Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:00, диссертация

Описание

Необходимость тендерного измерения социально-политической трансформации казахстанского общества обусловлена следующими причинами: изменением положения женщин в Республике Казахстан, вызванным радикальными экономическими реформами, в том числе увеличением женской безработицы, усилением материальной зависимости в семье, снижением уровня социальной защиты семьи, нравственной дезорганизацией общества; инерционностью общественного мнения, в котором доминируют отрицательные стереотипы по отношению к женщинам, участвующим в управлении и политической деятельности;

Содержание

Введение
1 Общественно-политические условия, правовые предпосылки 11 гендерных исследований
1.1 Исторический аспект возникновения неравноправия
1.2 Культурно-исторические источники дискриминации женщины
1.3 Социально-психологическая характеристика гендерных групп
1.4 Международные документы и законодательство Казахстана о 38 правах женщин
2 Политические и социальные аспекты обеспечения реального 74 равноправия женщин
2.1 Генезис политической концепции тендерного равенства
2.2 Социальные трансформации и изменения в сознании женщин
2.3 Проблема насилия в отношении женщин в контексте формиро- 119 вания тендерной политики
2.4 Факторы политической социализации женщин Казахстана 130
Выводы 149
Список использованных источников 158

Работа состоит из  1 файл

Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества тема диссертации и автореферата по ВАК 23.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

- взаимодействие  с другими ветвями власти (парламентами, судами), органами власти на местах, со средствами массовой информации и правозащитными организациями;

- достаточно  широкие полномочия организационных  структур: совершенствование законодательства, экспертиза принимаемых общих  политических решений и правительственных программ, участие в разработке и реализации программ и стратегий, относящихся непосредственно к обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, создание эффективного механизма расследования нарушений прав женщин, стимулирование преодоления стереотипных представлений о роли женщины в обществе.

9. В рамках  этих условий, можно выделить  несколько направлений, непосредственно  содействующих ускорению интеграции  женщин в политику. К их числу  относятся: 

- принятие целенаправленных мер по увеличению числа женщин, занимающих руководящие посты в правительственных инстанциях, в том числе при определенных условиях путем квотирования их представительства во всех органах исполнительной власти;

- обеспечение  в рамках избирательных систем стимулов, побуждающих политические партии включать женщин в свои избирательные списки или номинировать их в качестве депутатов;

- анализ национальных  избирательных систем с точки  зрения их воздействия на уровень  представленности женщин в законодательных  органах власти и обоснование предложений по их корректировке в интересах расширения участия женщин в этих органах;

- создание или  повышение действенности механизмов  контроля за соблюдением процедур, обеспечивающих женщинам равный  доступ к должностям руководящего уровня в органах управления государством (например, разработка системы гласных критериев занятия руководящих должностей, исключающей дискриминацию женщин, контроль за тендерным составом и деятельностью конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей и

ДР-).

10. В отличие  от других развитых стран мира, где процесс интеграции женщин  в политику шел в 90-е годы  в целом по восходящей линии,  участие казахстанских женщин  в политике претерпело за указанные  годы противоречивые изменения.  В целом эти изменения можно охарактеризовать как переход от довольно массовой, но формальной представленности их в органах законодательной власти к реальному участию в политической жизни государства, но при относительно низкой их доле среди депутатов Мажилиса и возросшей политической активности женского населения, включая создание многочисленных независимых женских организаций.

11. Процесс интеграции  женщин современного Казахстана  в политику сдерживали прежде  всего те общие причины, которые  имеют место и в других странах мира. К их числу относятся: дискриминация женщин в сфере занятости, особенно профессиональная сегрегация и неравенство в оплате труда (прямое или косвенное), нерешенность проблемы реального семейного равноправия полов и наличие двойной трудовой нагрузки у работающих женщин, стереотипы массового общественного сознания в отношении социальных ролей женщин и сохраняющееся невосприятие женщины в качестве политического деятеля, особенности политического устройства государства.

В Казахстане эти  причины усугублялись политическими и экономическими трудностями переходного периода, незавершенностью формирования многопартийной системы и слабостью политических партий и движений, глубоким кризисом в экономике, снижающим уровень жизни больших групп населения и ограничивающим материальные возможности реализации социальных программ, а также сохраняющейся из прошлого идеологии патернализма в отношениях между государством и женским населением.

12. Проблема усиления  интеграции казахстанских женщин  в политику должна решаться в рамках глобальной проблемы обеспечения реального равноправия женщин на путях формирования демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

При этом первостепенное значение имеет в Казахстане, как  и в других странах, совершенствование  национального механизма, направленного  на решение проблемы равноправного  положения женщин в обществе. Общие  направления в развитии национального  механизма определены в принятой Правительством Концепции улучшения положения женщин в республике Казахстан, и принятой Концепции тендерной политики, специально посвященных повышению роли женщин в государственном управлении.

Дальнейшее развитие национального механизма в республике в интересах расширения участия женщин в политике должно охватывать три направления: разработку в ближайшее время системы минимальных квот представленности женщин в органах исполнительной власти; рассмотрение вопроса о корректировке избирательной системы, имея в виду повышение заинтересованности политических партий включать женщин в свои избирательные списки или выдвигать (поддерживать) их в качестве депутатов; обеспечение действенного контроля за выполнением принятых в интересах обеспечения реального равноправия женщин постановлений Правительства Казахстана, а также контроля за соблюдением процедур, открывающих женщинам равный с мужчинами доступ к руководящим должностям в государственных органах власти.

К числу самых  неотложных мер, направленных на усиление интеграции женщин в большую политику, относится создание кадрового резерва из их числа путем соответствующей подготовки и переподготовки, а также изменение кадровой политики, осуществляемой на самом высшем уровне, имея в виду выдвижение женщин на высшие руководящие должности в органах исполнительной власти.

13. Специфика  переходного периода предполагает  взвешенный подход к подбору  конкретных мер, направленных  на повышение доли женщин в  представительных органах власти. Это относится, прежде всего, к использованию рекомендуемого некоторыми женскими организациями и движениями метода квотирования депутатских мест для женщин в Мажилисе страны. С нашей точки зрения, более целесообразным следует признать мероприятия, ориентированные на создание механизма партнерского взаимодействия между ведущими политическими партиями и крупными женскими организациями. Такое партнерство могло бы способствовать формированию адекватных партийных позиций и программ по вопросам равных прав и возможностей для женщин, в том числе в сфере их политической деятельности, и обеспечить рост числа женщин в списках кандидатов от партий на парламентских выборах, а также партийную поддержку женщинам, выдвигаемым в депутаты по одномандатным округам.

14. Практика показывает, что механизм квотирования как один из эффективных способов содействия интеграции женщин в большую политику может быть прямого или косвенного действия. Прямое квотирование, под которым подразумевается установление определенной доли женщин непосредственно либо в составе депутатов парламента, либо среди высших должностных лиц в органах исполнительной власти, возможно лишь при определенных условиях. Применительно к законодательной ветви власти — в тех случаях, когда выборы проводятся на безальтернативной основе и носят по существу формальный характер, как это было в социалистических странах, или когда определенная часть депутатских мест специально резервируется для женщин, как это имеет место в некоторых развивающихся странах. В органах исполнительной власти - в любой стране, если обеспечение реального равноправия женщин во всех областях жизнедеятельности общества становится неотъемлемой частью государственной политики и первые лица в государстве наряду с партийными и другими общественными структурами проводят соответствующую кадровую политику по выдвижению женщин на руководящие должности. Это имеет место во многих экономически развитых странах.

Косвенное квотирование означает установление квот для женщин либо на этапе подготовки к парламентским  выборам, либо на стадии формирования политических деятелей из числа женщин. Наиболее ярким примером первого и, как показала жизнь, эффективного способа содействия интеграции женщин в политику является регламентация доли женщин среди кандидатов в депутаты парламентов, включаемых в партийные списки, что имеет место во многих странах Западной Европы, влиятельными социал-демократическими партиями. При этом принадлежность к определенной партии служит нередко достаточным основанием для победы конкретного кандидата, будь то мужчина или женщина.

Механизм косвенного квотирования может применяться  также при формировании контингента  обучающихся по полу в элитарных  учебных заведениях, дающих необходимые  для политического деятеля знания, а также при формировании кадрового  резерва для выдвижения на высшие руководящие должности в органах исполнительной власти и т.п.

В Конституции  закреплено: «Республика Казахстан  утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [71].

Об этом же подчеркивал  Президент страны Н.А.Назарбаев в  своей книге «На пороге XXI века»  отметив две основные тенденции  развития государства. С одной стороны, в результате технологического развития, усиление торгового и коммуникационного сообщения - в мире идет процесс размывания межцивилизованных границ, а с другой - «каждая национальная культура и тем более региональная имеет огромный запас прочности не случайно, в силу нескольких уровней структуры» [77]. Отсюда делается вывод, что будущее за сочетанием базовых принципов демократии, национальных и региональных традиций.

В Казахстане выработался  так называемый «коридор» политического реформирования. Его противоположными сторонами являются, с одной стороны, сохранение устойчивости государства и всей политической системы в условиях независимости, а с другой- проведение демократических преобразований. Первая часть является выражением стремления государства как общественной системы к самосохранению, а вторая продиктована логикой парадигмы развития в регионе и в мире, в целом.

В Стратегии  развития Казахстана до 2030 г., выделены основные приоритеты для поступательного  движения нашего общества к социальному  прогрессу. Одним из долгосрочных приоритетов  в Стратегии является внутриполитическая стабильность и консолидация общества.

Об этом говорил  Президент страны в своем Послании к народу Казахстана «О положении  в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: Демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии» [78]. Потому что от консолидации общества в конечном итоге будет зависеть будущее казахстанской государственности и будущее самой демократии в стране.

Государство, как  политический институт общества и представитель  интересов всего гражданского общества, имеет возможность повышать уровень результативности и эффективности тендерной политики в республике.

Тендерная политики охватывает все направления деятельности государства во всех областях общественного  развития, изменение тендерной политики незамедлительно отразится и на развитии социальной, демографической, культурной политике Казахстана. В свою очередь тендерная политика испытывает аналогичное влияние на социальной, демографической политики. Наряду с Правительством, тендерные вопросы включили в свой портфель проектов и международные финансирующие организации в Казахстане. Так, Азиатский Банк развития для поддержки реформ и повышения эффективности своих займов сотрудничает с Правительством Казахстана по вопросам включения в программы действий стратегии развития женщин. Во многих проектах и мероприятиях по технической помощи учтены различные аспекты тендерных проблем (микрокретивание сельских женщин, новые возможности обучения женщин и др.).

Одним из аспектов тендерного анализа финансирования является методология, называемая «тендерный бюджет». Апробированная в нескольких развитых и развивающихся странах, она показала свою долгосрочную перспективность. Тендерный бюджет - это инструмент для оценки воздействия государственного бюджета на различные группы мужчин и женщин. Он включает в себя анализ:

• Гендерно-ориентированных  ассигнований (например, специальных  программ для женщин);

• Воздействие  основных расходов по всем отраслям и  видам услуг отдельно на женщин и  мужчин;

•Стратегий  и ассигнований, направленных на достижение равенства возможностей в сфере государственных услуг;

Первый тендерный  бюджет был составлен в 1984 году федеральным  правительством Австралии, позднее - в ЮАР, Канаде, Великобритании, Танзании, Зимбабве, Малави, Кении, Шри-Ланке, Барбадосе. Основные задачи этого трудоемкого процесса — показать неэффективность тендерного неравенства с точки зрения экономики. За ней должны следовать экономические измерения гендерно-чувствительной торговли, микрокредитования, инвестиций, налоговой и пенсионной политики, борьбы с бедностью.

Инструментами для проведения тендерного анализа  бюджета являются:

•Тендерная  экспертиза государственной политики;

•Гендерно-дисагрегированный (разделенный по полу) анализ:

1 .Бенефициариев; 

2.Распределение  государственных расходов;

3.Распределение  налогов; 

4.Воздействие  бюджета на использование времени; 

•Гендерно-сензитивные (чувствительные) среднесрочные экономические  стратегии;

•Гендерно-сензитивные  проекты бюджета.

Отсюда следует, что в Казахстане наступило время тендерного планирования экономического и социального развития страны. Наступило время проведения тендерного анализа государственного бюджета, а затем распространить методологию до анализа местных, районных и областных бюджетов. Подводя итог можно констатировать, что Республика Казахстан назрела для проведения в жизнь комплексной тендерной программы.

Стратегии женского движения, различные рычаги и приемы воздействия женских организаций  в деле продвижения женщин на уровень  принятия решений могут быть использованы при формировании политического потенциала государственных структур и органов, реализующих цели тендерной политики в практической деятельности, а также при создании ресурсов национального механизма улучшения положения женщин. От установления взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений между государством и женским движением будут зависеть итоги следующих выборов в Парламент Казахстана, а также качественный состав недалекого будущего Парламента страны в тендерном, возрастном, профессиональном разрезе.

Информация о работе Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества