Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:30, реферат
Вопросы о предмете науки — это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста. Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и так далее и выполняет особые задачи по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.
Введение……………………………………………………………………………………3
Разделӏ: «Формирование социологических взглядов Герберта Спенсера» ………..………5
Разделӏӏ: « Герберт Спенсер о предмете социологической науки»…………………………………….12
Разделӏӏӏ : «Задачи социологии в социальной теории Герберта
Спенсера»……………………………………………....................................................15
Заключени…………………………………………………………………………….….17
Список использованной литератур.………………………………………...20
Раздел ӏӏ: «Герберт Спенсер о предмете социологической науки»
Предмет социологии получил у Спенсера развёрнутое определение. Он относит к нему любые неорганические явления, то есть всё то, что имеет отношение к человеческому обществу как биологическому организму особого рода. Подвергая анализу формы общественной жизни на основе закона всеобщей эволюции, учёный рассматривал общество в целом и входящие в его состав социальные институты как часть природы и определял их по аналогии с природными организмами. Он полагал, что все они как таковые подчинены в своей жизнедеятельности и в своём развитии закону естественной подчинённости. Таким образом, высказанная Контом идея сходства между обществом и организмом получает у Спенсера подробное обоснование. Общее между обществом и организмом он видит в наличии у них признаков, которых лишены предметы неорганической природы: в отличие от неорганических образований общество и биологические организмы растут и развиваются; увеличение их размеров сопровождается усложнением и усилением дифференциации их структуры влечёт за собой усложнение и дифференциацию функций; отдельные части общества, так же как и части организма, находятся в отношениях взаимозависимости. Разницу между обществом людей и живым организмом Спенсер усматривал в том, что в биологическом организме элементы служат целому, существуют ради целого, а в социальном организме наоборот-целое служит отдельным своим частям. Из этого был сделан вывод, согласно которому общество существует ради блага отдельных его членов, а не отдельные его члены существуют для блага общества. Это положение стало основанием данного Спенсером определения социального прогресса как движения общества от состояния абсолютной подчинённости личности обществу к такому состоянию, когда общество полностью поставлено на службу составляющим его индивидам.
12
В философском смысле понятия эволюции, развития и прогресса, как их трактует Спенсер, достаточно близки и могут рассматриваться как взаимодополняющие.
В отличие от Конта
Спенсер в отношении общества
и индивида отдавал приоритет
последнему. То предпочтение, которое
Спенсер отдавал
Важным элементом теории социальной эволюции Спенсера является разработанная им типология обществ, согласно которой все известные общества делятся на военный и промышленный типы. Военный тип основан на насилии и отличается принудительным характером отношений. В таких обществах царит воинственный дух.
Общества промышленного типа
складываются по мере вытеснения насилия
и отношений, основанных на принуждении,
кооперацией свободных
Подчеркивая объективный характер развиваемой им науки, он исходит из органической связи естествознания и социального знания, из продолжения первого вторым. Спенсера с Контом роднит стремление трансформировать, перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится подлинной, настоящей наукой лишь тогда, полагает Спенсер, когда она следует идее природного, эволюционного закона. Ведущей естественной наукой во второй половине XIX в. английский социолог считал биологи.
Поэтому вполне логичным и понятным становится его отношение к социологии как науке, продолжающей разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающей их, таким образом, в законы социологические. В работе «Социология как предмет изучения» Спенсер пишет, что «биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, черты, из которых одни встречаются во всех организмах, другие — в известных больших группах, третьи — в известных подгруппах, заключающихся в этих группах, точно также и социология должна узнать законы общественного развития, строения и отправлений и те их черты, из которых одни — законы всеобщие, другие — общие для групп и третьи — законы частные» .
Поскольку Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремится дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергает попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь — постоянство отношений между частями общества.
Для того чтобы дать собственное представление о нем, Спенсер постоянно прибегает к сравнению общества, которое он называет «общественным агрегатом», то с «классом агрегатов неорганических», то с «классом агрегатов органических». В качестве первого он часто использует пример дома и его составных частей — кирпичей, камней, кусков дерева и др., в качестве второго — любого живого существа, рассмотрению составных частей которого он постоянно уделяет большое внимание4.
Раздел ӏӏӏ: «Задачи социологии в социальной теории Герберта Спенсера»
Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологического развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы.
Согласно Спенсеру, Вселенная находится
временами в состоянии
15
Задачей социологии, согласно Спенсеру, является понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают более или менее гармоничной системой, разные части которой должны находиться в соотношении, обеспечивающем гарантированность, защищенность и стабильность. В современной социологии популярна идея развития общества «от простого к многообразному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее5.
Вывод
В своих трудах Спенсер дал систематическое изложение вопроса о предмете и задачах социологии и определил границы её проблемного поля. Вопрос о правомерности создания новой науки об обществе продолжал (со времён Конта) оставаться спорным, поэтому требовалась убедительная аргументация её права на существование. Данное Спенсером общее определение предмета социологии как совокупности различных социальных типов отличается большей точностью, чем определение Конта. Так, Спенсер развивает очень важную мысль, согласно которой социология как самостоятельная область знания свободна от каких бы то ни было предрассудков-классовых, национальных, возрастных и других. Он так же рассматривает её как науку всеобъемлющую, включающую в свой состав не только теорию, но и историю своего развития, а так же всё, что касается её отношений с другими науками.
Общество Спенсер исследовал во всём разнообразии его форм. С этой целью им был привлечён огромный исторический и этнографический материал, из которого извлекались сведения об экономической и политической жизни разных народов, о характере семейных отношений, традициях и церемониалах, религиозных культах, о правилах морали и особенности языка. В результате удалось создать классификацию типов обществ, выделить группы и подгруппы, благодаря чему контовское представление об обществе, как некой, по выражению Дюркгейма, «туманной общности» приобрело более ясные очертания.
Герберт Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью, широтой жизненных и научных интересов, верой в достойное будущее человечества.
Он не был революционером. По своим взглядам на переустройство общества он был сторонником мирного эволюционного обновления и модернизации общества. По его мнению, общество должно существовать для блага своих
17
членов, а не наоборот. В контексте современной жизни, когда наша страна переходит от тоталитарного режима следует отметить, что в сознании учёного индивидуальная свобода всегда оставалась высшей ценностью; можно с полной уверенностью сказать, что Спенсер, наряду со своими предшественниками - Джоном Локком, Дэвидом Юмом, Шарль Луи Монтескье,, является одним из выдающихся представителей классического западноевропейского либерализма — системы взглядов, которых так не хватало в нашей истории.
Опыт прошедшего века подтвердил, какое важное значение в общественной жизни имеет общественное сознание укоренённой ценности личной свободы. В этом смысле творческое наследие Спенсера имеет непроходящее значение. Он резко выступал против революций, считая их болезнями общества, за что его постоянно критиковали приверженцы марксистско-ленинского учения.
В трудах учёного разработана
Огромное значение в настоящее время имеет сделанная учёным попытка построить целостную систему знаний на основе предварительно продуманных и сформулированных базовых теоретико-методологических принципов. Ни у кого не вызывает сомнения, что спенсеровская система, несмотря на свои недостатки, подвела итог классической новоевропейской науки. Работа, проделанная учёным, не может не вызвать восхищения. На сегодняшний день мы не имеем подобной научно-философской системы, которая подытожила бы научный опыт XX века. Сможет ли кто создать что-нибудь подобное в наши дни?
На данный вопрос ответ пока не дан. Следовательно, можно с уверенностью
18
охарактеризовать Герберта Спенсера как учёного-энциклопедиста, сумевшего в XIX столетии подвести философско-социологический итог западноевропейской научной мысли по нескольким векам. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что научное наследие Г. Спенсера существенно обогатило социологическую науку, его социологические идеи имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
19
Список использованной литературы:
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В «Социология» изд. 2-е, М.: «Гардарика», 2003.
2.Давыдов Ю.Н. «История теоретической социологии» М.:2010, т. 1-2
3.Зборовский Г.Е. «История социологии» М: «Гардарика»,2007.
4. Кон И. С. «История буржуазной социологии XIX- начала XX века» М.: изд. «Наука», 1979.
5. Кукушкина Е.Н. «История социологии», М.: «Высшая школа» 2009.
6.http:// www.i-u.ru. Дата обращения 16.12.2011
20
1 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В Социология изд. 2-е, М.: «Гардарика», 2003, С.12 с.
2 И. С. Кон История буржуазной социологии XIX- начала XX века М.: изд. «Наука», 1979, с.32
11
3 Кукушкина Е.Н. История социологии, М.: «Высшая школа» 2009 с.48
13
4 Зборовский Г.Е. «История социологии» М: «Гардарика»,2004, с.44.
14
5 www.i-u.ru, Асп Э.К. Введение в социологию, 16.12.2011.
Информация о работе Герберт Спенсер о предмете и задачах социологической науки