Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:23, доклад
Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.
Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 — начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в психологии для описания социальных «последствий» природного пола человека. В отечественной научной литературе оно впервые появилось в 1992 г. Ряд авторов, отмечая необходимость разделения биологических и психологических характеристик, приняли слово «гендер» как научный термин, означающий «социальный пол. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными её институтами через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует себя вести мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.
И. С. Кон даёт определение гендера в широком и более узком смысле слова. Гендер — это 1) любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминин-ностью и отличающие мужчин от женщин; 2) в более узком смысле — «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Итак, гендер в отечественной психологии — это социальный пол, т. е. совокупность социальных и межличностных характеристик человека, устойчиво связываемых в данных общественно-исторических условиях с принадлежностью к мужчинам (мальчикам) или женщинам (девочкам). Отметим, что научная терминология еще не вполне устоялась, и слова «гендер» и «пол», а также их производные иногда употребляются как синонимы. Однако их различение имеет принципиальное значение.
По образному
выражению американского
Термин «гендер» даёт понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о мужчине и женщине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины. Гендер — это культурная маска пола, это приобретённое поведение, культурно ассоциируемое с бытием мужчины или женщины.
Итак, если пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина, то «гендер» -в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало). В основе понятий «мужественность/женственность» лежит обобщение человеческого опыта и «телесная метафора». Мужественность (маскулинность) и женственность (фемининность) рассматриваются как независимые друг от друга личностные конструкты, имеющие свои различные механизмы формирования.
Представления о мужественности и женственности неодинаковы в различные эпохи, в разных социальных и экономических условиях, в разных культурных и национальных средах. Вместе с тем, некоторые черты, приписываемые данным конструктам, транскультурны, например отождествление маскулинности с силой и агрессивностью, а фемининности — с мягкостью и нежностью.
Буч (от англ."butch") - маскулинная женщина.
Тип наиболее часто встречается среди
лесбиянок, спортсменок и женщин, занимающихся
тяжелой физической работой. Буч не является
лесбиянкой по умолчанию.
В лесбийской субкультуре термин "буч" трактуется
довольно однозначно и подразумевает
определенный набор физических, социальных,
поведенческих характеристик.
Что значит
понятие "маскулинность", откуда
она берется? Как выглядит "типичный
буч"? Какие стереотипы ему незаслуженно
приписываются?
Представляется глубоко неверным идентифицировать
понятия "маскулинность = мужеподобность".
Женская маскулинность предполагает некоторый
повышенный уровень мужских гормонов
у женщины, который эндокринологами не
рассматривается как патология (скорее,
вариант нормы). Уровень этот чаще бывает
врожденным, либо может изменяться в течение
жизни под влиянием внешних и внутренних
факторов.
Термин же "мужеподобность" относится,
скорее, ктранссексуальности и к женщинам применяться
не может.
Напомним, что в норме, у любой женщины
присутствуют как женские половые гормоны,
так и мужские. У мужчин - аналогично, мужские
и женские. Есть ряд гормонов (не относящихся
к разряду половых), уровень которых в
мужском и женском организмах практически
идентичен.
Внешне проявляться у женщин маскулинность
может по разному. К таким признакам относится
телосложение, величина костной и мышечной
массы, тип оволосения, голосовой тембр,
конституционные особенности (походка,
жестикуляция, мимика) и многое другое.
Более того, географический и национальный
признаки также накладывают свои отпечатки.
Врожденные особенности маскулинной женщины
часто могут косвенно поощряться тяжелыми
условиями жизни, либо развиваться заметившими
их в детстве спортивными тренерами. Например,
бОльший шанс попасть к серьезную секцию
по плаванию или силовым видам спорта
имеют девочки ширококостные, либо поджарые,
крепкие и выносливые - словом, далеко
не кисейные "тургеневские барышни",
увлеченные вышиванием. У маскулинных
женщин чаще проявляется своеобразный
"культ тела и духа", напоминающий
мужской, когда женщины посещают спортзалы,
бассейны, ходят в турпоходы, сплавляются
по рекам, занимаются альпинизмом, при
этом меньше всего поддавшись моде и выпендрежу.
Что симптоматично, совсем мало интересуясь
"традиционно женским" украшательством
тела: макияжем, маникюром, косметическими
салонами, пластической хирургией и пр.
Соответственно, в повседневной жизни,
в быту, маскулинные женщины предпочитают
не входить в сильный конфликт с собственным
мироощущением и телесным комфортом. Вряд
ли кто-то уговорит их нацепить дорогущие
и непрактичные колготки, бесчеловечное
изобретение - обувь на шпильках, если
есть более удобная и комфортная повседневная,
чаще спортивная, одежда. Правда, не вызывающая
у мужчин эротических желаний обладать
немедленно её соблазнительной хозяйкой,
но оттого не худшая.
Однако, многие ошибочно принимают за
буча любую женщину, хоть сколько-нибудь
выглядящую маскулинно. Или пытающуюся
так выглядеть. Ну вот представьте себе
буча на каблуках, в миниюбке и декольтированной
мохеровой кофте с люрексом. Представили?
А ведь не менее комично выглядит щупленький
цыпленок в очках с толстыми линзами или
клава с выпирающими отовсюду пышными
телесами, влезшие в мешковатые штаны,
майку-милитари, военные ботинки и набившие
полплеча татуировками взамен срезанной
косы до пояса.
Настоящие бучи могут быть как маленькими,
так и высокими, худыми и толстыми, спортивными
и не очень, юными или "за 60" - но всех
их объединяет ряд качеств, которые и позволяют
отличить настоящего буча от фальшивого,
если можно так выразиться.
Знатный эксперт в области бучеведения,
шеф-редактор Lesbiru.Com VolgaVolga поясняет сей
вопрос просто: если перед Вами галантный
кавалер (состоявшийся или потенциальный),
казанова, мачо, на худой конец - хлыщ, альфонс
или паршивец, бетмен, нарцисс или просто
чувак - это буч. Если персонаж вполне можно
охарактеризовать как "милашку",
"зайку", "красотку", "малышку",
"детку", "секс-бомбу" то это,
скорее всего, кто-то другой. Невозможно
стать бучем, если это не заложено природой!
Даже если пытаться копировать внешние
атрибуты, ведь внутреннее содержание,
манеры, повадки - их не подделаешь. Развить
из зачаточного состояния - да. Но, увы,
не привить искусственно.