Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные проблемы формирования толерантности в поликультурных регионах России и проанализировать особенности и факторы формирования этнической толерантности в современной России.
Введение 3
2.Сущность понятия «толерантность» и его актуальность в условиях современной России. 5
3.Государственно-правовое регулирование проблем толерантности в современном обществе 9
3.1 Анализ правовых актов по проблемам толерантности 9
3.2 Роль религии в формировании толерантности 13
4 Основные направления работы по формированию толерантных отношений в России 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Недостающим звеном в механизме
обеспечения прав человека в России
является деятельность неправительственных
правозащитных организаций (НПО). И,
прежде всего потому, что в стране
нет общего информационного источника
в области прав человека, доступного
юристам, журналистам, всем заинтересованным
лицам и организациям. Базы данных,
распространяющиеся на коммерческой основе,
не могут решить проблемы, т.к. они
не имеют специальной «
Немаловажное значение в деле практического осуществления правозащитных мероприятий и установления толерантных отношений в обществе имеет образование и воспитание в семьях, школах, вузах. Воспитание в духе терпимости весьма значимо для поднятия самооценки личности, формирования гражданина, мирного соседствования разных народов, разных национальностей, людей разной веры и разных политических и других убеждений. По оценкам участников социологических опросов, учителей школ и преподавателей вузов, положение с обучением правам человека удовлетворительно лишь отчасти. Прежде всего потому, что не разработаны научные основы такого преподавания. Нет пока и особой заинтересованности со стороны компетентных структур во введении специальных курсов по граждановедению и правам человека, активному изучению международно-правовых документов8.
Всеобщего уважения и соблюдения прав человека в России невозможно достичь без коренного перелома в распределении знаний о правах человека и кардинального обновления среднего и высшего образования в этой области. Поэтому Комиссия по правам человека при Президенте РФ выступает за создание государственно-общественного Федерального центра информации и содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира – как общероссийского координационного центра по организации эффективного распределения информации о правах человека, разработке концепции и программе подготовки и переподготовки по правам человека для различных категорий госслужащих на всех уровнях формального и неформального обучения.
В связи с рассматриваемой
проблемой возникает вопрос о
месте и роли тех или иных государственных
и общественных структур в обеспечении
прав человека и в формировании толерантных
отношений. Небезынтересно, что в
первую очередь при опросах называются
неправительственные
Что касается назревших проблем, которые призваны решать все эти структуры, то среди первоочередных мер возможно следующее:
Интересно, что в ряде регионов уже существуют Целевые программы решения подобных задач, которые стремятся комплексно подходить к проблеме. Так, в Прикамье действует Закон Пермской области о «Целевой программе развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.», который включает раздел «Система мер противодействия политическому экстремизму, формирование в регионе ситуации политической толерантности», предусматривающий: организацию молодёжных дискуссий, интеллектуальных игр и т.п. мероприятий; введение в программу образовательных учреждений специальных учебных курсов, посвящённых религиозным, этническим, гендерным и другим аспектам толерантности; проведение в вузах «круглых столов» по религиозным аспектам политической жизни Прикамья на современном этапе; подготовку печатных материалов (методических, учебных пособий, брошюр и т.п.), содержащих разъяснения принципа толерантности как важнейшего элемента демократической политической культуры и т.д.
Все мероприятия, направленные на установление толерантного климата в российском обществе, в конце концов, направлены на обеспечение прав человека. Они неразрывно взаимосвязаны между собой. Сегодня на первый план выдвигаются вопросы чрезвычайно важные и трудные. Наряду с научным анализом необходимы практические действия по внедрению принципов толерантности в политическую жизнь общества, повседневную жизнь граждан. Подобные мероприятия могли бы быть во всех регионах, по всей стане в целом. Тем самым они способствовали бы укреплению правовой и политической толерантной культуры в России, обеспечению прав и свобод человека, а, следовательно, и социальной стабильности.
Заключение
Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным.
Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Однако их основные очаги были разделены территориально, будучи как бы отгороженными друг от друга. Ныне глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки пробили огромные бреши в существовавших барьерах, спрессовывая разные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть общественных взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокие напряжения, способные блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.
Вместе с тем глобализация
наглядно демонстрирует неисчерпаемое
многообразие социокультурных традиций
и форм общественного устройства,
норм взаимоотношений и ценностных
ориентаций, присущих разным сообществам.
С каждым десятилетием это многообразие
не только не уменьшается, но растёт, иногда
в геометрической прогрессии, бросая
вызов самой способности
Общество заинтересовано
в том, чтобы у его членов, особенно
у молодёжи, сформировалось мышление
открытого типа, пробудился интерес
к диалогу последователей разных
мировоззрений и политических предпочтений
к устранению предубеждённости друг
против друга на основе терпимости
и конструктивного
Повсеместное и полное
утверждение атмосферы
Список использованной литературы
1. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 г. М., 2002.
2. Галкин А.А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.
3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004.
4. Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова А.М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 – 2001гг) // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183..
5. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001.
6. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
7. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.
8. Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.
9. Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997.
10. World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 17-
11. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.
1 Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1997.-C.60-
2 Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс – Энциклопедия, 1994.-C.457-
3 World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 355-361
4 World Conference against racism // Всемирная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан (Южная Африка). 31 августа – 7 сентября 2001.-С. 355-361
5 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.78-
6 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.80-
7 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.42-45
8 Формирование установок толерантного сознания и профилактика различных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2008 годы. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2001г.-C.102-110
9 Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.-C.103-