Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:45, реферат
Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского слова organize - делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс, либо как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели, и действующих на основании определенных правил и процедур.
Введение………………………………………………………………………….…3
Социальные организации и их основные черты…………………………………3
Структура организаций…………………………………………………………..6
Особенности социальных организаций…………………………………………7
Типология организаций…………………………………………………………..8
Типология организаций по А.И. Пригожину……………………………………9
Формальные и неформальные организации……………………………………11
Бюрократизация как черта формальных организаций (М. Вебер)…………..12
Заключение………………………………………………………………………..14
Используемая литература………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Социальные организации и их основные черты…………………………………3
Структура организаций…………………………………………………
Особенности социальных организаций…………………………………………7
Типология организаций…………………………………………………
Типология организаций по А.И. Пригожину……………………………………9
Формальные и неформальные организации……………………………………11
Бюрократизация как черта формальных организаций (М. Вебер)…………..12
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Введение.
Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского слова organize - делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс, либо как явление. Как процесс организация - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация - это объединение элементов для реализации программы или цели, и действующих на основании определенных правил и процедур.
Социальные организации являются одним из самых интересных и загадочных феноменов жизни, не менее загадочных, чем сам человек, и не уступают ему по своей сложности. Видимо поэтому многочисленные попытки создания достаточно универсальной теории организаций и социологии организаций пока не увенчались успехом как у нас в стране, так и за рубежом. Основная причина этого заключается в том, что социальные организации, как объект научного исследования, оказались одновременно в центре внимания сразу нескольких наук (экономической теории, административных наук и социологии). Каждая из которых по-разному отнеслась к этому сложному феномену, и до сих пор не выработано единого понимания природы социальной организации, ее генезиса и истории.
Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле десятки тысячелетий, его научное осмысление и изучение началось лишь в XIX в., в связи с появлением общественных наук.
В дальнейшем, в начале XX в., с появлением менеджмента и теории организаций, понятие «организация» стало использоваться в более узком смысле, главным образом применительно к экономическим организациям (фирмам), которые являются примерами «сознательно установленной кооперации», имеющими искусственное происхождение.
Социальные организации и их основные черты.
Как справедливо подметил американский социолог Нейл Смелзер, нас окружают организации, они повсюду. Ибо большинство из нас начинает свою жизнь в организации - родильном доме. Потом мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, школу. Став взрослым, человек поступает на работу в одну из организаций и постоянно сталкивается с другими организациями – торговыми фирмами, банками, армией, милицией, налоговой инспекцией и другими. Старость неизбежно знакомит нас с организациями системы социального обеспечения и здравоохранения, при этом, кто-то может оказаться в больнице или в доме престарелых. Даже после смерти организации не оставляют человека на произвол судьбы. Им занимаются похоронные бюро, страховые агентства, банки, юридические конторы и суды, где наследники улаживают дела покойного.
Организации возникли сравнительно недавно. В менее развитых обществах забота о здоровье, обучение, оказание помощи пожилым и т.д. осуществлялись в семье или членами общины. Но поскольку в индустриальных странах жизнь существенно усложняется, то и возникает потребность в создании множества организаций. Не удивительно, что в течение многих десятилетий, организации, как объект исследования, постоянно привлекали к себе внимание ученых и практиков, представителей самых разных областей знаний. Среди социологов, изучением организаций занимались, в частности, такие исследователи, имеющие мировую известность, как М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон, П.Блау, Д.Скотт, М.Крозье и другие. Из российских ученых, внесших наибольший вклад в разработку проблем теории организаций, можно назвать Г.В.Осипова, Н.И.Лапина и А.И.Пригожина.
В современной научной литературе существует множество определений организаций. Это обусловлено тем, что представители разных социологических школ и направлений, исходя из своих специфических представлений относительно организаций, подчеркивают, прежде всего, их характерную черту. Так, например, известный американский исследователь организаций Амитай Этциони утверждал, что организации – это социальные объединения, сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов. Другие американские социологи – П.Блау и У.Скотт были убеждены в том, что основной характеристикой организации является ее формализация: для достижения специфических целей всякая организация должна обладать формальной структурой.
Выделяют две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп.
Нередко, определение организации отражает и такую специфическую черту, как наличие координирующего и управляющего органов. Однако эти органы присущи не всем организованным социальным группам. Опыт показывает, что в некоторых организациях развито самоуправление, они характеризуются высокой степенью взаимозависимости отдельных подразделений и зрелостью работников; эти организации могут иметь относительно слабо развитый координирующий орган, выполняющий в основном функции связи с внешним окружением. Но подавляющее большинство организаций нуждается в централизованном управлении и наличии координирующего органа с широкими полномочиями.
Как следует из приведенных определений организации, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Как правило, социологами выделяется три вида взаимосвязанных организационных целей.
1. Цели-задания – это те цели, которые были сформулированы как программа деятельности данной организации ее создателями. Эти цели являются приоритетными для организации и на их достижение направлены усилия всех членов организации. Например, преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице и т.д.
2. Цели-ориентации, представляют собой совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, то утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий, соответственно, работа организации становится неэффективной. Стремясь к достижению собственных целей-ориентаций, члены организации либо игнорируют цели-задания, либо выполняют их формально. Например, врачи в медицинском учреждении, нацеленные не на лечение больных, а на улучшение своего материального положения.
3. Цели-системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели-системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других.
Важнейшим компонентом организации является ее социальная структура, представляющая собой систему упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения (С.С.Фролов).
Структура организаций.
Анализ структуры организации предполагает выделение трех основных параметров, ее характеризующих: сложность, степень формализации и централизация.
Рассмотрим более подробно «сложность», которая считается одним из важнейших параметров структуры организации. В свою очередь, сложность зависит от двух параметров – дифференциации и интеграции. При этом дифференциация является наиболее важным показателем сложности организации и характеризует разнородность организации, ее многофункциональность и различия в достигаемых целях.
Социологи выделяют три основных типа дифференциации.
1. Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений. В свою очередь горизонтальная дифференциация может быть осуществлена:
-по функциям, например, когда на предприятии функционируют подразделения по производству, контролю, организации сбыта и т.д.;
-по числу работников (такой подход используется в малых организациях или при выполнении работ, не нуждающихся в применении труда узких специалистов);
-по виду производимого продукта (например, когда филиалы крупного производства, специализируются на производстве конкретного товара или услуги);
-по типу клиентуры;
- по технологическому процессу.
Требования горизонтальной дифференциации накладывают отпечаток на поведение членов организации. Как правило, чем больше горизонтальная дифференциация, тем меньше сплоченность организации, больше трудностей в управлении организацией, ниже уровень интеграции.
2. Вертикальная дифференциация говорит о глубине организационной иерархии в организации и обычно характеризуется количеством уровней управления в организационной структуре. Высокая степень вертикальной дифференциации свидетельствует о стремлении руководства организации к минимизации числа подчиненных у руководителей, у низового звена и к созданию большего количества уровней контроля. Низкая степень вертикальной дифференциации характерна для небольших организаций, а в крупных – служит показателем слабого управленческого контроля, рассчитанного в основном на самоконтроль со стороны исполнителей.
3. Пространственная дифференциация показывает степень пространственного разделения структурных единиц организации. Низкая пространственная дифференциация говорит о большой концентрации ресурсов, как правило, в одном месте. Высокая пространственная дифференциация свидетельствует о распылении ресурсов по многим регионам и в то же время – о распространении влияния данной организации. При любом увеличении степени пространственной дифференциации неизбежно возрастает функциональная автономия отдельных подразделений, что приводит к ослаблению контроля и возможностей использования властных полномочий со стороны центральных органов управления организацией.
Интеграция – второй показатель сложности структуры организации. Он характеризует степень взаимосвязи между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем параметрам.
1. Количество взаимосвязей между отдельными структурными единицами: тесное взаимодействие подразделений, перетекание материальных, информационных и других ресурсов, предполагает наличие большого количества интеграционных связей. Одновременно, при интеграции такого рода сложность организации резко увеличивается.
2. Нормативная основа интеграционных связей является показателем прочности этих связей. Жесткие, формальные связи способствуют интеграции, но носят официальный характер. Наоборот, изменчивость норм или их неофициальный характер, основанный на неформальном лидерстве и коалициях, увеличивают сложность организации и изменяют характер интеграции.
3. Характер интеграционных связей, показывает основной вид властного, информационного, культурного или иного ресурса, передаваемого через данную связь (например, интеграция на основе власти и подчинения).
Особенности социальных организаций.
1. Они создаются для реализации конкретных целей.
2. Члены организации распределяются по горизонтали соответственно выполняемым ими ролям и по вертикали (по иерархии) соответственно их статусам.
3. Имеет место разделение труда по функциональному признаку (важнейшее разделение: на управляющих и управляемых).
4. Управляющая подсистема формирует механизмы, средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации (важнейшие среди них – внутриорганизационные нормы).
Устойчивость — как одно из основных свойств организации — отмечают сторонники функционализма (Т.Парсонс) и французские институционалисты (М.Ориу, Ж.Ренар). Ключевым элементом организации выступает цель. Именно для достижения определенной цели люди объединяются в организации, организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать продолжительное время.