Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:57, контрольная работа
Открытие черного ящика организации, стало основой для дальнейшего продвижения в изучении фирмы. Признание роли внутреннего строения создает предпосылки для иного понимания роли организации в рыночном пространстве. Другими словами, цели и взаимное подчинение внутри фирмы оказывает гораздо более сильное влияние на рынок, чем принято думать. Основная задача власти - это манипулирование организационными элементами и создание такой их комбинации, которая будет приносить наибольшую выгоду, находя компромисс для работающих индивидов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Иерархия, ее сущность и типы……………………………..4
1.1. Понятие и природа………………………………………………..4
Глава 2. Власть, механизмы ее реализации………………………….7
2.1. Сущность власти………………………………………………….7
2.2. Виды власти……………………………………………………….9
2.3. Способы и механизмы реализации власти………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Иерархия, ее сущность и типы……………………………..4
1.1.
Понятие и природа…………………………………
Глава 2. Власть, механизмы ее реализации………………………….7
2.1.
Сущность власти………………………………………
2.2. Виды власти……………………………………………………….9
2.3.
Способы и механизмы реализации власти………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Власть, иерархия и контроль - это три основные категории, отличающие экономическую организацию от рыночной организации. Коуз писал, что внутренние принципы работы фирмы отличны от внефирменных, где «производство направляется динамикой цен и координируется посредством ряда трансакций обмена на рынке. Но внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, а роль сложной рыночной структуры… выполняет предприниматель координатор…» 1
Открытие
черного ящика организации, стало
основой для дальнейшего
Когда
организацию видят как
Глава 1. Иерархия, ее сущность и типы
1.1. Понятие и природа
Концепция иерархической структуры была сформулирована М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она исходила из следующих принципиальных положений:
Что же такое иерархия?
Иерархия — «служебная лестница», последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Различают иерархию властную, бюрократическую, военную, партийную и т.д. Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократии, а в теории организации — как принцип управления. Этот термин связан с властью. 2
Иерархический признак, во-первых, означает централизацию, линейную соподчиненность низших звеньев системы высшим. Особую форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительных функций. Во-вторых, иерархия обусловливает целенаправленную личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть действует принцип подчинения члена организации правилам, стандартам организации. За отклонение от этих безличностных, формальных правил и норм к отдельным сотрудникам организации могут быть применены санкции и меры принуждения.
В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на «елочку». Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами.
Принцип единства подчинения заключается в том, что работник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого, система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя.
Такая система является основой по М. Веберу бюрократической организации и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Она позволяет легко найти ответственного за неудачу в организации. Её недостатком является то, что в рамках распространенной функциональной департаментализации она ослабляет функциональные права.
Вторая система — система двойного или множественного подчинения «матрешка» — исторически строилась на комбинации отношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в семьях с азиатской культурой. В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, что права и ответственность всех вышестоящих руководителей полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей. При такой системе права и ответственность размыты между многими уровнями организации, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Им может стать руководитель любого уровня, и определяться это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои политические цели.
Система
сознательно допускает наличие
двух и более лиц, имеющих одинаковые
полномочия относительно объекта управления.
Такое положение уводит окончательное
решение на самый верх организации и позволяет
тем самым осуществлять тотальный контроль.
Однако надо помнить, что власть только
отчасти определяется иерархией. Сколько
власти имеет тот или иной человек, определяется
не только уровнем его формальных полномочий,
но и степенью зависимости от другого
лица. Помимо возможности и прав субъект
власти должен иметь желание руководить
и готовность брать на себя связанную
с этим ответственность, а также быть компетентным,
знать суть дела, состояние и настроение
подчиненных, уметь использовать ресурсы,
обладать авторитетом.
Глава 2. Власть, механизмы ее реализации
2.1. Сущность власти
Власть (англ. право управления) —
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся власть. Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуации, и тех, кто в нее вовлечен.
Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу — от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной и личной властью. Необходимо также учесть предрасположенность человека к власти. Данное предрасположение выступает как черта характера человека.
Руководитель получает власть над своими подчиненными через их зависимость от него в заработной плате, удовлетворении социальных потребностей, предоставлении работы и тому подобное. Но и подчиненные обладают определенной степенью власти над руководителем. Она проявляется в зависимости руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнять работу.
Сила власти зависит от нескольких факторов:
2.2. Виды власти
Специалистами разработано много разных подходов к классификации власти. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется. Выделяют две группы источников власти. Первая имеет личностную основу власти и включает следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.
Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает применение экспертной власти. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.
Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма — это власть, основанная на силе личных качеств и стиль руководства.
Выделяются следующие качества харизматической личности:
Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.
Каждый руководитель использует свое право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным.