Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Биография……………………………………………………………………………… ...5

Предмет и метод социологии………………………………………………………...8

Генетическая социология и теория прогресса…………………………………...11

Теория факторов……………………………………………………………………….13

Теория и методология М.М. Ковалевского ……………………………………….15

Генетическая социология и теория прогресса по Ковалевскому……………27

Заключение………………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………...…30

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

НА  ТЕМУ:

«Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского».

Выполнил  студент

Группы 11-СЗ

Елманов Сергей Михайлович

Проверяла Кандаурова З.Б.

Москва 2011

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………3

Биография……………………………………………………………………………… ...5

Предмет и метод социологии………………………………………………………...8

Генетическая  социология и теория прогресса…………………………………...11

Теория  факторов……………………………………………………………………….13

Теория  и методология  М.М. Ковалевского ……………………………………….15

Генетическая  социология и теория прогресса по Ковалевскому……………27

Заключение………………………………………………………………………………29

Список  литературы………………………………………………………………...…30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский  социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе1. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

     О Ковалевском писали исследователи  Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

     В творчестве М. Ковалевского органически  переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

     Кроме того, М.М. Ковалевский являлся известным  общественным и государственным деятелем. Он был депутатом Государственной Думы (1905), состоял от академических кругов России в Государственном совете, возглавлял Партию демократических реформ, а также активно распространял идеи прав человека, гражданина, идеи конституционализма и демократии. Его работы о происхождении и сущности демократии, о сущности парламентаризма не потеряли своего научного и социально-политического значения и сегодня. Однако Ковалевский «прежде всего ученый, а затем уже общественный деятель, публицист, государственный политик и т.д. В центре его жизни была наука»1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биография.

     Максим  Максимович Ковалевский (1851 - 1916) Ковалевский  происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический  факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный  интерес к исторической науке.

     В студенческие годы Ковалевский увлекался  Прудоном, читал Лассаля, Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Но ни политика, ни острые социальные проблемы не изменили его  планов. Его влекла к себе академическая  научная деятельность без бурь и  потрясений.

     Готовясь  к профессуре, Ковалевский уехал  за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе  со Спенсером, Меном; из русских —  с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым. Ковалевский познакомился также  с Марксом и Энгельсом, с которыми поддерживал впоследствии дружеские отношения и обменивался научной информацией.

     Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил  магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского  университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

     Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный  на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

     На  научную и особенно на преподавательскую  деятельность Ковалевского в правительственных  кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде — все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

     О том, что Ковалевского постоянно  тянуло к России и к русским  в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г,, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе наряду с такими профессорами, как  К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.

     Русский ученый выступал с лекциями также  в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали  членом общества социологии в Париже, а затем Международного института социологии, в котором он стал сначала вице-председателем, ас 1907 г. возглавил это международное сообщество.

     Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал  над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

     Результатом исследования социологических проблем  явились две книги, а именно: «Современные социологи» и два тома «Социология».

     Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся  в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом — участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становится депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

     Ни  общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая  многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившихся у него конституционно-монархических  убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование  и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

     Иное  дело — научные занятия. Здесь  он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого  по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском  университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

     В 1916 г. Ковалевский внезапно заболел и умер 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предмет и метод социологии.

    Будучи  сторонником и последователем Конта  и Спенсера, Ковалевский принимает  общую позитивистскую трактовку  предмета и задач социологии как науки. Он считает, что даже спустя три четверти века после того как Конт впервые дал понятие социологии, его позиция не устарела. Главным в ней является признание порядка и прогресса человеческого общества как предмета этой науки. Сам Ковалевский в своей двухтомной «Социологии» так определяет ее предмет: «Социология, в отличие от истории, необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи — раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой» [Ковалевский. 1997. Вып. 2. С. 20]. Вместе с тем, он вводит некоторые уточнения в контовское понимание предмета социологии (на основании работ других авторов), полагая, что вместо порядка лучше говорить об организации, а вместо прогресса точнее использовать термин «развитие».

    Большое внимание Ковалевский уделяет рассмотрению вопроса о соотношении социологии с другими науками, в первую очередь с историей, затем — с философией, этикой, психологией, биологией, этнографией, статистикой, пблитэкономией, государствоведением. Смысл подхода российского ученого к этому соотношению базируется на соблюдении правил «обмена услуг»: «...конкретные науки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опирать

    свои  эмпирические обобщения на те общие  законы существования и развития, какие призвана установлять социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ ...» [1997. Выи. 2. С. 39].

    С самых первых шагов своего научного творчества Ковалевский проявлял громадный интерес к сравнительному анализу изучаемого материала и, вместе с тем, к историческим явлениям и процессам. В итоге это привело его к использованию в качестве одного из основных методов научного исследования сравнительно-исторического. Суть его — в параллельном изучении общественной эволюции различных народов, как древних, так и современных, на основе которого возможно дать общую формулу поступательного движения общественной жизни.

    При этом Ковалевский говорит о необходимости  эмпирической проверки любых выводов, полученных в ходе использования сравнительно-исторического метода. Поскольку оно возможно лишь на основе обнаружения определенного сходства в общественной жизни народов, его волновали источники этого сходства. Он отмечал наличие четырех таких источников: а) чистую случайность, б) единство происхождения, в) заимствование и подражание, г) общность культурных условий и стадий развития. Сходство четвертого типа представляет для социолога, по мнению Ковалевского, особый интерес.

    Помимо  сравнительно-исторического метода, российский ученый говорил об использовании и других, тесно связанных с ним, способов и приемов анализа. Он писал о «методе пережитков», который базируется на наличии в поздних социально-культурных формах следов предшествующих форм и порядков. Изучая эти остаточные формы («пережитки»), социолог может делать выводы о предшествующих стадиях развития. Еще один «близкий» к этому метод — этнографический, связанный с изучением жизни и быта народов. Но ни один из названных методов, включая и статистический, полагал Ковалевский, не способен решить проблем социологического анализа сам но себе, без взаимосвязи с другими.

    Чтобы сравнительно-исторический метод был эффективно использован, необходимо соответствие его ряду требований: 1) основа для сравнения и сопоставления социальных фактов должна быть максимально широкая, включая не только европейские страны, но и США, страны Азии и Африки; 2) сравнение должно базироваться на представлении о системном характере общественной жизни, предполагающем взаимосвязь всех ее сторон; 3) необходимо использовать материалы, предоставляемые всеми науками в отношении анализа интересующей проблемы, при этом они должны быть сопоставлены с целью обнаружения в них повторяемости; 4) наконец, на основании применения сравнительно-исторического метода следует стремиться к выявлению общих закономерностей развития и получению практических рекомендаций, направленных на улучшение управления процессом укрепления человеческой солидарности.

 

     Генетическая социология и теория прогресса.

    С использованием сравнительно-исторического  метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу его теории эволюционного развития. «Генетической социологией, — писал он, — называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным» [1997. Вып. 2. С. 361]. Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса.

    Генетическая  социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, но мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.

Информация о работе Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского