Автор работы: d***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:54, реферат
Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.
Формирование
программ социально-экономического развития
регионов России в условиях глобализации
мировой экономики
Нехаев С.А., Президент
cетевого холдинга "ВЭБ-ПЛАН Групп"
Реальная реализация
крупных инвестиционных проектов и
программ, возможна лишь в рамках конкретных
региональных образований России и, по
нашему глубокому убеждению, в рамках
их программ социально-экономического
развития, так как:
любой инвестиционный
проект или программа осуществляется
в рамках экономической, правовой и
организационной системы региона (основываясь
на федеральной вертикали) и не могут быть
рассмотрены вне социальной и экономической
среды, его инвестиционной инфраструктуры;
инвестиционные
и организационные проблемы проекта
или программы не могут быть разрешены
вне поддержки региональных властей
(в том числе и финансовой), вне использования
законодательных и налоговых инструментов
органов региональной власти;
корректно (в
соответствии с требованиями Федерального
уровня) сформированные и принятые
региональными законодательными и
исполнительными органами субъекта Российской
Федерации экономические, инвестиционные
и социальные приоритеты могут позволить
создать инвестиционным проектам не только
необходимую поддержку (налоговые льготы,
защита интересов инвестора), но и обеспечение
гарантиями соответствующего уровня (регионального,
федерального);
и, наконец, программы
развития регионов могут представить
реальный механизм реформирования экономики
региона и выхода его из общеэкономического
кризиса.
Однако, разрабатываемые
реализуемые сегодня программы социально-экономического
развития регионов в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации (№ 115-Ф3
от 20 июля 1995 года) "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации на 1996-2000
годы, прогноза и концепции социально-экономического
развития Российской Федерации на 1996-2000
годы", Указом Президента Российской
Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об
основных направлениях региональной политики
в Российской Федерации" Постановлением
правительства Российской Федерации от
26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального
Закона о поставках продукции для федеральных
нужд" (которым утвержден "Порядок
разработки, утверждения и реализации
федеральных целевых программ Российской
Федерации и межгосударственных целевых
программ, в которых участвует Российская
Федерация") имеют ряд недоработок,
методологических просчетов, не позволяющих
оптимально использовать финансовый,
ресурсный и организационный потенциалы
региона, возможности всего спектра существующих
инвестиционных механизмов, технологий
и инструментов, а значит не могут реально
способствовать привлечению в регион
дополнительных инвестиционных ресурсов
и не могут использовать внебюджетные
источники финансирования региональных
программ. Такие наши выводы основываются
на следующих недостатках существующих
подходов:
отсутствие единой
методологической и методической базы
при разработке региональных программ
и их концепций;
отсутствие учета
в процессе разработки и реализации
программ социально-экономического развития
процессов глобализации мировой экономики
и необходимости интеграции в последнюю
региональных экономик России;
распределительный
принцип построения программы, основанный
исключительно на внутренних источниках
финансовых ресурсов;
низкий методический
уровень анализа, планирования и
прогнозирования регионального
бюджетного процесса, региональных рынков,
проводящихся без учета фактора
обеспечения экономической
отсутствие системного
подхода в формировании законодательной
базы развития региона (согласованной
с требованиями федеральных органов власти
и международных инвестиционных институтов),
организационной инфраструктуры реализации
программ, нахождение дополнительных
источников их финансирования, эффективного
использование имеющихся механизмов и
инструментов инвестиционного рынка;
отсутствие увязки
программ развития бюджетообразующих
предприятий, их инвестиционных проектов
и программ с инвестиционными
и финансовыми региональными
приоритетами и интересами, тем более
тенденциями развития социальной сферы
субъекта Российской Федерации;
отсутствие информационного
сопровождения процесса реализации
программ социально-экономического развития
(в том числе на основе использования
современных информационных технологий),
создания положительного имиджа программы
как в регионе (для мобилизации внутренних
ресурсов), так и за рубежом (для привлечения
стратегических партнеров и потенциальных
инвесторов в экономику региона).
Совершенно очевидно,
что для каждого субъекта Российской
Федерации, а сегодня и для каждого федерального
округа, как к концептуальному подходу
к разработке, так и методам, механизмам
реализации программ социально-экономического
развития, необходим индивидуальный подход.
Однако, методики создания таких индивидуальных
экономических механизмов могут, да и
должны, иметь общие закономерности, подходы
и механизмы формирования, основанные
на эффективном опыте, общеэкономической
ситуации с государстве и регионе.
Нами предпринята
попытка разработки модельной структуры
программы социально-экономического развития
региона, основанной на региональном бюджетном
финансовом планировании, программном
и инвестиционном подходе при обеспечении
целевых региональных и межрегиональных
программ реальными источниками финансирования
(в том числе и внебюджетном) и механизмами
их практической реализации.
При разработке
такой модели программы мы полагали,
что стратегическими целями программы
социально-экономического развития любого
региона Российской Федерации, в основном,
являются:
обеспечение стабильного
и сбалансированного развития экономики
региона на основе наиболее эффективного
использования его ресурсного потенциала,
в том числе рационального
природопользования;
законодательное
обеспечение программы развития региона
на основе гармоничной системы (по горизонтали
и вертикали) законодательных региональных
актов, дополняющих и конкретизирующих
(для условий региона) федеральное законодательство,
учитывающих требования международных
инвестиционных институтов. Такое обеспечение
должно носить долговременный, стратегический
характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными
и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;
структурная перестройка
организационно-
оптимизация использования
регионального и федерального бюджетов,
территориального размещения и развития
производительных сил региона, административно-
обеспечение экономической
и экологической безопасности и
соблюдение финансовых интересов субъектов
Федерации, эффективного участия организаций
региона в реализации политики Правительства
Российской Федерации в области структурной
перестройки экономики и федеральных
целевых программ;
повышение уровня
социальной защищенности населения;
создание эффективной
организационной инфраструктуры программы,
способной представлять интересы региона
в федеральных органах власти,
международных инвестиционных институтах,
согласовывать (координировать) действия
субъектов программ социально-экономического
развития, учесть интеграционные процессы;
создание эффективного
регионального, межрегионального и
международного инструментария реализации
региональных программ на основе привлечения
значительных дополнительных инвестиционных
ресурсов в мероприятия программы, региональные
проекты;
формирование
экономической основы местного самоуправления
и бюджетного федерализма.
На наш взгляд,
программа социально-экономического развития
региона должна состоять из двух основных
блоков:
Стратегические
цели и приоритеты социально-экономического
развития региона на долгосрочную перспективу
(тридцать-пятьдесят лет).
Программа социально-экономического
развития региона на очередной плановый
период (пять лет), которая и утверждается
Правительством Российской Федерации
в виде целевой региональной программы.
Реализация такого
подхода позволит:
обеспечить преемственность
исполнительной и законодательных
региональных властей в региональной
политике по развитию экономики региона;
вынести из законодательных
актов положения о
гибко подходить
к формулированию экономических
и социальных приоритетов региона,
основываясь на историческом опыте
развития региона и адаптации
их к конкретным этапам развития регионального
социально-экономического планирования.
На основе вышеназванного,
модельную структуру
1. Экономическое
развитие региона. Оценка
Кроме традиционного
анализа состояния экономики
региона, крайне необходимо проведение
достаточно глубоких региональных маркетинговых
исследований, как состояния рынков
продукции и услуг, производимых в регионе,
так и их импорта (и межрегионального).
Такие исследования позволяют:
а) определить: возможные
масштабы и потенциальные перспективы
развития действующих производств
и создания новых; задачи, связанные
с межрегиональной асимметрией;
б) установить естественные
(по отношению к региону) монополии
по продукции и услугам для
формирования экономических интересов
региона с точки зрения экономической
безопасности;
в) оценить экспортный
потенциал региона, возможности его
развития и на этой основе выявить возможные
объемы привлечения дополнительных кредитных
ресурсов (например, на основе использования
экспортного покрытия инвестиционных
ресурсов - что является основным инвестиционным
инструментом многих европейских инвестиционных
фондов, ориентированных на российскую
экономику);
г) определить круг
потенциальных товаро- и услуго-
производителей, присутствие которых
в регионе позволит заполнить
соответствующие товарные ниши, сформировать
региональные рынки продовольственных
и промышленных товаров;
д) сформулировать
экономические интересы региона
в странах-экспортерах и
Глубина же такого
регионального маркетинга определяется
поставленной администрацией региона
задачей и наличием ресурсов на предпрограммные
исследования.
2. Финансовая
ситуация и бюджетный процесс,
финансовые интересы региона. Региональное
финансовое планирование.
Реформирование
региональной и финансово-кредитной
политики. Экономические приоритеты.
Основой построения
структуры программы социально-
а) именно анализ
состояния бюджетного процесса позволяет
выделить бюджетообразующие предприятия,
программы (в том числе и инвестиционные)
б) именно внедрение
регионального бюджетного планирования
позволяет управлять бюджетным процессом,
а не надеяться на стихию его формирования.
Методически и организационно этот вопрос
достаточно проработан;
в) планирование
и прогнозирование
г) такой анализ
дает возможность создать систему
налоговых льгот и освобождений
для бюджетно- и социально-значимых
предприятий и их программ.