Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики

Автор работы: d***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:54, реферат

Описание

Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

Работа состоит из  1 файл

макс и самвел.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Результаты анализа  социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах.  

Немаловажным обстоятельством приоритетности бюджетного процесса в формировании программы социально-экономического развития является то, что уже на его уровне проявляется возможность структурирования финансовых источников формирования бюджета (средства предприятий, местный и федеральный бюджет, другие источники) и, что главное, оценить основные требования инвестора к организационному, законодательному, инфраструктурному обеспечению своих финансовых технологических возможностей), механизмы доступа к его ресурсам.  

Примером могут служить требования международных инвестиционных институтов к развитию регионального законодательства, банковского, аудиторского и страхового обслуживания инвестиционных ресурсов кредитных линий (жилищный, лесной, экологический и другие займы Мирового Банка).  

Среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование бюджета позволяет увеличить  сроки действия налоговых льгот  инвесторам, которые зачастую принимаются  только на текущий бюджетный год.  

3. Социально-демографическая  ситуация в регионе. Социальные программы и приоритеты.  

Помимо общепринятых аспектов анализа социально-экономического положения субъекта федерации: население (численность и половозрастная структура, численность и структура семей, миграция и расселение), уровень  и образ жизни (основные источники и уровень доходов, покупательская способность, уровень и структура расходов и потребления), социальная инфраструктура (жилище, транспорт и связь наука, культура и образование), социальное неблагополучие (безработица, забастовки, условия труда, уровень престижа), принципиально необходимо в рамках программ социально-экономического развития регионов отражать:  

социальные приоритеты региона, что позволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться  на основных социальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательные стимулы их разрешения;  

социальные нормативы, которые делают возможным планирование социального развития региона, оптимального использования отчислений в бюджет при заключении тендерных соглашений, инвестиционных контрактах, создании крупных промышленных систем и объектов;  

социальную региональную политику, как систему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами и направленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояния региона;  

систему адресных социальных (в том числе и инвестиционных программ), реализация которых возможна без привлечения бюджетных ресурсов, например, программа форсированного жилищного строительства при  финансировании Мирового банка, образовательные программы, поддерживаемые международным грандовыми организациями и фондами, программы развития региональных оптовых рынков промышленных и продовольственных товаров, корпоративно финансированная крупными товаропроизводителями и другими достаточно многочисленными инструментами финансирования социальной сферы. Только в наших базах данных есть информация о 23 гуманитарных фондах, способствующих развитию демократии, достижения всеобщего согласия, созданию демократической инфраструктуры, о 17 фондах поддержки исследований и образования, предоставляющей гранты размером от пяти тысяч долларов США для поддержки исследований в различных областях наук, исследований по охране окружающей среды, обмена опытом.  

наличие достоверного анализа тенденций социально-демографического развития региона позволяет потенциальным инвесторам, разработчикам и реализаторам программ развития региона прогнозировать направления развития региональных рынков промышленных и продовольственных товаров, определять свои интересы и, несомненно, служит расширению круга потенциальных инвесторов.  

4. Финансовые  и инвестиционные инструменты  и механизмы. Мобилизация ресурсов  для обеспечения бюджета и  региональных программ. К развиваемым  (помимо традиционных) региональным  инвестиционным инструментам следует  отнести:  

организация траста активами региона; 

гарантирование  выкупа части вторичной эмиссии (для закрепления управления и  привлечения инвесторов); 

бюджетные гарантии субъекта Федерации, акцептованные  региональными, федеральными банками; 

экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона; 

межгосударственные  двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию; 

целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ российских регионов; 

использование доли собственности администрации  региона и ее прав в качестве залогового фонда; 

использование активов области для организации  выпуска областных облигаций  за рубежом, вексельных займов, ADR GDR администрации; 

создание субъектами Российской Федерации финансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов; 

проведение согласованной  политики в отношении реструктуризации предприятий региона.  

Механизмы реализации этих возможностей необходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должно реализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.  

Вызывают интерес  неиспользованные (или редко используемые) региональные источники финансовых ресурсов:  

омертвленный  капитал на предприятиях (производственные фонды и площади);  

земельные участки  непригодные для сельскохозяйственного  использования;  

акции региональных предприятий, находящиеся в собственности  государства;  

расширение сферы  услуг на основе малоэффективно используемой собственности.  

На внешнем  инвестиционном и финансовом рынках организаторы программы социально-экономического развития региона проводят:  

работу с крупными международными инвесторами (не только в области проектного финансирования на фондовом рынке, но и через систему муниципальных займов);  

представление инвестиционного потенциала региона  в виде открытых информационных ресурсов в Internet;  

согласование  мер по информационной открытости объектов инвестиций, повышение доверия международных  инвестиционных институтов к региональным гарантиям и инвестиционным инструментам;  

выработку и  реализацию новых инвестиционных технологий (в том числе и в среде Internet), создание их инфраструктурного обеспечения;  

развитие новых  форм сотрудничества с другими регионами мира и России;  

оптимальное использование  существующих механизмов технической  помощи двух- и многосторонних межправительственных соглашений;  

программу международного межрегионального сотрудничества.  

5. Региональная  законодательная и нормативная базы  

По результатам  исследования потенциальных источников внебюджетных и инвестиционных средств, требований этих источников к нормативным  и законодательным базам, исходя из опыта деятельности регионов Российской Федерации на инвестиционном рынке и наших разработок, выполненных в ряде регионов России, в регионе должна быть проведена работа по корректному приведению в соответствие с этими требованиями (с учетом экономических интересов региона и его специфики) законодательного обеспечения процесса реализации программы.  

На наш взгляд, законодательная база также представляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных  и нормативных актов.  

Во-первых, эта  система законодательных актов  должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством (по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.  

Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы между  собой (по горизонтали), представляя  самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.  

В-третьих, система  регионального законодательства должна учитывать требования международных  инвестиционных и финансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия в международных проектах и программах.  

В-четвертых, на основе основных законодательных актов  и для обеспечения их функционирования должна быть создана региональная нормативно-правовая база.  

Возможно использование  модельных форм региональных законов, уже разработанных нашими специалистами: "О поддержке инвестиционной деятельности", "О залоговом фонде", "Об уполномоченных банках и инвестиционных компаниях", "Об ипотеке", "Об инвестиционных аукционах, конкурсах, тендерах", "О разграничении полномочий между органами власти РФ и Администрацией субъекта Федерации", "О региональных агентствах содействия инвестициям" и другие.  

Использование модельных форм региональных нормативных  и законодательных актов позволяет:  

ускорить процесс  их подготовки в условиях конкретных регионов;  

обеспечить соответствие этих актов федеральным законам  и требованиям международным  инвестиционным институтам;  

унифицировать, а значит упростить взаимодействие инвестиционных институтов региона с потенциальными инвесторами.  

6. Межрегиональное  и международное сотрудничество  и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортного потенциала  региона.  

Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.  

По нашему мнению, возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания "мертвой" инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.  

Мы имеет практический опыт (с представителями правительственных  и деловых кругов Испании, Швейцарии) в организации взаимодействия стран  СНГ, субъектов федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать в целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).  

Информация о работе Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики