Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 07:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование гендерного равенства на рынке труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и понятие экономической активности и безработицы;
Изучить проблемы дискриминации, стереотипов поведения и положения женщин на рынке труда;
Проанализировать государственные гарантии равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации;
Выявить проблемы гендерного равноправия в социально-трудовой сфере и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность и понятие экономической активности и безработицы 6
1.2 Дискриминация, стереотипы поведения и положения женщин на рынке труда 9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Государственные гарантии равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации 13
2.2 Проблема гендерного равноправия в социально-трудовой сфере и пути ее решения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам16.
1. Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.
2. Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям. Она происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы.
3. Дискриминация при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.
4. Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности.
5. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести собственно к дискриминации на рынке труда, так как получение образование обычно предшествует трудовой деятельности. Но, несмотря на “дотрудовой” характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия из нее теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда.
Многочисленные исследования
и со стороны работников, и со
стороны работодателей
На рынке труда в основном реализуется не прямая, а скрытая дискриминация, которая проявляется в политике найма и продвижения, и отражает гендерные предпочтения работодателей по отношению к определенным рабочим местам и видам деятельности. Такая скрытая дискриминация способствует формированию горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда.
Говоря о дискриминации на рынке труда, можно выделить два типа стереотипов, которые поддерживают гендерное неравенство: стереотипы положения и стереотипы поведения17.
Стереотипы положения - это стереотипы работодателя. Работодатель воспринимает женщин как менее полезную рабочую силу. Он исходит из представлений о том, что женщине надо сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями, поэтому от нее в меньшей степени надо ожидать сверхтрудовых усилий, ориентаций на карьерный рост. Такое поведение работодателя, несомненно, является дискриминационным.
Стереотип поведения - это, напротив, стереотип работников. Так как женщины знают, что к ним относятся как к менее предпочтительным работникам, то они исходят из того, что соревноваться с мужчинами, у них нет возможностей, и выбирают виды деятельности, которые требуют меньших трудовых усилий18.
На рынке труда действуют одновременно и дискриминация и механизм самоотбора женщин, которые не позволяют им занимать положение одинаковое с мужчинами.
Широкое участие женщин в
трудовой деятельности не привело к
устранению различий между мужчинами
и женщинами в сфере занятости.
При количественно близком
Таким образом, для
устранения экономических
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 О государственных
гарантиях равных прав и
16 апреля 2003 года Государственной Думой был принят в первом чтении проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации".
Проблема полового неравенства,
конечно, существует. Вопрос в том, есть
ли необходимость в неком
Во-первых, не всякое право может быть универсальным. Разрешение той же проблемы в странах, отношения в которых основываются на традиционном праве, весьма непросто. Сложность в том, что трактуемое с позиции европейского права прав человека как дискриминация воспринимается внутри традиционных сообществ как естественное право, на котором держится не государственное управление, не власть с ее насилием, а весь круг нормальной жизни. Россия - страна географически евразийская, и с этим надо считаться. Так, советское уголовное право признавало в союзных и автономных республиках обычные (основанные на обычае) примирительные процедуры.
Во-вторых, проблема полового
неравенства в России весьма причудлива.
Казалось бы, женщины составляют меньшинство
в высших эшелонах управления. Однако,
если посмотреть на судейство - весьма
элитную, высокооплачиваемую и привилегированную
группу - большинство там составляют
женщины. И женщины-судьи выработали
дискриминационную по отношению
к отцам практику разрешения семейных
споров. Казалось бы, женская проституция
(не как самостоятельный и
В заключении на законопроект Комитета по государственному строительству отмечается, что о половом неравенстве следует говорить и в связи с пенсионным возрастом, и в связи с возможностью применения смертной казни и пожизненного лишения свободы в отношении женщин и мужчин. Что касается пенсионного возраста, следует учитывать среднюю продолжительность жизни, которая у женщин значительно выше, чем у мужчин.
Выступая с гендерными идеями, их апологеты (как правило, женщины), озабоченные, в основном, представительством женщин в органах власти, упускают из вида, что если равенство, так уж равенство во всем20.
Изложенные соображения свидетельствуют, как представляется, в пользу достаточности конституционных норм о половом равенстве и избыточности дополнительного регулирования в этой сфере. Похоже, мы имеем дело с законотворческим насилием над реальностью, а также эксплуатацией идеи в узко-политических интересах. Профессиональным политиком может быть и мужчина, и женщина (среди женщин это, например, Галина Старовойтова, Нина Андреева, Ирина Хакамада, Сажи Умалатова). Но встречаются женщины, специализирующиеся преимущественно на "женской политике".
Даже критики проекта находили его безобидным по причине декларативности и отсутствия норм прямого действия.
Правовое поле нельзя безнаказанно «засорять». Декларативная норма всегда может «ожить» в руках правоприменителя. Тем более что в проекте масса весьма небезобидных положений. Так, декларируется государственная политика, направленная на "защиту общества от информации, … насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.". Что такое "и т.п.", не уточняется. Между тем, узаконенная "защита от информации" - вряд ли есть хорошо. И какая связь между законом о гендерном равенстве и алкоголизмом21?
Или, например, утверждается,
что "избирательная система в
Российской Федерации призвана обеспечивать"
соблюдение гендерного равенства "при
составлении списков
Норма же о половом балансе
в трудовых отношениях, по которой
предпочтение при замещении вакантных
должностей должно отдаваться лицу того
пола, который находится в
Таким образом, можно сделать вывод, что равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также нормами российского законодательства и международного права. Так, действие принятой всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 года ставит в центр жизнедеятельности общества, наряду с другими, положение о том, что «женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» в соответствии со ст. 19, ч.З, и, в том числе, проблему реализации права равного доступа женщин и мужчин к государственной службы в соответствии со ст.32, ч. 4. Это означает, что гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и др.) в соответствии с установленными законом ограничениями имеет право поступления на государственную службу. Осуществление и неотчуждаемость этого права являются ключевым направлением создания и укрепления российской государственности.
Общество может быть цивилизованным, экономика процветающей, а государство - правовым, если все граждане совместно будут принимать решения, определяющие пути общественного развития. Дискриминация по признаку пола - очевидный пример господства права силы, а не силы права и прямой источник авторитарных соблазнов.
Конституционные и административно-правовые решения анализируемой проблематики в целом отражают демократическую направленность развития России. В современных условиях необходимо определить формы и методы практической реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей женщин и мужчин в области их участия в общественной жизни.
2.2 Проблема гендерного равноправия
в социально - трудовой сфере и пути ее решения
Трудовые права женщин - это не только вопрос о степени демократизации общества и приветствуемых моделях гендерного взаимодействия в публичном пространстве. В равной степени это вопрос об устройстве семьи - принятом распределении ролей и жесткости их закрепления.
Россияне, хотя и ратуют в большинстве своем за “равенство полов”, придерживаются установки на закрепление за мужчинами и женщинами определенных сфер ответственности и нередко склонны понимать гендерное равенство как сохранение соответствующих ролевых ограничений.
Вообще в обществе присутствует выраженное согласие по поводу того, что в России женщина находится в неравном и даже угнетенном положении.
Распределение мнений относительно равенства возможностей в сфере профессиональной реализации заметно варьируется в разных социально-демографических группах. О дискриминации женщин на работе чаще говорят образованные, относительно обеспеченные респонденты, жители мегаполисов и крупных городов. Жители сел, малообеспеченные граждане, люди с менее высоким уровнем образования, напротив, чаще говорят о ситуации гендерного равенства23.
Скорее всего, это различие - отражение разных производственных ситуаций, сложившихся в сфере высококвалифицированного труда, с одной стороны, и сфере низкоквалифицированного труда - с другой. В сфере высококвалифицированного труда существует больше возможностей для карьерного продвижения и профессионального роста, гендерные производственные роли закреплены не очень четко. Соответственно, более вероятна “гендерная конкуренция” (и, как одно из сопутствующих ей явлений, - наличие “стеклянного потолка” для карьеры женщин). Кроме того, можно предположить, что при декларируемом равенстве возможностей и отсутствии четко определенных “гендерных барьеров” реальные статусные и материальные различия ощущаются более остро. В сфере низкоквалифицированного труда - напротив, меньше возможностей для профессионального продвижения и производственной динамики вообще, более жестко закреплены гендерные различия в профессиях и должностях - соответственно, предпосылок для конкуренции существенно меньше. Следовательно, здесь меньше формальных поводов вспоминать и говорить о дискриминации женщин.