Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:00, диссертация
Необходимость тендерного измерения социально-политической трансформации казахстанского общества обусловлена следующими причинами: изменением положения женщин в Республике Казахстан, вызванным радикальными экономическими реформами, в том числе увеличением женской безработицы, усилением материальной зависимости в семье, снижением уровня социальной защиты семьи, нравственной дезорганизацией общества; инерционностью общественного мнения, в котором доминируют отрицательные стереотипы по отношению к женщинам, участвующим в управлении и политической деятельности;
Введение
1 Общественно-политические условия, правовые предпосылки 11 гендерных исследований
1.1 Исторический аспект возникновения неравноправия
1.2 Культурно-исторические источники дискриминации женщины
1.3 Социально-психологическая характеристика гендерных групп
1.4 Международные документы и законодательство Казахстана о 38 правах женщин
2 Политические и социальные аспекты обеспечения реального 74 равноправия женщин
2.1 Генезис политической концепции тендерного равенства
2.2 Социальные трансформации и изменения в сознании женщин
2.3 Проблема насилия в отношении женщин в контексте формиро- 119 вания тендерной политики
2.4 Факторы политической социализации женщин Казахстана 130
Выводы 149
Список использованных источников 158
- сформулированы
основные направления
- разработан
алгоритм продуктивного
- доказательно представлен ряд результатов гендерных исследований в социально-политической системе, позволяющих выявлять объективные и субъективные условия и факторы эффективного включения женщин в политическую жизнь; выявлены особенности интеграции казахстанских женщин в политику на современном этапе и предложены пути ускорения этого процесса в ближайшем будущем на основе прогностической модели участия женщин в политической жизни общества, что является одним из факторов повышения политической культуры и освоения общечеловеческих ценностей.
Проведенное исследование
открывает перспективы
Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование базируется на общенаучных принципах познания социально-политических явлений. В качестве эмпирической базы исследования использовались международно-правовые документы, в том числе Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, «Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период 1986-2000 гг.», Платформа действий четвертой всемирной конференции по положению женщин и другие итоговые документы всемирных конференций ООН по положению женщин.
Информационной базой исследования являются статистические материалы по проблемам положения женщин, подготовленные соответствующими службами Организации Объединенных Наций, а также данные национальных статистик, в том числе казахстанской.
Методика исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования были использованы следующие методы: диалектический; исторический; системного анализа; обобщений; контент-анализ документов, метод статистических группировок, вероятностного прогнозирования.
Информационно-статистическая и нормативная база исследования.
При исследовании проблемы формирования тендерной политики в Республике Казахстан нами использовались материалы Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан.
В анализе степени представленности женщин в политической власти, экономике и общественных движениях и других количественных характеристик мы опирались на данные статистических сборников как Агентства Республики Казахстан по статистике, так и на данные международных статистических институтов. Причем, в работе проанализирован массив таких данных, начиная с 90-х годов прошлого столетия вплоть до 01.01.2002 года.
Информационно-социологическая составляющая представленного исследования опиралась на социологические данные Ассоциации социологов и политологов (руководитель Б. Бектурганова). При этом мы хотели бы оговорить, что существует определенный риск в адекватности оценок и достоверности имеющихся в республике социологических служб. То есть, в республике на сегодняшний день отсутствует официальная, уполномоченная социологическая служба, призванная давать альтернативную и объективную социологическую информацию. Тем не менее, сопоставление данных статистического агентства, социологических служб и предпринятый авторский анализ позволяют, на наш взгляд, приблизиться к пониманию существа исследуемой проблемы.
Что касается нормативно-правовой базы представленной работы, то автором обобщен и дан анализ таким нормативным актам как Конституция Республики Казахстан, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Резолюция генеральной Ассамблеи ООН и другие документы.
Практическая значимость исследования. Выдвинутые и обоснованные в работе положения могут быть использованы при составлении республиканских и региональных программ повышения политического статуса женщин в Казахстане, выявлении путей совершенствования национального механизма обеспечения равноправия женщин, при разработке концепций и программ различных партий и общественно-политических движений в части усиления влияния женщин в политической жизни общества, а также в качестве ориентировочных рамок в практической деятельности женских общественных организаций. Результаты исследования могут быть положены в основу подготовки учебного курса по феминологии и тендерному образованию. Они могут быть использованы в просветительской деятельности, в том числе через средства массовой информации, для формирования адекватного общественного мнения.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования подтверждены результатами непосредственной работы автора: по участию в формировании организационных структур национального механизма обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в Казахстане, а также по созданию и функционированию ряда новых женских организаций; в разработке предложений для нормативных актов, направленных на усиление роли женщин в политической жизни страны (Указ Президента РК «О создании Национальной комиссии по делам семьи и женщин», Постановление Правительства Казахстана «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан»; в разработке Концепции тендерной политики в Казахстане; в разработке законо-пректа «О равных правах и возможностях»; в международных и казахстанских конференциях, форумах по проблемам равноправия женщин, в социологических опросах; в чтении лекций в рамках учебных курсов школ лидеров-женщин и женского предпринимательства. Идеи автора апробированы при реализации программы микрокредитования наименее обеспеченных граждан, комитета по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан;
Рабочей группы тендерной экспертизы, депутатской «Отбасы», подкомитета по делам семьи, молодежи, туризма и спорта Парламента РК.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, восьми параграфов. Общий объем работы составляет 169 страницы.
Заключение диссертации по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии", Самакова, Айткуль Байгазиевна
выводы
Проведенные автором исследования позволяют сделать ряд выводов, раскрывающих наиболее существенные черты процесса формирования тендерной политики в Республике Казахстан и сформулировать предложения, направленные на повышение реальной роли женщин в общественно-политической жизни Казахстана.
1. Интеграция женщин в политику, под которой автор понимает процесс их включения в политическую жизнь в интересах равноправного участия с мужчинами в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества, содействует достижению баланса целей и интересов различных слоев населения и тем самым способствует реализации и дальнейшему развитию демократических принципов управления государством. При этом расширяющееся участие женщин в политике знаменует собой новый, неизмеримо более высокий уровень социального развития женского населения, позволяющий расширить спектр общественных и личностных интересов женщин и формирующий у них потребность в самореализации во всех сферах общественной жизни.
2. Ускорение
интеграции женщин в политику,
начавшееся вскоре после
3. Основной движущей
силой расширяющегося участия ж
4. Находясь под
влиянием многих причин
5. К основным
социально-политическим и
- изменение политической карты мира в результате распада колониальных империй и тоталитарных государств, вследствие чего увеличилось число стран с демократической ориентацией;
- дальнейшая
демократизация государственно-
- расширение
масштабов и форм участия
- завершение формирования на международном и национальном уровнях правовой и организационно-правовой базы, направленной на обеспечение равноправия женщин;
- существенный
прогресс в области экономики,
кардинально изменивший
6. По мере
нарастания масштабов участия
женщин в политической жизни
стран мирового сообщества
Один из них заключается в том, что продвижение женщин в большую политику становится принципом и практическим делом ведущих политических партий социал-демократической и социалистической направленности. Страны, где отчетливо сформировался указанный путь интеграции женщин в политику, добились высоких результатов. В них доля женщин среди депутатов парламентов составляет от 25 до 40%.
Другой путь состоит в том, что женщины добиваются участия в большой политике через альтернативные (политические партии, профсоюзы, организации предпринимателей) структуры, в первую очередь женские организации. Такой путь вхождения женщин в политику свойственен, как правило, странам, имеющим двух или трех партийную систему с весьма слабой социал-демократической направленностью, элитарные профсоюзы, объединяющие в основном квалифицированных работников мужских профессий, и достаточно развитое женское движение. Это в основном англосаксонские страны, в которых сложилась умеренная величина доли женщин в составе депутатов парламентов (от 10 до 20%).
И, наконец, третий путь вхождения можно условно назвать «азиатским», когда отдельные женщины, причем выдающихся личных качеств, достигают при определенных условиях высших должностных постов в государстве по принципу «наследования». При этом общий уровень представленности женщин в законодательных и исполнительных органах власти весьма невысокий -5-15%.
7. Обобщение
опыта стран мирового сообществ
В подавляющем
же числе стран мирового сообщества
женщины в рассматриваемый
8. Содействие
в обеспечении реального
Эффективное воздействие национальных механизмов на обеспечение реального равноправия женщин предполагает соблюдение определенных условий:
- предоставление
ранга министра или
- обеспечение приемлемого бюджетного финансирования и квалифицированного кадрового состава;
- наличие институционального
механизма, позволяющего
Информация о работе Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества