Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:09, реферат
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
Введение……………………………………………………………..…...…….…3
1. Понятие гражданское общества .…………………………………….……..5
1.1. Принципы и признаки гражданского общества……….………....5
1.2. Структура гражданского общества………….………………...…...8
2. Государство и гражданское общество или Великое противостояние…12
Заключение……………………………………………………………………....19
Список литературы…………………………………………………...…....…...23
связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Правовое государство не
Гражданское
общество — это
свободное демократическое
правовое общество,
ориентированное на
конкретного человека,
создающее атмосферу
уважения к правовым
традициям и законам,
общегуманистическим
идеалам, обеспечивающее
свободу творческой
и предпринимательской
деятельности,
создающее возможность
достижения благополучия
и реализации
прав человека
и гражданина, органично
вырабатывающее механизмы
ограничения и
контроля за деятельностью
государства.
1.2.
Структура гражданского
общества
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях.
Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.
Структуру современного российского гражданского общества можно
представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с
продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.
Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).
Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности,
пронизывающие
всю ткань экономических
Отношения производства
Отношения распределения,
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Глубинным, сущностным слоем
Помимо сугубо властных
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с
образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Жизненно необходимы для
Информационная система складывается
в результате общения людей друг с
другом непосредственно и через средства
массовой информации. В качестве
ее структурных элементов могут выступать
общественные, муниципальные и частные
организации, учреждения, предприятия,
а также граждане и их объединения,
осуществляющие производство
и выпуск средств массовой
информации. Информационные отношения
носят сквозной характер, они пронизывают
все сферы гражданского общества.
2. Государство и гражданское общество или
Великое противостояние
Стремясь избежать столкновения с народом на площадях, государство созывает его представителей на Форум. К диалогу, который ведет гражданское общество с государством в палатах парламента, залах судов, подвалах газетных страниц, кабинках для голосования, добавляется показательный обмен репликами в кремлевских апартаментах. Власть получает в свое распоряжение действующую модель институтов гражданского общества, а эти последние лелеют надежды быть услышанными властью и оказать на нее благотворное влияние.
Однако чрезмерность взаимных ожиданий может в нынешней пороховой атмосфере сделать разочарование обеих сторон особенно горьким. Участникам и наблюдателям завязывающегося диалога стоит, дабы избежать иллюзий, разобраться с природой, сущностью, отношениями государства и гражданского общества.
Свободный человек живет, прежде всего, частной жизнью, то есть имеет в душе, сознании, поведении, общении и пространстве места, доступность которых для прочих людей он регулирует по своему хотению. В этих заветных уголках человек наслаждается покоем, защищенностью и, при желании, одиночеством.
Вступая, добровольно или вынужденно, в отношения с другими людьми в качестве самостоятельного индивида, преследующего личные цели, человек образует ткань гражданского общества. Гражданское общество самодостаточно; оно совокупность отношений людей как участников рынка товаров и услуг, собственников, партнеров, конкурентов, соседей, членов общественных объединений и движений, церквей, землячеств, кланов. Институты гражданского общества властью не обладают, однако оно стихийно порождает правовую систему, которая впоследствии получает наименование "естественного права". Для гражданского общества характерна, по выражению Т. Гоббса, bellum omnium in omnes. (Война всех против всех (лат.) Конфликты разрешаются в рамках гражданского общества и его организованных элементов приватным образом, например, частными (третейскими) судьями. Поединки, воровские сходки и суды чести - также суть экзотические формы саморегуляции гражданского общества.
Государство - это основанный на публичной власти механизм произвольного перераспределения ресурсов и нематериальных благ, изначально являвшихся достоянием гражданского общества; к институтам государства относятся его глава, правительство, чиновничий аппарат, а также вооруженные отряды, готовые ради правящей группы стрелять в народ.2 Перераспределением ресурсов в свою пользу занимаются и разбойники, однако главари не становятся главами государства, доколе не установят контроль над достаточно большим числом подданных и не найдут приемлемого для последних оправдания своему господству; в отсутствие такого оправдания разбойники могут обладать огромным влиянием, но властью - никогда. Государственные деятели, понимая, что власть замешана на праве, узаконивают потребление соков гражданского общества ссылками: на свое божественное происхождение или помазание на царство по воле божества (монархия); на благородство, способности или заслуги (аристократия); на свое всенародное избрание (республика).
Вдобавок «государь» и его аппарат, опирающиеся на насилие и прикрывающиеся фиговым листком легитимности, вынуждены, когда они недостаточно сильны, а подвластные недостаточно заморочены или запуганы, демонстрировать полезность своей деятельности для охранения гражданского общества. Государство принимает на себя полицейские функции; противостоит на международной арене другим хищникам, не позволяя им обирать свою паству; призревает сирот и жертв стихийных бедствий; возводит культовые сооружения; субсидирует зрелища. Соответственно, чиновники объясняют требование дани и налогов необходимостью расходовать средства на общеполезные цели. Эти утверждения правдивы лишь до некоторой степени, поскольку изрядная доля собранных с населения средств идет, во-первых, на поддержание высокого уровня жизни представителей государства, а во-вторых, на воспитание в подданных преданности интересам государства и склонности к презрению собственных интересов. Так, под предлогом защиты населения от преступности наращиваются мускулы и техническая оснащенность полицейских сил, используемых для слежки за гражданами и подавления инакомыслия; под видом культуры и просветительства насаждаются культ личности главы государства, казенный патриотизм и фанатизм; заботы о защите отечества или экологии на поверку оказываются перераспределением народных денег через государственный заказ в пользу членов семей и приятелей президентов и мэров. Во имя самосохранения государство идет на любое насилие над гражданским обществом и отмахивается от велений права.