Идентификация дисциплины в структуре социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:48, реферат

Описание

Цель и задачи социологии управления как учебного курса. Исследование алгоритма управленческих действий в предвидении, прогнозировании, проектировании планировании. Анализ отечественного и зарубежного опыта алгоритмизации процесса управления.
Социология управления как средство эффективной адаптации государственного и муниципального управления к меняющимся условиям жизни, как условие повышения профессионализма руководителей органов власти.

Содержание

1.Введение
2. Интерес к социологии в современном обществе стремительно растёт
3 Место социологии управления в структуре социологического знания
4. Объект и предмет социологии управления в контексте объекта и предмета общей социологии
5. Основные задачи и функции социологии управления
6. Содержательная структура социологии управления
7.заключение
8. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Социология управления.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

       1)социальное  действие;

       2)последовательность  действий – социальный процесс;

       3)формы  социальной организации: культура (система ценностей, норм, образцов  поведения и взаимосвязей в  социальных общностях), социальные  институты, социальная структура  (как упорядоченная система общественного  разделения труда и связанная  с этим система отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей), структура социальных функций и ролевых предписаний;

       4)субъективные  конструкции социальной реальности, которые отдельные индивиды выстраивают  только благодаря взаимодействию  с другими прямо или опосредованно.

       Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов  управления в различных типах  общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждый из которых  представляет собой специфическую  систему социальных взаимодействий индивидов и групп.

       Таким образом, социология управления – это  отрасль социологии, изучающая социологические  аспекты управленческой деятельности: процессы управления в различных  типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. В центре её внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании воздействия субъекта управления на управляемый социальный объект для обеспечения его успешного движения к заданной цели.

       Для более ясного представления о  сущности и специфике социологии управления представляется целесообразным привести ещё несколько определений этой науки, содержащиеся в наиболее авторитетных российских источниках. Так, в Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Толковый словарь по управлению даёт такое определение: социология управления – раздел социологии, изучающий закономерности и проблемы функционирования социальных отношений в процессах управления. Э.М. Коротков трактует эту науку как формирование групп в системе управления по социологическим признакам, изменение социальной структуры в процессах развития управления, её характеристики и практический эффект. В этих определениях подчёркивается два основных аспекта: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).

       Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методический аппарат исследовательской социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях общности людей.  

       4. Основные задачи и функции социологии управления 

       После определения особенностей социологии управления как отрасли социологии, а также её объекта и предмета, можно сформулировать её основные задачи.

       Первая  из основных задач социологии управления состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся социальную ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, включены в управленческую деятельность объектно и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

       Вторая  задача социологии управления заключается  в том, чтобы из огромного и  многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные и на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических и социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

       Сущность  третьей задачи составляет построение наиболее вероятных направлений  и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз  её совершенствования. А это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и четвёртую свою задачу – сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления и объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

       Вычленение  основных задач социологии управления позволяет определить её основные функции, которые непосредственно связаны с вышеперечисленными задачами и вытекают из них.

       Познавательная  функция социологии управления имеет  основной целью изучить основные особенности управления как специфической  сферы трудовой деятельности, определить её роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п.

       Оценочная функция определяет (оценивает), в  какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, групп или общностей.

       Прогностическая функция направлена на выявление  наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдалённого будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления.

       Образовательная (обучающая) функция состоит в  том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем распространять знания об управлении, т.е. его задачах, функциях, механизмах реализации. Другой составляющей этой функции является оснащение управленческих кадров новыми приёмами, технологиями управления, т.е. социология управления выступает как практически действующее средство совершенствования системы управления и повышения эффективности управленческой деятельности.

       Таким образом, сущность социологии управления наиболее комплексно проявляется в  сочетании всех присущих ей функций, которые объективно свойственны  эффективному управлению, но во многом зависят от самих субъектов управленческой деятельности и от общего уровня развития культуры управления. 

       5. Содержательная структура социологии управления 

       Сущность  социологического подхода к управлению заключается в выделении и  изучении следующих взаимосвязанных  компонентов:

       1)органов  управления с точки зрения  функционирования их в качестве социальных систем, включая изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, отношений, складывающихся между людьми при выполнении ими управленческих функций;

       2)группы  проблем, связанных с постановкой  и реализацией социальных целей управления с точки зрения социальных критериев, анализом социальных последствий принимаемых управленческих решений, исследованием и разработкой системы учёта интересов, мнений и предложений людей;

       3)целенаправленного  воздействия на управляемые подсистемы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, рассматриваемые не просто как социальные качества личности, а как выражение определённых отношений, возникающих в процессе управления;

       4)внутригруппового  регулирования и социальной самоорганизации в отдельных группах и на предприятии в целом.

       Социология  управления рассматривает такие  актуальные проблемы, как:

       организационная культура;

       система власти и отношения руководства-подчинения;

       социальная  структура организации;

       взаимосвязь формальной и неформальной структур;

       социальные  группы, статусы и роли;

       формирование  групп в системе управления по социологическим признакам;

       соединение  личных, групповых и общеорганизационных  целей;

       участие исполнителей в выработке общих решений;

       оценка  руководителей;

       организационные конфликты;

       адаптация персонала;

       управленческое  консультирование;

       социальное  планирование;

       сокращение  персонала;

       дискриминация по признакам пола, возраста, образования  и т.д.;

       удовлетворённость трудом и отчуждение от работы;

       социальная  ответственность и др.

       Социология  рассматривает управление как постоянно  осуществляющийся социальный процесс  целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей разрабатывается  стратегия управления. Эффективная деятельность организации возможна лишь при учёте социального фактора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Познание, социологическое обоснование и  интерпретация управления как важнейшего социального института - главная  функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.

       Таким образом, можно сделать вывод, что социология управления играет большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т.д.

       С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения вопросов, возникающих в процессе производства и управлением организацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы

  1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технологии, - Р. 2006
  2. Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов. – М. ПЕРСЭ; Логос, 2005
  3. Тюрина И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. —М.: Академический Проект, 2007.
  4. Кравченко А.И. Введение в социологию. Учебное пособие. – М. «Новая школа» 2008
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М. «Владос» 2007
  6. Социология как наука. Учебное пособие Технический редактор: Т.А. Смирнова - Тверь, 2009
  7. Фролов С.С. Социология. – М. «Логос» 2006

Информация о работе Идентификация дисциплины в структуре социологического знания