Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:00, диссертация

Описание

Необходимость тендерного измерения социально-политической трансформации казахстанского общества обусловлена следующими причинами: изменением положения женщин в Республике Казахстан, вызванным радикальными экономическими реформами, в том числе увеличением женской безработицы, усилением материальной зависимости в семье, снижением уровня социальной защиты семьи, нравственной дезорганизацией общества; инерционностью общественного мнения, в котором доминируют отрицательные стереотипы по отношению к женщинам, участвующим в управлении и политической деятельности;

Содержание

Введение
1 Общественно-политические условия, правовые предпосылки 11 гендерных исследований
1.1 Исторический аспект возникновения неравноправия
1.2 Культурно-исторические источники дискриминации женщины
1.3 Социально-психологическая характеристика гендерных групп
1.4 Международные документы и законодательство Казахстана о 38 правах женщин
2 Политические и социальные аспекты обеспечения реального 74 равноправия женщин
2.1 Генезис политической концепции тендерного равенства
2.2 Социальные трансформации и изменения в сознании женщин
2.3 Проблема насилия в отношении женщин в контексте формиро- 119 вания тендерной политики
2.4 Факторы политической социализации женщин Казахстана 130
Выводы 149
Список использованных источников 158

Работа состоит из  1 файл

Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества тема диссертации и автореферата по ВАК 23.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

- сформулированы  основные направления повышения  эффективности национальных механизмов, содействующих обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин;

- разработан  алгоритм продуктивного включения  женщин в политическую жизнь  общества, представляющий собой  процесс формирования адекватной  мотивации достижения, интенсивной  адаптации к изменениям социально-экономических и политических условий, психологическую готовность женщин к выполнению политических функций, овладение комплексными методами анализа и прогноза изменения политических процессов и явлений;

- доказательно  представлен ряд результатов гендерных исследований в социально-политической системе, позволяющих выявлять объективные и субъективные условия и факторы эффективного включения женщин в политическую жизнь; выявлены особенности интеграции казахстанских женщин в политику на современном этапе и предложены пути ускорения этого процесса в ближайшем будущем на основе прогностической модели участия женщин в политической жизни общества, что является одним из факторов повышения политической культуры и освоения общечеловеческих ценностей.

Проведенное исследование открывает перспективы разработки нового научного направления, связанного с решением проблем включенности женщин в социально-политические процессы и отношения, выявлением социально-политических механизмов и закономерностей повышения духовной культуры общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование базируется на общенаучных  принципах познания социально-политических явлений. В качестве эмпирической базы исследования использовались международно-правовые документы, в том числе Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, «Перспективные стратегии деятельности в области улучшения положения женщин на период 1986-2000 гг.», Платформа действий четвертой всемирной конференции по положению женщин и другие итоговые документы всемирных конференций ООН по положению женщин.

Информационной  базой исследования являются статистические материалы по проблемам положения  женщин, подготовленные соответствующими службами Организации Объединенных Наций, а также данные национальных статистик, в том числе казахстанской.

Методика исследования. В процессе выполнения диссертационного исследования были использованы следующие  методы: диалектический; исторический; системного анализа; обобщений; контент-анализ документов, метод статистических группировок, вероятностного прогнозирования.

Информационно-статистическая и нормативная база исследования.

При исследовании проблемы формирования тендерной политики в Республике Казахстан нами использовались материалы Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан.

В анализе степени  представленности женщин в политической власти, экономике и общественных движениях и других количественных характеристик мы опирались на данные статистических сборников как Агентства Республики Казахстан по статистике, так и на данные международных статистических институтов. Причем, в работе проанализирован массив таких данных, начиная с 90-х годов прошлого столетия вплоть до 01.01.2002 года.

Информационно-социологическая  составляющая представленного исследования опиралась на социологические данные Ассоциации социологов и политологов (руководитель Б. Бектурганова). При этом мы хотели бы оговорить, что существует определенный риск в адекватности оценок и достоверности имеющихся в республике социологических служб. То есть, в республике на сегодняшний день отсутствует официальная, уполномоченная социологическая служба, призванная давать альтернативную и объективную социологическую информацию. Тем не менее, сопоставление данных статистического агентства, социологических служб и предпринятый авторский анализ позволяют, на наш взгляд, приблизиться к пониманию существа исследуемой проблемы.

Что касается нормативно-правовой базы представленной работы, то автором обобщен и дан анализ таким нормативным актам как Конституция Республики Казахстан, Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, Резолюция генеральной Ассамблеи ООН и другие документы.

Практическая  значимость исследования. Выдвинутые и обоснованные в работе положения могут быть использованы при составлении республиканских и региональных программ повышения политического статуса женщин в Казахстане, выявлении путей совершенствования национального механизма обеспечения равноправия женщин, при разработке концепций и программ различных партий и общественно-политических движений в части усиления влияния женщин в политической жизни общества, а также в качестве ориентировочных рамок в практической деятельности женских общественных организаций. Результаты исследования могут быть положены в основу подготовки учебного курса по феминологии и тендерному образованию. Они могут быть использованы в просветительской деятельности, в том числе через средства массовой информации, для формирования адекватного общественного мнения.

Апробация результатов  исследования. Основные положения и  выводы исследования подтверждены результатами непосредственной работы автора: по участию  в формировании организационных  структур национального механизма обеспечения равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин в Казахстане, а также по созданию и функционированию ряда новых женских организаций; в разработке предложений для нормативных актов, направленных на усиление роли женщин в политической жизни страны (Указ Президента РК «О создании Национальной комиссии по делам семьи и женщин», Постановление Правительства Казахстана «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан»; в разработке Концепции тендерной политики в Казахстане; в разработке законо-пректа «О равных правах и возможностях»; в международных и казахстанских конференциях, форумах по проблемам равноправия женщин, в социологических опросах; в чтении лекций в рамках учебных курсов школ лидеров-женщин и женского предпринимательства. Идеи автора апробированы при реализации программы микрокредитования наименее обеспеченных граждан, комитета по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан;

Рабочей группы тендерной экспертизы, депутатской  «Отбасы», подкомитета по делам семьи, молодежи, туризма и спорта Парламента РК.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит  из введения, двух глав, восьми параграфов. Общий объем работы составляет 169 страницы.

Заключение  диссертации по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии", Самакова, Айткуль Байгазиевна

выводы 

Проведенные автором  исследования позволяют сделать  ряд выводов, раскрывающих наиболее существенные черты процесса формирования тендерной политики в Республике Казахстан и сформулировать предложения, направленные на повышение реальной роли женщин в общественно-политической жизни Казахстана.

1. Интеграция  женщин в политику, под которой  автор понимает процесс их  включения в политическую жизнь в интересах равноправного участия с мужчинами в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества, содействует достижению баланса целей и интересов различных слоев населения и тем самым способствует реализации и дальнейшему развитию демократических принципов управления государством. При этом расширяющееся участие женщин в политике знаменует собой новый, неизмеримо более высокий уровень социального развития женского населения, позволяющий расширить спектр общественных и личностных интересов женщин и формирующий у них потребность в самореализации во всех сферах общественной жизни.

2. Ускорение  интеграции женщин в политику, начавшееся вскоре после окончания  Второй мировой войны, приобрело  в 90-х годах необратимый характер. Во всяком случае, в группе развитых стран, хотя на протяжении последней трети XX века отмечается неравномерная, а порой и неустойчивая динамика уровня представленности женщин в органах законодательной и исполнительной власти.

3. Основной движущей  силой расширяющегося участия женщин в политике является общественный прогресс, демократизация государственно-политического устройства, правовой и социально-экономической базы во многих странах мира, когда обеспечение основных прав и свобод личности становится неотъемлемой частью государственной политики, а само общественное развитие предполагает включенность в него всех социально-демографических групп населения.

4. Находясь под  влиянием многих причин социально-политического  и экономического характера, определяющих  общественный прогресс в целом, интеграция женщин в политику, ее основные черты и тенденции могут быть объяснены только на основе междисциплинарного подхода к оценке этого процесса. Причем социально-политические и экономические причины взаимодополняют и усиливают друг друга, однако их влияние носит, как правило, опосредованный характер и реализуется через позитивное изменение общественного сознания в отношении социальных ролей женщины, включая ее возможность быть политическим деятелем, а также социальное развитие женщин, рост их культурно-образовательного и профессионального потенциала, повышение гражданского самосознания и ответственности, политической активности. Поэтому необходим определенный временной интервал между созданием социально-политических и экономических предпосылок интеграции женщин в политику и достижением позитивных изменений в этом процессе.

