Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: d***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Описание

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Работа состоит из  1 файл

макс и самвел.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Формирование  программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики  

Нехаев С.А., Президент cетевого холдинга "ВЭБ-ПЛАН Групп"  

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и  программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как:  

любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и  организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;  

инвестиционные  и организационные проблемы проекта  или программы не могут быть разрешены  вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;  

корректно (в  соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);  

и, наконец, программы  развития регионов могут представить  реальный механизм реформирования экономики  региона и выхода его из общеэкономического кризиса.  

Однако, разрабатываемые  реализуемые сегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы", Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд" (которым утвержден "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация") имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов:  

отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;  

отсутствие учета  в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;  

распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;  

низкий методический уровень анализа, планирования и  прогнозирования регионального  бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора  обеспечения экономической безопасности региона;  

отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;  

отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих  предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными  и финансовыми региональными  приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;  

отсутствие информационного  сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования  современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).  

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.  

Нами предпринята  попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.  

При разработке такой модели программы мы полагали, что стратегическими целями программы  социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:  

обеспечение стабильного  и сбалансированного развития экономики  региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального  природопользования;  

законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;  

структурная перестройка  организационно-производственной инфрастуктуры  региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий);  

оптимизация использования  регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов  с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие;  

обеспечение экономической  и экологической безопасности и  соблюдение финансовых интересов субъектов  Федерации, эффективного участия организаций  региона в реализации политики Правительства  Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ;  

повышение уровня социальной защищенности населения;  

создание эффективной  организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона  в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы;  

создание эффективного регионального, межрегионального и  международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;  

формирование  экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.  

На наш взгляд, программа социально-экономического развития региона должна состоять из двух основных блоков:  

Стратегические  цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).  

Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональной программы.  

Реализация такого подхода позволит:  

обеспечить преемственность  исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона;  

вынести из законодательных  актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство;  

гибко подходить  к формулированию экономических  и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте  развития региона и адаптации  их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.  

На основе вышеназванного, модельную структуру региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие  основные элементы:  

1. Экономическое  развитие региона. Оценка состояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, экспортного потенциала.  

Кроме традиционного  анализа состояния экономики  региона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых  исследований, как состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального). Такие исследования позволяют:  

а) определить: возможные  масштабы и потенциальные перспективы  развития действующих производств  и создания новых; задачи, связанные  с межрегиональной асимметрией; 

б) установить естественные (по отношению к региону) монополии  по продукции и услугам для  формирования экономических интересов  региона с точки зрения экономической  безопасности; 

в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использования экспортного покрытия инвестиционных ресурсов - что является основным инвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов, ориентированных на российскую экономику); 

г) определить круг потенциальных товаро- и услуго- производителей, присутствие которых  в регионе позволит заполнить  соответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынки продовольственных и промышленных товаров; 

д) сформулировать экономические интересы региона  в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определить основные направления международного инвестиционного сотрудничества и  стратегических партнеров (в том  числе и на уровне зарубежных государств).  

Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона  задачей и наличием ресурсов на предпрограммные  исследования.  

2. Финансовая  ситуация и бюджетный процесс,  финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование.  

Реформирование  региональной и финансово-кредитной  политики. Экономические приоритеты.  

Основой построения структуры программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование развития, поскольку:  

а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет  выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ; 

б) именно внедрение  регионального бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан; 

в) планирование и прогнозирование регионального  бюджетного процесса дает необходимую  базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности; 

г) такой анализ дает возможность создать систему  налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ.  

Информация о работе Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики