Автор работы: d***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:54, реферат
Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.
Результаты анализа
социально-экономической
Немаловажным обстоятельством
приоритетности бюджетного процесса в
формировании программы социально-экономического
развития является то, что уже на его уровне
проявляется возможность структурирования
финансовых источников формирования бюджета
(средства предприятий, местный и федеральный
бюджет, другие источники) и, что главное,
оценить основные требования инвестора
к организационному, законодательному,
инфраструктурному обеспечению своих
финансовых технологических возможностей),
механизмы доступа к его ресурсам.
Примером могут
служить требования международных инвестиционных
институтов к развитию регионального
законодательства, банковского, аудиторского
и страхового обслуживания инвестиционных
ресурсов кредитных линий (жилищный, лесной,
экологический и другие займы Мирового
Банка).
Среднесрочное
и долгосрочное финансовое планирование
бюджета позволяет увеличить
сроки действия налоговых льгот
инвесторам, которые зачастую принимаются
только на текущий бюджетный год.
3. Социально-демографическая
ситуация в регионе. Социальные
программы и приоритеты.
Помимо общепринятых
аспектов анализа социально-
социальные приоритеты
региона, что позволит в условиях
дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться
на основных социальных проблемах, создать
организационные, налоговые и законодательные
стимулы их разрешения;
социальные нормативы,
которые делают возможным планирование
социального развития региона, оптимального
использования отчислений в бюджет
при заключении тендерных соглашений,
инвестиционных контрактах, создании
крупных промышленных систем и объектов;
социальную региональную
политику, как систему первоочередных
мер администрации регионов, обеспеченных
ресурсами и направленных на развитие
и стабилизацию социально-экономического
состояния региона;
систему адресных
социальных (в том числе и инвестиционных
программ), реализация которых возможна
без привлечения бюджетных
наличие достоверного
анализа тенденций социально-
4. Финансовые
и инвестиционные инструменты
и механизмы. Мобилизация
организация траста
активами региона;
гарантирование
выкупа части вторичной эмиссии
(для закрепления управления и
привлечения инвесторов);
бюджетные гарантии
субъекта Федерации, акцептованные
региональными, федеральными банками;
экспортное покрытие
инвестиционных ресурсов в инвестиционные
проекты и программы региона;
межгосударственные
двухсторонние и многосторонние
соглашения о технической помощи
и целевому финансированию;
целевое финансирование
международных инвестиционных институтов
и организаций программ российских
регионов;
использование
доли собственности администрации
региона и ее прав в качестве залогового
фонда;
использование
активов области для
создание субъектами
Российской Федерации финансовых мультипликаторов
для привлечения дополнительных финансовых
ресурсов;
проведение согласованной
политики в отношении реструктуризации
предприятий региона.
Механизмы реализации
этих возможностей необходимо организационно
и законодательно обеспечить, что можно
и должно реализовать в рамках программы
социально-экономического развития региона.
Вызывают интерес
неиспользованные (или редко используемые)
региональные источники финансовых
ресурсов:
омертвленный
капитал на предприятиях (производственные
фонды и площади);
земельные участки
непригодные для
акции региональных
предприятий, находящиеся в собственности
государства;
расширение сферы
услуг на основе малоэффективно используемой
собственности.
На внешнем
инвестиционном и финансовом рынках
организаторы программы социально-
работу с крупными
международными инвесторами (не только
в области проектного финансирования
на фондовом рынке, но и через систему
муниципальных займов);
представление
инвестиционного потенциала региона
в виде открытых информационных ресурсов
в Internet;
согласование
мер по информационной открытости объектов
инвестиций, повышение доверия
выработку и
реализацию новых инвестиционных технологий
(в том числе и в среде Internet),
создание их инфраструктурного обеспечения;
развитие новых
форм сотрудничества с другими регионами
мира и России;
оптимальное использование
существующих механизмов технической
помощи двух- и многосторонних межправительственных
соглашений;
программу международного
межрегионального сотрудничества.