5. К основным  социально-политическим и экономическим  условиям и предпосылкам ускорения  интеграции женщин в политику  в последнюю треть XX века относятся: 

- изменение политической карты мира в результате распада колониальных империй и тоталитарных государств, вследствие чего увеличилось число стран с демократической ориентацией;

- дальнейшая  демократизация государственно-политического  устройства в большинстве стран  мира, в частности расширение числа государств, имеющих представительные органы власти, и перенос центра тяжести в государственной политике на обеспечение социального прогресса;

- расширение  масштабов и форм участия населения  в общественно-политической жизни  стран мирового сообщества, включая формирование и демократизацию влиятельных партийных структур, создание других общественных организаций и движений демократической направленности, в том числе, объединяющих женщин;

- завершение  формирования на международном  и национальном уровнях правовой и организационно-правовой базы, направленной на обеспечение равноправия женщин;

- существенный  прогресс в области экономики,  кардинально изменивший положение  женщин в трудовой сфере многих  стран мира и способствующий  значительному росту культурно-образовательного уровня женского населения.

6. По мере  нарастания масштабов участия  женщин в политической жизни  стран мирового сообщества стали  проявляться наиболее типичные  пути включения женщин в большую  политику. При всей условности любой типологии в таком сложном общественном процессе, каким является интеграция женщин в политику, можно выделить три основных пути.

Один из них  заключается в том, что продвижение  женщин в большую политику становится принципом и практическим делом  ведущих политических партий социал-демократической и социалистической направленности. Страны, где отчетливо сформировался указанный путь интеграции женщин в политику, добились высоких результатов. В них доля женщин среди депутатов парламентов составляет от 25 до 40%.

Другой путь состоит в том, что женщины добиваются участия в большой политике через альтернативные (политические партии, профсоюзы, организации предпринимателей) структуры, в первую очередь женские организации. Такой путь вхождения женщин в политику свойственен, как правило, странам, имеющим двух или трех партийную систему с весьма слабой социал-демократической направленностью, элитарные профсоюзы, объединяющие в основном квалифицированных работников мужских профессий, и достаточно развитое женское движение. Это в основном англосаксонские страны, в которых сложилась умеренная величина доли женщин в составе депутатов парламентов (от 10 до 20%).

И, наконец, третий путь вхождения можно условно  назвать «азиатским», когда отдельные женщины, причем выдающихся личных качеств, достигают при определенных условиях высших должностных постов в государстве по принципу «наследования». При этом общий уровень представленности женщин в законодательных и исполнительных органах власти весьма невысокий -5-15%.

7. Обобщение  опыта стран мирового сообщества в деле интеграции женщин в большую политику свидетельствует о том, что на рассматриваемом историческом отрезке времени наибольших успехов в этом процессе, имея в виду участие женщин как реальных политиков в высших законодательных и исполнительных органах власти, достигают, как правило, страны с высоким уровнем экономического развития и устойчивыми демократическими принципами государственного устройства и управления при условии активной роли государства, ведущих партий и широкой общественности в обеспечении равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

В подавляющем  же числе стран мирового сообщества женщины в рассматриваемый период находились лишь в начале пути продвижения  к реальной власти. Низкая доля женщин среди депутатов парламентов (до 10-15%) имела место в 127 странах из 165 стран, охватываемых статистикой Межпарламентского союза. Состав этой группы весьма разнороден по общественно-политическому устройству, уровню экономического потенциала, социокультурным и другим особенностям национального развития. Однако ни в одной из этих стран, включая ряд крупнейших экономически развитых (США, Франция, Япония и др.), в 90-х годах еще не сложились в комплексе все те условия, которые необходимы для более успешного продвижения женщин в большую политику.

8. Содействие  в обеспечении реального равноправия  женщин с мужчинами во всех  областях жизнедеятельности общества, включая политическую сферу, стало  неотъемлемой частью государственной  политики во все большем числе  стран мира. Это содействие проявляется,  прежде всего, в создании и совершенствовании национальных механизмов, направленных на преодоление дискриминации женщин и успешную реализацию ими их многоплановых социальных ролей.

Эффективное воздействие  национальных механизмов на обеспечение  реального равноправия женщин предполагает соблюдение определенных условий:

- предоставление  ранга министра или аналогичного  высокого статуса лицу, возглавляющему  организационные структуры национального  механизма, поскольку он создается  на государственном уровне;

- обеспечение приемлемого бюджетного финансирования и квалифицированного кадрового состава;

- наличие институционального  механизма, позволяющего оказывать  влияние на формирование государственной  политики;

Информация о работе Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества