Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Биография……………………………………………………………………………… ...5

Предмет и метод социологии………………………………………………………...8

Генетическая социология и теория прогресса…………………………………...11

Теория факторов……………………………………………………………………….13

Теория и методология М.М. Ковалевского ……………………………………….15

Генетическая социология и теория прогресса по Ковалевскому……………27

Заключение………………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………...…30

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития

общественных  институтов в России, поскольку в  стране накоплен

чрезвычайно богатый  этнографический материал для изучения этого вопроса.

      Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной

эволюции и  законы, лежащие в её основе. На этом базируется обращения

Ковалевского  к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его 

социологии «равно как и позитивизма в целом». Сущность социального

 прогресса  он усматривал в развитии солидарности  как универсального 

средства сближения классов,  социальных групп, народов, государств. Задача

социологи, по мнению ученого, состоит в анализе солидарности, ее

сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления

солидарности  существуют и субъективные процессы усиления чувства

солидарности, которые  проходят три ступени: создание родового единства,

патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной

солидарности  выступает у ученого расширения равенства  свободы личности.

    Делая  акцент на солидарности, российский социолог негативно относился

к революции  как источнику прогресса. Он считал революцию патологией,

для прогресса  чем-то случайным, не вытекающим из его  природы и 

потребности своеобразным «искусственным перерывом». Если

правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может

обойтись без  революции, что для нее всегда к лучшему.

   Рассматривая  в рамках генетической социологии  социальную эволюцию,

Ковалевский исследовал ее этапы и фазы, начиная с древнейших. При этом

он сам был  непосредственным участником полевых исследований обычаев и

нравов народов  Кавказа. Занимая должность профессора Московского 

университета, ученый три года подряд летом ездил туда с этнографическими

экспедициями; полученный материал был им прекрасно описан и

использован в  работе «Генетическая социологи  как учение об исходных

моментов в  развитии семьи, рода, собственности, политической власти и 

психической деятельности».

   Ковалевский  анализировал в рамках историко-сравнительного 

исследования  основные организации и институты эволюции, где первым

значился род, затем – семья и, наконец, община. Он выделял три вида

общины: родовую, семейную, сельскую. В отличие от многих российских

социологов, Ковалевский  рассматривал общину как исторически  обреченную

социальную форму  жизни. Но он не считал нужной ее насильственную

ломку, тем более  что в ней он видел образец  социальной солидарности.

   На смену  сельской общине приходит следующий  этап социальной 

эволюции- феодальная организация общественной жизни, которая заменятся

 капитализмом. Рассматривая социальную эволюцию  сквозь призму ее 

основных этапов, социолог обращался к анализу  изменений во всех основных

подсистемах общественной жизни – экономической, политико-правовой,

нравственно-духовной. Он доказывал, что каждой стадии экономической

эволюции соответствует  определенная политическая форма и  связанное с ней 

нравственное  регулирование. Например, родовой стадии экономической 

эволюции соответствует  племенное княжество, феодальной –  сословная 

монархия и характерные для них нормы морали. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Социологическая теория Ковалевского — явление многоплановое  и социально-оптимистическое. Он продолжал  в своих научных исследованиях  линию классического позитивизма  и либерализма. Это касалось подхода  к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.

     Ковалевский синтезировал историко-социологическую  мысль своего времени на принципах  эволюционистской теории. Анализируя социологические идеи различных  школ и направлений, он старался показать, что-то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а также указать те границы, за пределами которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной закономерности исторического прогресса как необходимого условия научной социологии, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных проявлений общественной жизни. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.

 

Список  литературы:

  1. Воронцов А.В. / История социологии XIX – нач XX века. М., 2001, - 316 с.
  2. Русская социология: учебное пособие для студентов вузов /А.В. Воронцов, И.А. Громов, - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2005, - 477 с.
  3. Ковалевский М.М. / Социология. В 2-х т., СПб, 1984, - 364 с.
  4. Русская социология XI-XX веков: Учебник: - СПб.: Издательство «Лань»., 2002. – 416 с. – (Мир культуры, истории и философии).
  5. Р. Азон «Этапы развития социологической мысли»// М., 1993, - 348 с.
  6. Сафронов Б.Г. М.М. / Ковалевский как социолог. М.: Изд.-во Московского университета, 1960, - 257 с.
  7. Ковалевский М.М. / Социология на Западе и в России. Новые идеи в социологии.— Спб., 1913.— сб. 1.
  8. Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. Т.I: Социология. - СПб.: Алетейя, 1997. - 287 с. - (Рос. социология).
  9. Сорокин П. А. / О русской общественной мысли. Издательство: АЛЕТЕЙА, 2000, - 358 с.
  10. Хвостов В.М. / Социология. М., 1917, т.1, - 256 с.
  11. Медушевский А.Н. / История русской социологии. - С.-Пб., 1991.- 348 с.

Информация о работе Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского