Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:23, доклад
Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.
Гендерный подход в социологии
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Гендер
Перевод
социальный
пол, различия между
мужчинами и женщинами,
зависящие не от биологических,
а от социальных условий (общественное
разделение труда, специфические
социальные функции,
культурные стереотипы
и т.д.).
Концепция гендера появилась
в социологии не так
давно: в американской
– в 70-е годы, а в России
она стала особо привлекать
внимание исследователей
с начала 90-х годов. Можно
отметить, что именно
социальные трансформации
конца 80-х начала 90-х
годов явились главным
фактором, повлиявшим
в нашей стране на формирование
нового направления
в социальных науках,
которое еще до конца
не оформилось.
Общепризнанно, что
пол – это биологическая
характеристика человека,
включающая отличительные
признаки мужчин и женщин
на хромосомном, анатомическом,
репродуктивном и гормональном
уровнях, а гендер –
это социальное измерение
пола, т.е. социокультурный
феномен, означающий,
что такое быть мужчиной
или женщиной в том или
ином обществе. Например,
мужчина может исполнять
социальную роль, которая
в данном обществе традиционно
считается немужской (сидеть
с детьми дома и не работать),
но такое поведение
не делает его "менее
мужчиной" в физическом
аспекте. Приемлемые
и неприемлемые социальные
роли для мужчин и для
женщин задаются самим
обществом, его культурой,
нормами и ценностями.
Пол является одним
из универсальных биологических
отличий между мужчинами
и женщинами и представляет
собой анатомическую
и физиологическую данность,
то есть совокупность
биологических признаков,
которые являются предпосылкой
отнесения индивида
к биологическому полу,
мужскому или женскому.
Многие исследователи
считают, что единственное
четкое и значимое биологическое
различие между мужчинами
и женщинами заключается
в их роли в воспроизводстве
потомства.
Но помимо биологических отличий между мужчинами и женщинами существует множество различий, которые обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе, то есть существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках индивидов.
Для того чтобы более четко очертить различия между биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, определяющих их поведение, был введен термин гендер. Введение термина гендер позволяет, в самом общем смысле, разграничить два понятия - биологический и социальный пол. Гендер (от англ. gender, от лат. genus “род”) определяет понятие пола, как социальной конструкции, которая надстраивается над физиологической реальностью.
Одним из убедительных доказательств социального конструирования гендера послужили исследования ученых, которые наблюдали, насколько по-разному в изучаемых ими обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Те качества, которые традиционно принято считать женственными, такие, как пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям, могли выступать как
образцы мужского поведения и характера в одном племени, или же вообще отвергаться в другом племени как большинством женщин, так и большинством мужчин.
Многие последующие исследования показали, что представления о традиционно мужском и традиционно женском переменчивы даже в ходе развития истории одного и того же общества. Данные исследования поставили под сомнение многовековую практику упрощенного объяснения традиционных аспектов поведения принадлежностью к биологическому полу.
Важно отметить, что кроме биологического и социального аспектов на гендер оказывает влияние культурный аспект. В самом широком смысле культура - это то, что создано человеком в процессе познания и упорядочения своих знаний о мире, то, что в первую очередь, отличает человека от животного. Культура объединяет в себе следующие составляющие - «язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве».
В отличие от биологического аспекта пола в социальном и культурно-символических аспектах содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» - негативным, вторичным и подчиненным.
Многие, не связанные с полом понятия в нашей повседневной жизни отождествляются с «мужским» или «женским», то есть приобретают специфическую «половую», гендерную окраску. В целях более четкого разграничения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» введены термины «феминный» (женский) и «маскулинный» (мужской).
Введение новых терминов позволило стереть биологические черты противостояния мужского и женского и, соответственно, сконцентрировать внимание на раскрытии внутренних механизмов формирования различных культур с точки зрения гендера.
Социальная
стратификация и гендер.
В гендерной науке процесс
конструирования гендерных
различий принято связывать
с процессом социализации.
Социализация (от лат. socialis -
общественный), это процесс
усвоения человеческим
индивидом определенной
системы знаний, норм
и ценностей, позволяющих
ему функционировать
в качестве полноправного
члена общества. Основными
институтами и агентами
социализации являются
семья, школа, группа
сверстников, окружение,
в которое входят соседи,
знакомые, родители
друзей
С точки зрения социальной психологии существуют две основные причины, в силу которых индивиды стараются соответствовать гендерным нормам - это нормативное и информационное давление. Сущность нормативного давления заключается в том, что человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые нормы таким образом, чтобы общество не отвергло его. Иногда общество может жестоко наказывать за отказ следовать устоявшимся, традиционным гендерным ролям.Процесс нормативного давления на личность, принуждение следовать традиционным гендерным ролям особенно жестко происходит в обществах, где отсутствуют элементарные демократические нормы и признание равенства полов в развитии.
Гендерные (половые) роли - это социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов. Мужские и женские идеи признаются взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.Важно отличать гендерные роли от гендерных стереотипов, т.к. гендерные стереотипы - это cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины, а не ожидаемый набор образцов поведения для мужчин и женщин.
Информационное давление, в свою очередь, также оказывает влияние на личность индивида, поскольку, расширяя свои знания о себе и мире, стремясь разобраться, какой позиции следует придерживаться в определенных социальных вопросах, люди в большей степени опираются не на собственный опыт, а на информацию, которую они получают от окружающих. В первую очередь это относится к гендерным ролям. Социальное окружение, в котором существуют мужчины и женщины, а также средства массовой информации, постоянно подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Идет процесс навязывания вывода, что эти различия «природны», «естественны», неизменны, что все так и есть на самом деле, и люди следуют этим предписаниям и ожиданиям. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, так и социальной информации.
Специалисты в области психологии развития используют термин «дифференциальная социализация», чтобы подчеркнуть, что усвоение гендерных ролей мальчиками и девочками происходит по различным сценариям.
Процесс дифференциальной социализации зачастую происходит задолго до рождения ребенка. От знания того, кто родится мальчик или девочка, во многом зависит поведение родителей и окружающих: как будет назван ребенок, какая ему одежда и игрушки необходимы. На каждом этапе воспитания ребенка, а далее на протяжении всей жизни происходит процесс закрепления «мужских» и «женских» норм поведения и стереотипов.
Необходимо отметить, что процесс восприятия, усвоения и воспроизведения существующей культурной данности в ходе гендерной социализации сначала происходит на уровне подражания. По мере осознания себя и осмысления окружающей действительности социальное поведение индивида может соответствовать ожидаемым социальным нормам, даже если это противоречит его внутреннему восприятию. Такой тип поведения, строящийся на подчинении традиционным гендерным ролям при определенном внутреннем сопротивлении им, социальные психологи называют уступчивым. Существует также тип поведения, когда человек полностью согласен с устоявшимися в обществе гендерными ролями и соответствующими нормами и стандартами. Такой тип поведения называется одобрением, или интериоризацией. Третий тип поведения - это идентификация, когда происходит простой процесс повторения ролей в силу желания быть похожими на мужчин, либо на женщин.Существует достаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние на гендерно-ролевую социализацию индивида. К специальным культурным приемам, содействующим закреплению «мужской» и «женской» идентичностей, относятся образование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, реклама, средства массовой информации, телевидение и т.д. Весь этот арсенал средств направлен на воспроизводство традиционных представлений о ролях мужчин и женщин, и тем самым происходит поддержание и воспроизводство этих норм.
В основе традиционных представлений о ролях мужчин и женщин лежит утверждение о том, что их социальное поведение обуславливается биологическими различиями. Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что «анатомия - это судьба». Воспитание мальчиков традиционно носит агрессивный характер, поскольку мужчина должен быть сильнее, энергичнее и агрессивнее женщины. Мужчинам отводится роль творцов истории и культуры. Девочкам с детства предлагается роль будущей матери,
которая не должна иметь личных интересов, а должна посвятить свою жизнь семье - мужу и детям. С юного возраста девочкам прививается мысль об их некой неполноценности, внушается идея о пожизненной зависимости от мужчины. Девочки воспитываются как физически, так и психологически беззащитными, что становится благоприятным фактором принятия насилия над собой. Женщинам отводится роль домашних хозяек, которым доверено заниматься домашним трудом и воспитанием детей. Такой биологически определенный (детерминированный) подход к мужским и женским ролям сегодня подвергается критике со стороны сторонников идеи социального конструирования гендера.
Следует заметить, что биологический детерминизм оправдывает природной данностью не только существование гендерного неравенства, но и неравенство, которое веками складывалось между различными социальными группами. В частности, цвет кожи или происхождение в различных обществах предопределяло принадлежность человека к определенной социальной группе - царь, раб, представитель определенного клана, касты и т.д. Наиболее универсальной моделью стратификации, которая присуща любому обществу, является гендерная стратификация, когда иерархия складывается в соответствии с принадлежностью к полу и всегда в пользу мужчин.
Основные понятия теории конструирования гендера.
Биологический детерминизм, как подход в понимании отношений между полами, подвергся серьезной критике сторонниками социального конструирования гендера, которые утверждают, что воспитание разных навыков и психологических качеств у девочек и мальчиков в ходе социализации, разделение труда между женщинами и мужчинами, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы представляют собой процесс конструирования гендерных различий.
Биологический детерминизм представляет собой подход, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе, рассматриваются как производные принадлежности к биологическому полу. Таким образом, закрепляется внеисторизм и эссенциализм (сущностная неизменность) сложившихся отношений между полами и вообще, социальными группами, различающимися по биологическим признакам. Богу - богово, человеку - человеческое, негру - рабство, белому - президентское кресло. Природа человека, с этой точки зрения, двойственна - все на свете делится на «мужское» и «женское».
Гендер
присутствует, конструируется
и воспроизводится
во всех социальных
процессах, которые
оказывают влияние
на мужчин и женщин.
В теории социального
конструирования гендера
различают три ключевых
понятия: пол, принадлежность
к полу и гендер.
В отличие от русского языка, в котором «пол» — единственное слово, отображающее половую принадлежность человека, английский язык имеет для этого два понятия: секс (sex) — пол и гендер (gender) — социальный пол. Sex обозначает биологический пол. Он детерминирован биологическими различиями. Gender является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex и gender находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex (пол) является стартовой позицией, с ним человек рождается. Gender — своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Человек в своей эволюции, как в фило- , так и в онтогенезе, движется от sex к gender .