Гендерное равенство на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 07:23, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование гендерного равенства на рынке труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и понятие экономической активности и безработицы;
Изучить проблемы дискриминации, стереотипов поведения и положения женщин на рынке труда;
Проанализировать государственные гарантии равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации;
Выявить проблемы гендерного равноправия в социально-трудовой сфере и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Сущность и понятие экономической активности и безработицы 6
1.2 Дискриминация, стереотипы поведения и положения женщин на рынке труда 9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Государственные гарантии равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации 13
2.2 Проблема гендерного равноправия в социально-трудовой сфере и пути ее решения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Гендерное равенство на рынке труда.docx

— 84.41 Кб (Скачать документ)

Можно выделить несколько  видов дискриминации на рынке  труда по сфере действия или по результатам16.

1. Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.

2. Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям. Она происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы.

3. Дискриминация при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

4. Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности.

5. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести собственно к дискриминации на рынке труда, так как получение образование обычно предшествует трудовой деятельности. Но, несмотря на “дотрудовой” характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия из нее теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда.

Многочисленные исследования и со стороны работников, и со стороны работодателей показывают, что наиболее актуальным видом дискриминации  на российском рынке труда является дискриминация при найме и  увольнении.

На рынке труда в  основном реализуется не прямая, а  скрытая дискриминация, которая  проявляется в политике найма  и продвижения, и отражает гендерные  предпочтения работодателей по отношению  к определенным рабочим местам и  видам деятельности. Такая скрытая  дискриминация способствует формированию горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда.

Говоря о дискриминации  на рынке труда, можно выделить два  типа стереотипов, которые поддерживают гендерное неравенство: стереотипы положения и стереотипы поведения17

Стереотипы положения - это  стереотипы работодателя. Работодатель воспринимает женщин как менее полезную рабочую силу. Он исходит из представлений  о том, что женщине надо сочетать трудовую деятельность с семейными обязанностями, поэтому от нее в меньшей степени надо ожидать сверхтрудовых усилий, ориентаций на карьерный рост. Такое поведение работодателя, несомненно, является дискриминационным.

Стереотип поведения - это, напротив, стереотип работников. Так как  женщины знают, что к ним относятся  как к менее предпочтительным работникам, то они исходят из того, что соревноваться с мужчинами, у них нет возможностей, и выбирают виды деятельности, которые требуют  меньших трудовых усилий18.

На рынке труда действуют  одновременно и дискриминация и  механизм самоотбора женщин, которые  не позволяют им занимать положение  одинаковое с мужчинами.

Широкое участие женщин в  трудовой деятельности не привело к  устранению различий между мужчинами  и женщинами в сфере занятости. При количественно близком уровне экономической активности мужчин и  женщин, схожем типе трудовой активности на протяжении жизненного цикла, женщины  продолжают трудиться в условиях горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда и получают в  среднем меньшую заработную плату19.

 Таким образом, для  устранения экономических основ  гендерного неравенства недостаточно  обеспечить одинаковое участие  мужчин и женщин в трудовой  деятельности. Для этого необходимо  изменить структуру спроса на  рынке труда, практику найма  и продвижения персонала, повысить  значимость и престижность занимаемых  женщинами должностей.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 О государственных  гарантиях равных прав и свобод  мужчин и женщин и равных  возможностей для их реализации

 

16 апреля 2003 года Государственной  Думой был принят в первом чтении проект Федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации".

Проблема полового неравенства, конечно, существует. Вопрос в том, есть ли необходимость в неком дополнительном правовом инструментарии? Ответы на эти вопросы не могут не учитывать множество аспектов.

Во-первых, не всякое право  может быть универсальным. Разрешение той же проблемы в странах, отношения  в которых основываются на традиционном праве, весьма непросто. Сложность в  том, что трактуемое с позиции  европейского права прав человека как  дискриминация воспринимается внутри традиционных сообществ как естественное право, на котором держится не государственное  управление, не власть с ее насилием, а весь круг нормальной жизни. Россия - страна географически евразийская, и с этим надо считаться. Так, советское уголовное право признавало в союзных и автономных республиках обычные (основанные на обычае) примирительные процедуры.

Во-вторых, проблема полового неравенства в России весьма причудлива. Казалось бы, женщины составляют меньшинство  в высших эшелонах управления. Однако, если посмотреть на судейство - весьма элитную, высокооплачиваемую и привилегированную  группу - большинство там составляют женщины. И женщины-судьи выработали дискриминационную по отношению  к отцам практику разрешения семейных споров. Казалось бы, женская проституция (не как самостоятельный и корпоративно защищенный труд, а как торговля мужчинами женской сексуальностью) в России налицо. Но если молодые  женщины вынуждены идти в рабство к сутенерам, то молодые мужчины обречены на еще худшее военное рабство. Если плоть одних эксплуатируется, то плоть других превращается в пушечное мясо.

В заключении на законопроект Комитета по государственному строительству  отмечается, что о половом неравенстве  следует говорить и в связи  с пенсионным возрастом, и в связи  с возможностью применения смертной казни и пожизненного лишения  свободы в отношении женщин и  мужчин. Что касается пенсионного  возраста, следует учитывать среднюю  продолжительность жизни, которая  у женщин значительно выше, чем  у мужчин.

Выступая с гендерными идеями, их апологеты (как правило, женщины), озабоченные, в основном, представительством женщин в органах власти, упускают из вида, что если равенство, так  уж равенство во всем20

Изложенные соображения  свидетельствуют, как представляется, в пользу достаточности конституционных  норм о половом равенстве и  избыточности дополнительного регулирования  в этой сфере. Похоже, мы имеем дело с законотворческим насилием над  реальностью, а также эксплуатацией  идеи в узко-политических интересах. Профессиональным политиком может  быть и мужчина, и женщина (среди  женщин это, например, Галина Старовойтова, Нина Андреева, Ирина Хакамада, Сажи Умалатова). Но встречаются женщины, специализирующиеся преимущественно  на "женской политике".

Даже критики проекта  находили его безобидным по причине  декларативности и отсутствия норм прямого действия.

Правовое поле нельзя безнаказанно «засорять». Декларативная норма всегда может «ожить» в руках правоприменителя. Тем более что в проекте масса весьма небезобидных положений. Так, декларируется государственная политика, направленная на "защиту общества от информации, … насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.". Что такое "и т.п.", не уточняется. Между тем, узаконенная "защита от информации" - вряд ли есть хорошо. И какая связь между законом о гендерном равенстве и алкоголизмом21?

Или, например, утверждается, что "избирательная система в  Российской Федерации призвана обеспечивать" соблюдение гендерного равенства "при  составлении списков кандидатов", "при выдвижении кандидатов от политических партий". Отсюда один шаг до внедрения  этих опасных положений в избирательное  законодательство. Опасность же их хотя бы в том, что они разбавляют выборы формальными дополнительными  ограничениями. Если же посмотреть глубже, можно увидеть, что женщины, пришедшие  в политику как политики, ведут  себя не хуже и не лучше мужчин. Но женщины, попавшие в парламент как  женщины, легко манипулируемы, покладисты и безответны.

Норма же о половом балансе  в трудовых отношениях, по которой  предпочтение при замещении вакантных  должностей должно отдаваться лицу того пола, который находится в соответствующем  коллективе в меньшинстве, исходит  из совершенно отвлеченных соображений  о формальном равенстве. Между тем, это ничто иное, как искусственное  воспрепятствование мужчине-кормильцу  содержать семью. Нельзя же игнорировать то, что большинство женщин занимается - постоянно или временно - воспитанием  детей и домашним хозяйством, в  связи с чем рынок трудовых ресурсов в гендерном измерении  не одномерен22.

Таким образом, можно сделать вывод, что равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, а также нормами российского законодательства и международного права. Так, действие принятой всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 года ставит в центр жизнедеятельности общества, наряду с другими, положение о том, что «женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» в соответствии со ст. 19, ч.З, и, в том числе, проблему реализации права равного доступа женщин и мужчин к государственной службы в соответствии со ст.32, ч. 4. Это означает, что гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и др.) в соответствии с установленными законом ограничениями имеет право поступления на государственную службу. Осуществление и неотчуждаемость этого права являются ключевым направлением создания и укрепления российской государственности.

Общество может быть цивилизованным, экономика процветающей, а государство - правовым, если все граждане совместно будут принимать решения, определяющие пути общественного развития. Дискриминация по признаку пола - очевидный пример господства права силы, а не силы права и прямой источник авторитарных соблазнов.

Конституционные и административно-правовые решения анализируемой проблематики в целом отражают демократическую направленность развития России. В современных условиях необходимо определить формы и методы практической реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей женщин и мужчин в области их участия в общественной жизни.

 

2.2 Проблема гендерного  равноправия

в социально - трудовой сфере и пути ее решения

 

Трудовые права женщин - это не только вопрос о степени  демократизации общества и приветствуемых моделях гендерного взаимодействия в публичном пространстве. В равной степени это вопрос об устройстве семьи - принятом распределении ролей  и жесткости их закрепления.

Россияне, хотя и ратуют в  большинстве своем за “равенство полов”, придерживаются установки  на закрепление за мужчинами и  женщинами определенных сфер ответственности  и нередко склонны понимать гендерное  равенство как сохранение соответствующих  ролевых ограничений.

Вообще в обществе присутствует выраженное согласие по поводу того, что  в России женщина находится в  неравном и даже угнетенном положении.

Распределение мнений относительно равенства возможностей в сфере  профессиональной реализации заметно  варьируется в разных социально-демографических  группах. О дискриминации женщин на работе чаще говорят образованные, относительно обеспеченные респонденты, жители мегаполисов и крупных  городов. Жители сел, малообеспеченные граждане, люди с менее высоким  уровнем образования, напротив, чаще говорят о ситуации гендерного равенства23.

Скорее всего, это различие - отражение разных производственных ситуаций, сложившихся в сфере  высококвалифицированного труда, с одной стороны, и сфере низкоквалифицированного труда - с другой. В сфере высококвалифицированного труда существует больше возможностей для карьерного продвижения и профессионального роста, гендерные производственные роли закреплены не очень четко. Соответственно, более вероятна “гендерная конкуренция” (и, как одно из сопутствующих ей явлений, - наличие “стеклянного потолка” для карьеры женщин). Кроме того, можно предположить, что при декларируемом равенстве возможностей и отсутствии четко определенных “гендерных барьеров” реальные статусные и материальные различия ощущаются более остро. В сфере низкоквалифицированного труда - напротив, меньше возможностей для профессионального продвижения и производственной динамики вообще, более жестко закреплены гендерные различия в профессиях и должностях - соответственно, предпосылок для конкуренции существенно меньше. Следовательно, здесь меньше формальных поводов вспоминать и говорить о дискриминации женщин.

Информация о работе Гендерное равенство на рынке труда