Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 23:19, курсовая работа
В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.
Введение……………………………………………………………………………………3
Биография……………………………………………………………………………… ...5
Предмет и метод социологии………………………………………………………...8
Генетическая социология и теория прогресса…………………………………...11
Теория факторов……………………………………………………………………….13
Теория и методология М.М. Ковалевского ……………………………………….15
Генетическая социология и теория прогресса по Ковалевскому……………27
Заключение………………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………...…30
Введение…………………………………………………………
Биография………………………………………………………
Предмет
и метод социологии………………………………
Генетическая социология и теория прогресса…………………………………...11
Теория
факторов…………………………………………………………
Теория и методология М.М. Ковалевского ……………………………………….15
Генетическая социология и теория прогресса по Ковалевскому……………27
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе1. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.
О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.
В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.
Кроме
того, М.М. Ковалевский являлся известным
общественным и государственным деятелем.
Он был депутатом Государственной Думы
(1905), состоял от академических кругов
России в Государственном совете, возглавлял
Партию демократических реформ, а также
активно распространял идеи прав человека,
гражданина, идеи конституционализма
и демократии. Его работы о происхождении
и сущности демократии, о сущности парламентаризма
не потеряли своего научного и социально-политического
значения и сегодня. Однако Ковалевский
«прежде всего ученый, а затем уже общественный
деятель, публицист, государственный политик
и т.д. В центре его жизни была наука»1.
Биография.
Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.
В студенческие годы Ковалевский увлекался Прудоном, читал Лассаля, Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Но ни политика, ни острые социальные проблемы не изменили его планов. Его влекла к себе академическая научная деятельность без бурь и потрясений.
Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских — с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым. Ковалевский познакомился также с Марксом и Энгельсом, с которыми поддерживал впоследствии дружеские отношения и обменивался научной информацией.
Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.
Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.
На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде — все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.
О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 г,, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь. В этой школе наряду с такими профессорами, как К. А. Тимирязев, Н. И. Кареев и многие другие, некоторое время читали лекции В. И. Ленин и Г. В. Плеханов.
Русский ученый выступал с лекциями также в университетах Франции, Бельгии, Англии, США, Швеции. Его избрали членом общества социологии в Париже, а затем Международного института социологии, в котором он стал сначала вице-председателем, ас 1907 г. возглавил это международное сообщество.
Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он опубликовал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.
Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологи» и два тома «Социология».
Ковалевский вернулся в Россию в 1905 г. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом — участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становится депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.
Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившихся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90-х гг., обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе с самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.
Иное дело — научные занятия. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.
В
1916 г. Ковалевский внезапно заболел и умер
2.
Предмет и метод социологии.
Будучи сторонником и последователем Конта и Спенсера, Ковалевский принимает общую позитивистскую трактовку предмета и задач социологии как науки. Он считает, что даже спустя три четверти века после того как Конт впервые дал понятие социологии, его позиция не устарела. Главным в ней является признание порядка и прогресса человеческого общества как предмета этой науки. Сам Ковалевский в своей двухтомной «Социологии» так определяет ее предмет: «Социология, в отличие от истории, необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи — раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой» [Ковалевский. 1997. Вып. 2. С. 20]. Вместе с тем, он вводит некоторые уточнения в контовское понимание предмета социологии (на основании работ других авторов), полагая, что вместо порядка лучше говорить об организации, а вместо прогресса точнее использовать термин «развитие».
Большое
внимание Ковалевский уделяет
свои эмпирические обобщения на те общие законы существования и развития, какие призвана установлять социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ ...» [1997. Выи. 2. С. 39].
С самых первых шагов своего научного творчества Ковалевский проявлял громадный интерес к сравнительному анализу изучаемого материала и, вместе с тем, к историческим явлениям и процессам. В итоге это привело его к использованию в качестве одного из основных методов научного исследования сравнительно-исторического. Суть его — в параллельном изучении общественной эволюции различных народов, как древних, так и современных, на основе которого возможно дать общую формулу поступательного движения общественной жизни.
При
этом Ковалевский говорит о
Помимо
сравнительно-исторического
Чтобы сравнительно-исторический метод был эффективно использован, необходимо соответствие его ряду требований: 1) основа для сравнения и сопоставления социальных фактов должна быть максимально широкая, включая не только европейские страны, но и США, страны Азии и Африки; 2) сравнение должно базироваться на представлении о системном характере общественной жизни, предполагающем взаимосвязь всех ее сторон; 3) необходимо использовать материалы, предоставляемые всеми науками в отношении анализа интересующей проблемы, при этом они должны быть сопоставлены с целью обнаружения в них повторяемости; 4) наконец, на основании применения сравнительно-исторического метода следует стремиться к выявлению общих закономерностей развития и получению практических рекомендаций, направленных на улучшение управления процессом укрепления человеческой солидарности.
Генетическая социология и теория прогресса.
С использованием сравнительно-исторического метода тесно связано развитие так называемой генетической социологии Ковалевского, по существу его теории эволюционного развития. «Генетической социологией, — писал он, — называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным» [1997. Вып. 2. С. 361]. Российский социолог говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса.
Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной эволюции и законы, лежащие в ее основе. На этом базируется обращение Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его социологии (равно как и позитивизма в целом). Сущность социального прогресса он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, но мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства солидарности, которые проходят три ступени: сознание родового единства, патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной солидарности выступает у ученого расширение равенства и свободы личности.
Информация о работе Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского