Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 23:19, курсовая работа
В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.
Введение……………………………………………………………………………………3
Биография……………………………………………………………………………… ...5
Предмет и метод социологии………………………………………………………...8
Генетическая социология и теория прогресса…………………………………...11
Теория факторов……………………………………………………………………….13
Теория и методология М.М. Ковалевского ……………………………………….15
Генетическая социология и теория прогресса по Ковалевскому……………27
Заключение………………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………...…30
говорит об особом интересе к проблеме происхождения и развития
общественных институтов в России, поскольку в стране накоплен
чрезвычайно богатый этнографический материал для изучения этого вопроса.
Генетическая социология призвана выявлять стадии социальной
эволюции и законы, лежащие в её основе. На этом базируется обращения
Ковалевского к теории прогресса. Она всегда составляла «ядро» всей его
социологии «равно как и позитивизма в целом». Сущность социального
прогресса
он усматривал в развитии
средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача
социологи, по мнению
ученого, состоит в анализе
сущности, форм и видов. Наряду с объективными процессами укрепления
солидарности существуют и субъективные процессы усиления чувства
солидарности, которые проходят три ступени: создание родового единства,
патриотизм, космополитизм. Результирующей роста социальной
солидарности выступает у ученого расширения равенства свободы личности.
Делая акцент на солидарности, российский социолог негативно относился
к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией,
для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и
потребности своеобразным «искусственным перерывом». Если
правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может
обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему.
Рассматривая
в рамках генетической
Ковалевский исследовал ее этапы и фазы, начиная с древнейших. При этом
он сам был непосредственным участником полевых исследований обычаев и
нравов народов Кавказа. Занимая должность профессора Московского
университета, ученый три года подряд летом ездил туда с этнографическими
экспедициями; полученный материал был им прекрасно описан и
использован в работе «Генетическая социологи как учение об исходных
моментов в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и
психической деятельности».
Ковалевский
анализировал в рамках
исследования основные организации и институты эволюции, где первым
значился род, затем – семья и, наконец, община. Он выделял три вида
общины: родовую, семейную, сельскую. В отличие от многих российских
социологов, Ковалевский рассматривал общину как исторически обреченную
социальную форму жизни. Но он не считал нужной ее насильственную
ломку, тем более что в ней он видел образец социальной солидарности.
На смену
сельской общине приходит
эволюции- феодальная организация общественной жизни, которая заменятся
капитализмом.
Рассматривая социальную
основных этапов, социолог обращался к анализу изменений во всех основных
подсистемах общественной жизни – экономической, политико-правовой,
нравственно-духовной. Он доказывал, что каждой стадии экономической
эволюции соответствует определенная политическая форма и связанное с ней
нравственное регулирование. Например, родовой стадии экономической
эволюции соответствует племенное княжество, феодальной – сословная
монархия и характерные
для них нормы морали.
Заключение
Социологическая
теория Ковалевского — явление многоплановое
и социально-оптимистическое. Он продолжал
в своих научных исследованиях
линию классического
Ковалевский синтезировал историко-социологическую мысль своего времени на принципах эволюционистской теории. Анализируя социологические идеи различных школ и направлений, он старался показать, что-то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а также указать те границы, за пределами которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной закономерности исторического прогресса как необходимого условия научной социологии, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных проявлений общественной жизни. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.
Список литературы:
Информация о работе Генетическая социология и теория прогресса М.М. Ковалевского