Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:38, реферат
Социальная солидарность — это система идей, позволяющих социальной системе развиваться в определенном направлении. Кризисные явления во всех сферах жизни общества заставляют нас говорить о том, что изменяются и формы единства людей. Идеологические основы социальной солидарности во многом являются базисом для дальнейшего развития общества.
Введение…………………………………………………………………….…….….. 3
Идея социальной солидарности О. Конта …………………...……………………. 4
Идея социальной солидарности Э. Дюркгейма…………………...…………..….. 12
Заключение………………………………………………………………………….. 16
Список литературы…………………………………………………………………. 17
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда. Главный его тезис состоял в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание.
В следствии все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.
Полагаясь на понятие
социальной солидарности, Э.Дюркгейм построил
одну из самых плодотворных теорий
развития общества в мировой социологии. От степени
солидарности зависит состояние общества
- нормальное или патологическое. Патология
общества получила у Дюркгейма название аномии - ощущение отсутствия норм, возникающее
в обществе, членов которого не только
убедили, но и воспитали быть законопослушными,
однако не позаботились создать для этого
необходимые условия, прежде всего законодательные.
Общество, по Дюркгейму, это особая реальность,
несводимая к сумме составляющих его элементов,
а позже он говорил об обществе как о Боге,
превосходящем по моральной и материальной
силе индивида и навязывающим ему определенное
поведение и мышление.
Разделение труда вносит разнообразие,
и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой
выступает договор. Обмен предполагает,
что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество
и кооперация. Кооперироваться, значит
поделить между собой общее занятие. Договор
покупателя с продавцом или предпринимателя
с рабочим - форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами
и законами, на которых покоятся социальные
институты общества.
В книге <О разделении общественного
труда> Дюркгейм анализировал также
и <ненормальные> формы: аномию (отсутствие
законности и порядка), социальное неравенство,
рутинизацию труда, деградацию рабочей
силы, классовые конфликты.
В неразвитых, архаических обществах существовала механическая солидарность, поскольку люди в этих обществах были связаны чисто механически. Их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт. Когда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка.
Но религия в современном
обществе обнимает все уменьшающуюся
часть общественной жизни. Развитие
разделения труда, в котором появляется
все большее число самых
Разделение труда
Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.
Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.
Преодоление «ненормальных форм» мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.
Анализируя проблемы «принудительного характера» труда, морального и экономических кризисов общества, антагонизма труда и капитала, Дюркгейм был склонен рассматривать их как результат недостаточной отрегулированное отношений между главными классами общества, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство, целостность. Разделение труда, согласно Дюркгейму, - как раз тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного, религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, т.е. солидарность, компенсирующую якобы все недостатки, связанные с узкой специализацией.
Заключение:
Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является, пожалуй, центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. К чему бы он ни обращался - к проблемам типологии обществ или к выявлению социальных факторов, к изучению разделения труда или раскрытию роли религии - везде его постоянно занимает одно: что заставляет людей сплачиваться воедино, притягиваться друг к другу.
Главной силой общественной жизни Э. Дюркгейм считал коллективные представления, обеспечивающие солидарность социальной группы. Любое отношение к социальным ценностям и идеалом, без которых не может развиваться общество, - суть религиозные отношения, поскольку это вопрос веры. Социолог считал, что между наукой и религией не существует непримиримого противоречия. Наука отбирает у религии лишь функцию объяснения мира, но не может взять себе функцию веры, ибо «вера – это прежде всего порыв к действию». А наука всегда продвигается вперед очень медленно и никогда не бывает завершена, а жизнь не может ждать. По Э.Дюркгейму, теории, особенно касающиеся проблем социальной жизни, побуждать действовать, вынуждены обгонять науку и преждевременно дополнять ее. В этих теориях сохраняется роль веры и религии.
Рассуждения о солидарности классов в промышленном обществе не были для Конта риторической фразой. Его тревожило, что "со времени ликвидации личной зависимости массы пролетариев все еще совсем не включены в общественную систему". Между тем именно на пролетариев Конт возлагал особые надежды в деле перехода к социократии, ее развития и укрепления.
В отличие от многих социалистов
и коммунистов Конт предлагал не разрушать современное ему общество,
ликвидируя собственность и экспроприируя
капиталы, а "все координировать, ничего
не нарушая. Это, — писал Конт, — составляет
основную проблему современной цивилизации".
Конт не был противником частной собственности,
утверждая, что она поддерживает стремление
к производству материальных благ и потому
является общественной функцией. "С
точки зрения интересов народа неважно,
в чьих руках обычно находятся капиталы,
— считал Конт, — лишь бы их нормальное
употребление было полезным массе населения".
Список литературы:
1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. "История социологии." Москва. "Новый учебник." 2004г.
2. Вебер М. "Избранные произведения." Москва. "Прогресс." 1990г.
3. История теоретической социологии. Социология XIX века
(Профессионализация социально-научного знания) – М.: ИЧП Издательство
Магистр, 2008.
4. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. –
Санкт-Петербург. 2008.
5. Дюркгейм Э. "Социология : ее предмет, метод." Москва. "Прогресс." 1995г.
6. Осипов Г.В. "История социологии в Западной Европе и США." Москва. "Норма - Инфра - М." 1999г.
7. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для
вузов. М.: 2007.
1 * Те ученики Сен-Симона, которые придерживались социалистических идей (Анфантен, Базар, Родриг), пришли к отрицанию частной собственности и критиковали теорию О. Конта. Конт, в свою очередь, пренебрежительно относился к их проектам переустройства общества, особенно к идеям "нового христианства".
2 * К ним относятся, в частности: Моисей, Конфуций, Магомет, Гомер, Аристотель, Пифагор, Сократ, Платон, Архимед, Гиппократ, Цезарь, Александр Македонский, апостол Павел, Августин, Григорий VII, Карл Великий, Данте, Мильтон, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Мольер, Моцарт, Фома Аквинский, Ришелье, Кромвель, Галилей, Ньютон.
Информация о работе Идея солидарности в трудах классиков социологии