5. Региональная
законодательная и нормативная базы
По результатам
исследования потенциальных источников
внебюджетных и инвестиционных средств,
требований этих источников к нормативным
и законодательным базам, исходя
из опыта деятельности регионов Российской
Федерации на инвестиционном рынке
и наших разработок, выполненных в ряде
регионов России, в регионе должна быть
проведена работа по корректному приведению
в соответствие с этими требованиями (с
учетом экономических интересов региона
и его специфики) законодательного обеспечения
процесса реализации программы.
На наш взгляд,
законодательная база также представляет
собой гармоничную, сбалансированную
многоуровневую систему законодательных
и нормативных актов.
Во-первых, эта
система законодательных актов
должна быть согласована, взаимоувязана
с федеральным законодательством (по вертикали),
дополнять его, конкретизировать в условиях
конкретных регионов.
Во-вторых, региональные
акты должны быть согласованы между
собой (по горизонтали), представляя
самодостаточную систему, охватывающую
сферы экономики, экологии, культуры, социальной
и региональной государственной политики,
управления регионом, с верховенством
устава области.
В-третьих, система
регионального законодательства должна
учитывать требования международных
инвестиционных и финансовых институтов,
для аккредитации регионов при них и для
участия в международных проектах и программах.
В-четвертых, на
основе основных законодательных актов
и для обеспечения их функционирования
должна быть создана региональная нормативно-правовая
база.
Возможно использование
модельных форм региональных законов,
уже разработанных нашими специалистами:
"О поддержке инвестиционной деятельности",
"О залоговом фонде", "Об уполномоченных
банках и инвестиционных компаниях",
"Об ипотеке", "Об инвестиционных
аукционах, конкурсах, тендерах", "О
разграничении полномочий между органами
власти РФ и Администрацией субъекта Федерации",
"О региональных агентствах содействия
инвестициям" и другие.
Использование
модельных форм региональных нормативных
и законодательных актов позволяет:
ускорить процесс
их подготовки в условиях конкретных
регионов;
обеспечить соответствие
этих актов федеральным законам
и требованиям международным
инвестиционным институтам;
унифицировать,
а значит упростить взаимодействие
инвестиционных институтов региона с
потенциальными инвесторами.
6. Межрегиональное
и международное
Одним из важных
источников привлечения дополнительных
инвестиционных ресурсов являются международные,
межрегиональные связи. С одной стороны,
расширение трех связей соответствует
нынешним преобразованиям в России, тенденциям
приобщения нашего государства к европейским
интеграционным процессам. С другой стороны,
в государствах Европы и других континентов
наметилась тенденция делового сотрудничества
с региональными структурами, где более
конкретны инвестиционные цели и задачи,
короче путь принятия организационных
и административных решений. Кроме того,
учитывая, что развитие межрегионального
сотрудничества - один из путей к международному
безопасному и стабильному экономическому
развитию, укреплению государственности,
в котором так нуждается сегодняшняя Россия,
закономерно и необходимо решать вопросы
сотрудничества не только непосредственно
между регионами Российской Федерации,
но и в рамках объединенной Европы.
По нашему мнению,
возможности такого сотрудничества
в ходе формирования и реализации
программ социально-экономического развития
регионов и региональной инвестиционной
политики и в привлечении инвестиционных
ресурсов, сопоставимы с возможностями
и значением развития малого бизнеса.
Ведь если сферой региональных экономических
интересов в рамках бюджетных, федеральных,
региональных инвестиционных программ
являются крупные (свыше 100 млн. долларов)
и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты
и программы, то и международное межрегиональное
инвестиционное сотрудничество способно
и предназначено для обслуживания "мертвой"
инвестиционной зоны мелких проектов
(менее одного миллиона долларов). Эта
зона вне рамок интересов инвестиционных
банков и компаний в связи с значительными
затратам, в то время как межличностные
отношения, расширяемые в движении породненных
городов дает возможность реальной реализации
малых инвестиционных проектов, осуществлению
технологического обмена, расширения
рынка продукции региона.
Мы имеет практический
опыт (с представителями