринимателей в реализацию Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа.
Нью-Йорк — город в США, один из крупнейших мегаполисов мира. Население 8,500,500 человек (2006). Расположен на берегу Атлантического океана в юго-восточной части штата Нью-Йорк . Город административно состоит из 5 районов: Бронкс, Бруклин, Квинс, Манхэттен и Статен-Айленд.
Нью-Йорк играет лидирующую роль во многих сферах экономики и жизни всего мира, распространяя свое влияние на мировую торговлю, финансы, культуру, моду и развлечения. Являясь местом расположения штаб-квартиры ООН, Нью-Йорк считается также еще и важным центром международных отношений.
Нью-Йорк выделяется среди остальных городов США тем, что общественный транспорт в нем работает 24 часа в сутки. Плотность и разнообразие населения делает этот город исключительным. В 2005 году на улицах этого мегаполиса можно было услышать почти 170 различных языков мира, а 36% городского населения родилось за пределами Соединенных Штатов. Нью-Йорк иногда называют городом, который никогда не спит. Среди других его неофициальных названий можно отметить Готэм и Большое яблоко.
Городское позиционирование Нью-Йорка развивалось параллельно с урбанистикой: оно зародилось в Гарварде в 1923 году, а в 1927 был создан первый Департамент Городского планирования, и как любая подобная организация, он нуждался в общем плане развития города. Понадобился 31 год для создания такого плана для Нью-Йорка; он был представлен вниманию публики в 1967 году. Этот план был подвергнут жесткой критике, так как не содержал никаких конкретных перспектив развития города. Это произошло из-за того, что в Нью-Йорке, как и в любом крупном городе, сосуществуют различные сообщества с конфликтующими интересами.
Но городу повезло в том, что изначально он был разделен на зоны и имел городскую сетку, и это явилось отправной точкой для дальнейшего планирования: Нью-Йорк состоит из пяти районов Бруклин, Квинс, Бронкс, Стэйтон Айланд и Манхэттен.
Следующий план позиционирования Нью-Йорка появился в День Земли, 22 апреля 2007 года. На этот особое внимание было уделено проблемам, которые были обнаружены в предыдущем варианте плана. В этом плане пять разделов: один занимается проблемами воды, второй - проблемами электричества, третий - вопросами транспорта, четвертый - воздуха, пятый - вопросами изменения климата.
Таким образом, был создан PlaNYC: не просто план городского развития Нью-Йорка в его привычном понимании, а скорее идеологическая программа, включающая в себя огромное количество направлений развития. Этот уникальный план предлагает обратить особое внимание на экологическую устойчивость города. В числе мероприятий по её поддержанию предложено посадить миллион деревьев в черте города; также разбить парки в пешеходной доступности от каждого дома, увеличить процент общественных пространств; устроить трансформируемые школьные дворы, которые днем могут быть использованы в качестве детских игровых площадок; участки, где затруднено движение автомобилей в связи с недостатком территории, создать пешеходные общественные пространства.
Что касается развития
города в целом, экономический кризис
оказал услугу крупным городам, в
том числе и Нью-Йорку: были заморожены
многие глобальные проекты застройки.
Такие проекты, которые искажают городскую
среду и, без преувеличения, являются одной
из самых значительных катастроф современности:
не принимая во внимание сообщества, среду,
динамику развития и систему жизненных
связей, в которой будет сооружено новое
здание, нельзя построить что-то хорошее,
тому есть множество примеров по всему
миру. Нью-Йорк привычен к таким глобальным
проектам, небоскребы являются одной из
его отличительных особенностей. Но здесь
есть один нюанс: если раньше эти здания
строились как символы эпохи величия,
и не были важны имена их создателей, то
сейчас Нью-Йорку нужны звезды, архитекторы
с именем; получается, что одни и те же
люди строят по всему миру, и это меняет
образ городов и сближает их между собой.
Один из критиков заметил, что «Нью-Йорк
уже не так уверен в себе, как раньше».
Существует также множество проектов
реорганизации районов Нью-Йорка и создания
новой жилой застройки, один из них, Хадсон
Ярдс, занимает территорию 6.5 акров; поскольку
финансирование таких масштабных проектов
ведется из частных фондов, лицо города
формируется под влиянием их интересов
и нужд, главная из которых - квадратные
метры. В конкурсе на проект Хадсон Ярдс
были такие жесткие ограничения, что у
архитекторов просто не было возможности
создать проекты, не вторгающиеся в среду
и не разрушающие её; один из таких проектов
был выбран, строительство постановили
начать. К счастью для города, в связи с
экономическим кризисом, частные инвесторы
перестали вкладывать деньги в этот проект,
и он был заморожен; значит, ещё есть возможность
сохранить лицо города и обойтись без
подобной интервенции.
Ещё одно
направление развития в Нью-
Особое внимание стоит уделить климатическим
изменениям. Все мы помним разрушительные
последствия урагана Катрина. Но для Нью-Йорка
настолько же разрушительным может оказаться
всего лишь увеличение числа атмосферных
осадков (тенденция, наблюдающаяся в связи
с глобальным потеплением и таянием ледников).
Многие районы рискуют быть затопленными!
Те самые районы, которые разработаны
в предыдущих пунктах плана, те, где начато
новое строительство. То есть все усилия,
все инвестиции могут быть напрасны. Поэтому
мы должны проектировать, предусматривая
все возможности, имея в виду изменения
в окружающей среде. Мы вторглись в неё
слишком сильно, и теперь приходится иметь
дело с последствиями этого вторжения.
Мы должны адаптироваться к новой экологической
ситуации.
Социальный аспект тоже важен. Люди, живущие в Бронксе, одном из кварталов Нью-Йорка, являются самыми бедными во всех Соединенных Штатах. В этом округе расположены тюрьмы, вредные производства, требующие постоянного движения транспорта, грузовиков; в результате этого смертность детей от астмы в этом районе на 50 % выше, чем в других. Это, разумеется, не нормально и должно быть прекращено. В связи с этим создаются общественные организации, которые занимаются юридическим образованием жителей и борьбой за их права. Очень важно то, что мэр Блумберг сотрудничает с одной и таких организаций, а значит, план развития Нью-Йорка будет учитывать и социальные аспекты, защищать интересы всех слоев общества. Если нужно, архитектор должен бороться за смену градостроительного законодательства, если это в интересах общества.
Приоритетом Нью-Йорка является устойчивое развитие. Для его обеспечения необходим мультидисциплинарный подход, учёт многих компонентов и аспектов, но главное, о чём всегда стоит помнить, это, прежде всего, общество, люди, которые будут жить в городе, который мы строим. Благополучие этих людей и есть главный мотив.
Глава 3. Формирование имиджа г. Новосибирск
3.1. Сформировавшийся имидж г. Новосибирска
Официальный статус Новосибирска – центр Сибирского федерального округа, неофициальный – столица Сибири.
Есть четыре имиджевые составляющие: история, которая ассоциируется с казаками Ермака, а также переселенцами и каторжанами; географическая составляющая, связанная с климатическими особенностями — снегом и холодом; индустриальная — наличие множества крупных промышленных предприятий разной направленности и модернистская — наука, образование, инновации. Задача-максимум на будущее — их объединить и представить Сибирь зарубежной общественности в многогранном положительном имидже. У нас сегодня есть наука, образование, бизнес, высокие технологии плюс комфортная городская среда. Эти факторы должны способствовать тому, чтобы Новосибирск стал более привлекательным как для предпринимателей, научной общественности, так и для туристов.
В последнее время, по мнению некоторых экспертов, величие, слава и статус Новосибирска заметно померкли. Еще 5–6 лет назад Новосибирск выделялся из общего числа сибирских городов числом представительств федеральных и зарубежных компаний, размахом и количеством проводимых в городе мероприятий, выставок.
Традиционно Новосибирск рассматривался и Москвой, и соседями, и самими новосибирцами как главный город в Сибири. К сожалению, на сегодняшний день в общественном сознании Новосибирская область во многом потеряла те преимущества и тот отрыв, которые у нее были. Разнонаправленность и несистемность действий приводит к тому, что Новосибирской области все сложнее удерживать и тем более укреплять статус региона-лидера. Сегодня жизнь в регионе течет по принципу «день прошел, и ладно«, есть радость по поводу сиюминутных достижений, но никаких амбициозных целей и задач нет. Я очень рассчитываю на то, что уже в ближайшем будущем ситуация кардинально изменится. Комплексная маркетинговая программа региона — это не дань моде, для Новосибирской области это вопрос выживания в буквальном смысле слова.
У Новосибирской области огромный потенциал, но она пока отстает именно на уровне программного подхода к управлению собственной репутацией и системности таких усилий. Новосибирск, безусловно, недорабатывает в плане создания необходимого формата мнений в среде федеральных и мировых элит, в части организации и проведения большого количества крупных и знаковых событий, способных формировать представления о наших уникальных преимуществах.
Регион привык жить с ощущением, что Новосибирск — столица Сибири, и замер в этом величии. И когда другие регионы стали развиваться каждый в своем направлении, в какой-то момент положение начало изменяться, и на сегодня конкуренция за «столичность« настолько обострена, что просто накопленного багажа мало — необходимо предпринимать реальные шаги для сохранения или качественного изменения лидерских позиций.
Новосибирск – третий самый
крупный город России, прежде всего, по
численности населения. И по другим показателям
Новосибирск опережает многочисленные
города России. Но почему за ним официально
не закреплено название «третьей столицы»?
В то время как сами жители Энска, как они
его называют, даже не сомневаются, что
они живут именно в третьей столице. Между
тем в России развернулась настоящая PR-война
среди ряда областных центров за обладание
статусом третьей столицы: документально
оформили в Казани, народно озвучили в
Екатеринбурге и т.д.
Интенсивный поиск отечественных и зарубежных
инвесторов для реализации крупных проектов,
высокая экономическая конкуренция, борьба
за высококвалифицированные трудовые
ресурсы и благоволение государства заставляют
выбирать такую стратегию позиционирования,
которая бы выгодно отличала город от
конкурентов, отражая его уникальные достоинства
и нивелируя недостатки.
Таким образом,
следуя алгоритму построения имиджа,
на первые два пункта, а именно «Выявление
сложившихся у аудитории предст
Исходя из теории о том, что позиционирование
должно основываться на новизне, не занятой
нише, мне больше по душе позиционирование
Новосибирска как интеллектуального центра.
Благо для этого есть все предпосылки.
А именно: «Всемирную известность Новосибирску
принёс Новосибирский Академгородок (Новосибирский
научный центр Сибирского отделения Российской
академии наук), на территории которого
расположены десятки научно-исследовательских
институтов, Новосибирский государственный
университет, Физико-математическая школа
НГУ, Высший колледж Информатики НГУ. Рядом
с Академгородком расположены институты
Сибирского отделения Российской академии
медицинских наук. Недалеко от Новосибирска,
в наукограде Кольцово находится Государственный
научный центр вирусологии и биотехнологии
«Вектор». В поселке Краснообск расположено
Сибирское отделение Российской академии
сельскохозяйственных наук.
Всего в Новосибирске 45 высших учебных
заведений: 11 университетов, 8 академий,
12 институтов и 14 филиалов вузов других
городов России. Самым крупным вузом является
Новосибирский государственный технический
университет (НГТУ), в котором одновременно
обучается более 22 тысяч студентов».