Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:48, реферат
Цель и задачи социологии управления как учебного курса. Исследование алгоритма управленческих действий в предвидении, прогнозировании, проектировании планировании. Анализ отечественного и зарубежного опыта алгоритмизации процесса управления.
Социология управления как средство эффективной адаптации государственного и муниципального управления к меняющимся условиям жизни, как условие повышения профессионализма руководителей органов власти.
1.Введение
2. Интерес к социологии в современном обществе стремительно растёт
3 Место социологии управления в структуре социологического знания
4. Объект и предмет социологии управления в контексте объекта и предмета общей социологии
5. Основные задачи и функции социологии управления
6. Содержательная структура социологии управления
7.заключение
8. Список использованной литературы
ФГОУ
ВПО «БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
и управления _____________
Кафедра ____ государственного__________
и муниципального управления
Специальность __Государственное и _____
муниципальное управление __
Специализация муниципальное управление
Форма обучения заочная
Курс, группа
_4с, 2_____________________
Ямалетдинов Радислав Ринатович
(Фамилия, имя, отчество студента)
Реферат по предмету: «Социология управления»
На тему:
«Идентификация дисциплины в структуре социологического знания»
«К защите допускаю»
Руководитель
_______________________
(ученая степень, звание, Ф. И. О.)
____________________
(подпись)
“___”_____________20___г.
Оценка
при защите
_________________
_________________
(подпись)
“___”________20___г.
Уфа 2012
План
1.Введение
2. Интерес к социологии в современном обществе стремительно растёт
3 Место социологии управления в структуре социологического знания
4. Объект и предмет социологии управления в контексте объекта и предмета общей социологии
5. Основные задачи и функции социологии управления
6. Содержательная структура социологии управления
7.заключение
8. Список использованной
литературы
Введение
Объект, предмет и основные категории социологии управления. Управление как специфический процесс, способ социального действия, внутреннее свойство организованных социальных общностей. Субъектно–объектные отношения в процессе управления. Институциональные формы и уровни управления как объект социологии управления. Государственная и муниципальная служба как социальный институт и предмет социологического анализа.
Взаимосвязь социологии управления с общей теорией управления, с прикладными и специальными социологическими дисциплинами. Специфика предмета социологии управления: социальные механизмы и способы управленческого воздействия на сознание, и поведение людей (организаций, социальных групп, общества), их характеристики. Социология управления и менеджмент, их сходство и различие. Проблематика социологии управления. Структура социологии управления. Общетеоретические и прикладные аспекты социологических исследований управления. Понятийно–категориальный аппарат социологии управления как следствие ее междисциплинарного и пограничного развития. Функции социологии управления.
Принципы и методы социологии управления. Объективная основа принципов социологии управления. Гуманистическая направленность социологии управления и преодоление технократизма.
Цель и задачи социологии управления как учебного курса. Исследование алгоритма управленческих действий в предвидении, прогнозировании, проектировании планировании. Анализ отечественного и зарубежного опыта алгоритмизации процесса управления.
Социология
управления как средство эффективной
адаптации государственного и муниципального
управления к меняющимся условиям жизни,
как условие повышения
1.Интерес к социологии в современном обществе стремительно растёт.
Происходит это по нескольким причинам. Прежде всего, социология позволяет получить (познать) достоверную правдивую, объективную информацию – экономическую, социальную, политическую – как об обществе в целом, так и о конкретных проблемах, волнующих отдельные социальные группы или всё общество. Познавательная функция социологии реализуется через изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов, и выявление связей между ними, проявляющихся в форме определённых тенденций. Эта информация может быть полезна в различных ситуациях, когда людям предстоит сделать выбор в отношении тех или иных социальных действий, будь то голосование в процессе избрания кандидатов в самые различные органы государственной власти и управления, принятие важных решений экономического характера относительно судьбы предприятия или высказывание мнения о путях дальнейшего развития общества. Таким образом, на основании сей информации социология получает возможность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной.
Познавательная функция находит своё органическое продолжение в прогностической функции – по итогам описания и анализа существующей ситуации можно определить перспективы её изменения и увидеть будущие результаты изменения социального процесса. Овладевая социологическим знанием, люди не только узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности, но и могут влиять на них, проявляя инициативу и активность.
Наконец, социологические исследования, их результаты, выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта могут служить основанием как для выработки и принятия управленческих решений, так и для оценки результатов управленческих действий. Подобная реализация управленческой функции социологии – в масштабах общества, регионов, городов, организаций – позволяет принимать более аргументированные, выверенные решения, а также реализовывать социальные технологии – и программы преобразовательной деятельности, и саму деятельность на основе этих программ, способствующую глубоким качественным преобразованиям социальных процессов и включающую в себя комплекс соответствующих организационных мероприятий.
Таким
образом, социология – это жизненно
важная наука, главный смысл которой
заключается в постоянном обращении
к социальной жизни и систематическом
её изучении на уровне как общества
в целом, так и его конкретных
социальных процессов и структур, институтов
и организаций, социальных общностей и
групп, деятельности и поведения людей,
социальных отношений и взаимодействий,
а также социального управления всеми
вышеозначенными сторонами и аспектами
жизни.
2.Место
социологии управления
в структуре социологического
знания
Исследуя общество во всей совокупности его сложных социальных проблем, социология оказывается достаточно дифференцированной и структурированной наукой. Три наиболее распространённые разновидности её структуры – теоретическая и эмпирическая социология, микро- и макросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Ещё одна линия структурирования – выделение в социологии направлений и школ. Наконец, существует выделение общего и отраслевого социологического знания. Этот структурный срез социологии возник в начале ХХ в., когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» отдельные отрасли социологического знания.
Количество отраслевых социологий непрерывно растёт по мере того, как социологи всё глубже проникают в исследование отдельных социальных сфер, процессов, явлений и видов деятельности. В связи с этим существует проблема отраслевой систематизации и классификации. В качестве критериев классификации рассматривают, во-первых, «стыковой», междисциплинарный характер отраслей социологии, возникающих на границе социологии и других наук, по большей части гуманитарных; во-вторых, определённый субъект социальной деятельности; в-третьих, сферы социальной жизни, в которых эти субъекты себя реализуют. Тогда в соответствии с первым критерием на стыке социологии и экономики можно выделить экономическую социологию, социологии и истории – историческую социологию, социологии и политики – политическую социологию, социологии и права – социологию права, аналогично социологию культуры, социологию искусства и т.д. Используя второй критерий – по субъекту социальной деятельности – целесообразно выделить социологию семьи, социологию молодёжи, социологию личности, социологию профессиональных групп, гендерную социологию (изучающую особенности социального поведения людей разного пола) и т.д. Что касается третьего критерия – по сферам социальной жизни, – то здесь выделяют социологию труда, индустриальную социологию, социологию быта, социологию образования, социологию науки, военную социологию, социологию религии, социологию медицины и здравоохранения, социологию спорта и т.д. К этой же группе отраслевых социологий относится и социология управления.
Каждая
отрасль социологии имеет свой специфический
объект и предмет исследования, тесно
связанные с объектным и предметным полем
социологии.
3.
Объект и предмет социологии
управления в контексте
объекта и предмета
общей социологии
Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас природного или социального мира. Так, объектом социологии, как это вытекает из самого её названия, является общество, но не в статике, а в динамике – развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях индивидов и их групп, понимаемое через социальные факты как содержание социальной реальности – протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединённых в семейные, профессиональные и иные группы. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят сознательно, требуют волевых усилий человека, связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями, т.е. имеют объективно-субъективный характер. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своём сознании, в своём развитии, в своих действиях зависит от общества.
Объектом же социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединённых в различные социальные общности и включённых в многообразные социальные отношения.
Предмет исследования находится всецело в голове человека, исследующего какой-либо объект окружающей действительности. Он возникает, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент стороны, части или особенности. Предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. В предмете социологии можно выделить «ядро», его сущность, и «периферию» – совокупность наиболее значимых структур, связей и отношений, изучаемых данной наукой. «Ядром» выступает социальная общность – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, социальных норм, ценностных систем и интересов. «Периферию» же образует субъектно-деятельностная компонента социального, т.е.
Информация о работе Идентификация дисциплины в структуре социологического знания