Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России и проанализировать особенности и факторы формирования этнической толерантности в современной России.
Введение 3
2.Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России. 5
3.Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе 9
3.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности 9
3.2 Роль религии в формировании толерантности 13
4 Основные направления работы по формированию толерантных отношений в России 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Курсовая работа по дисциплине
«Общая социология»
Формирование
толерантности в
Студент гр. 820402 ______________________________
(подпись)
Науч. рук.: канд. филос. наук,
доц.________________________
(подпись)
Тула 2011
Оглавление
Введение 3
2.Сущность
понятия «толерантность» и его
актуальность в условиях
3.Государственно-правовое
регулирование проблем
3.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности 9
3.2 Роль религии в формировании толерантности 13
4 Основные
направления работы по
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Актуальность исследования. В условиях усиления дифференциации социального и экономического положения населения, идеологического и экономического плюрализма вопросы о согласовании жизненных ценностей, позиций и установок тех или иных социальных групп, отражающих их интересы политических партий и общественных объединений, приобретают первостепенное значение. Формирование установок толерантности, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма, и противодействие им имеют для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. В истории мировой научной мысли анализ взаимодействия веротерпимости, этничности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества осуществлен в трудах М. Вебера, Вольтера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Осмыслению вопросов этнического, религиозного, политико-правового бытия посвящены работы представителей отечественной науки: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П Сорокина, B.C. Соловьева. Необходимо также отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений. Это, в первую очередь, исследования Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ю.В. Бромлея, В.В. Глебкина, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусоколова, В.А. Тишкова, А.В. Шипилова.
Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России и проанализировать особенности и факторы формирования этнической толерантности в современной России.
Объект исследования - социальная толерантность, включающая в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.
Предмет исследования - проблема формирования толерантности в современном российском обществе.
Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.
Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определённых национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители – все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились антитезы: «мы – они», «свои – чужие», «Я – другой». Человек как субъект и как личность не существует без другого, той единицы, той точки отсчёта, которая даёт представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным. Философская категория «Другой» рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов. Cущность человека, его самость проявляются лишь в диалоге, во взаимодействии с другим человеком. Но в силу индивидуального восприятия окружающего мира, каждая личность по-своему понимает особенности культурной среды представителя аутгруппы, которая определяется как группа, в которой данная личность не принадлежит. Такой взгляд на общество, при котором определённая группа считается центральной, а все остальные группы соизмеряются и соотносятся с ней, называется этноцентризмом1.
Факты негативного влияния этноцентризма подтверждаются рядом социологических исследований. Так, например, ещё до распада СССР Институт социологических исследований АН СССР опросил 12 тысяч человек в ряде республик и областей. Выявилось, что имеет место «значительная распространённость отрицательных высказываний о людях других национальностей, их обычаях и традициях. Московским педагогом В.Б. Новичковым выделен целый ряд фактов, обуславливающих отрицательное, нетерпимое отношение индивида к особенностям культур представителей различных аутгрупп по г. Москва. Во-первых, одна из самых существенных социокультурных характеристик Москвы – её полиэтичность; сегодня Москву населяют представители свыше 120 этносов, а число эмигрантов и вынужденных переселенцев за последние пять лет заметно увеличивается. Во-вторых, многоконфессиональность Москвы, в которой представлены все мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. В-третьих, поликультурность среды, включающая в себя не только полиэтичность и конфессиональность, но и сопряжённость образцов деятельности в различных сферах социума.
Основным понятием исследования
является «толерантность». Значение данного
слова при употреблении его в
обыденных ситуациях легко
Идея толерантности возникла
ещё в глубокой античности, как
решение проблемы отношения к
религиозным меньшинствам; постепенно
вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений
с инаковерующими и инакомыслящими,
включающие в себя такие компоненты,
как терпимость, лояльность, уважение
к вере и взглядам других людей, народов.
Значительный вклад в разработку
правового оформления и законодательного
введения принципа свободы совести
и веротерпимости внесли гуманисты
эпохи Возрождения и
«Социокультурная толерантность» - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Для более полного выяснения сущности понятия «толерантность» рассмотрим его противоположное значение – «интолерантность» («нетерпимость»). Исходя из определения толерантности, идентифицирует интолерантность как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.
Исторически культурным рецидивом древней эмоции, происходящей из представления о ритуально «чистом» и «нечистом», является эмоции отвращения. Например, известно, что враждующие представители христианской и мусульманской общин Бейрута взаимно считают друг друга «грязными». Отвращение побуждает человека отстраниться от объекта, вызывающего отвращение, или устранить сам объект. Причины появления данной эмоции с точки зрения общей психологии заключается в контакте с вещью, разложившейся или испорченной в физическом или психологическом смыслах. Порочность в сочетании с физической нечистоплотностью – идеальный объект для отвращения. Контакт с живой человеческой реальностью может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия тогда, когда одним из контрагентов общения выступает человек, несущий на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит…».
Таким образом, исходя из приведённых выше определений толерантности с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности – уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избегания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями.
На Всемирной конференции
по борьбе против расизма, расовой дискриминации,
ксенофобии и связанной с ними
нетерпимости, которая проходила
в Дурбане (Южная Африка) 31 августа
– 7 сентября 2001 г. акцент был сделан
на то, что «…все мы – одна человеческая
семья, эта истина становится теперь
самоочевидной в свете
Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма.
Из доклада Верховного комиссара по правам человека на 58-й сессии Комиссии по правам человека ООН 7 февраля 2002 г.: «…Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации подтвердила, что демократия необходима для эффективного предотвращения расизма и связанной с ним нетерпимости и их ликвидации».
Всемирная конференция выразила обеспокоенность по поводу того, что расистские и ксенофобные программы вновь получают политическое, моральное и даже правовое признание многими путями, в том числе через посредство некоторых политических партий и организаций. Конференция подчеркнула ключевую роль, которую политические деятели могут играть в борьбе против такого зла, как расизм, ксенофобия и связанная с ними нетерпимость.Она настоятельно призвала к всеобщей ратификации к 2005 году Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также к отзыву всех оговорок. Она также рекомендовала ряд законодательных, судебных, регулирующих, административных и иных мер на национальном уровне в целях предупреждения расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и защиты от них. К ним относится принятие следующего:
а) конституциональных, законодательных
и административных мер для содействия
равенству, включая рассмотрение, исправление
и отмену национального законодательства
и административных положений, которые
могут приводить к
б) национальной стратегии, планов действий, законодательства и административных мер по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;
в) законодательных и
г) эффективных стратегий и программ по предотвращению и привлечению к ответственности за проступки сотрудников полиции и других правоохранительных органов, включая преследование в судебном порядке лиц, совершивших такие проступки;
д) мер, направленных на ликвидацию расовой ориентации.
Государственные учреждения, позволяющие урегулировать разногласия посредством диалога, также играют важную роль в обеспечении защиты прав уязвимых групп. Конференция рекомендовала создавать и укреплять уже существующие независимые национальные учреждения в целях борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и оказания помощи жертвам.
Гражданское общество. Конференция также признала основополагающую роль, которую гражданское общество играет в борьбе против расизма и в стимулировании общественной заинтересованности. Она также отметила, что содействие обеспечению более высокой степени взаимного уважения и доверия между различными группами внутри общества должно быть общей, но дифференцированной обязанностью государственных институтов, политических лидеров, низовых организаций и граждан.