Иерархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание

Открытие черного ящика организации, стало основой для дальнейшего продвижения в изучении фирмы. Признание роли внутреннего строения создает предпосылки для иного понимания роли организации в рыночном пространстве. Другими словами, цели и взаимное подчинение внутри фирмы оказывает гораздо более сильное влияние на рынок, чем принято думать. Основная задача власти - это манипулирование организационными элементами и создание такой их комбинации, которая будет приносить наибольшую выгоду, находя компромисс для работающих индивидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

Глава 1. Иерархия, ее сущность и типы……………………………..4
1.1. Понятие и природа………………………………………………..4
Глава 2. Власть, механизмы ее реализации………………………….7
2.1. Сущность власти………………………………………………….7
2.2. Виды власти……………………………………………………….9
2.3. Способы и механизмы реализации власти………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Иерархия.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Потребности во власти — дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.

     Вторая  группа — организационная основа власти, куда входят: законная власть, принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей.

     Законная  или традиционная власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Как правило, люди подчиняются начальникам, занимающим должности, стоящие на более высоком уровне управленческой иерархии. В этом случае подчиненный реагирует не на личность, а на должность.

     Принятие  решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Поэтому этот источник власти не связан только с тем, кто принимает окончательное решение. В основном решения в той или иной мере — групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвуют более одного человека.

     Вознаграждая  подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т. п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Отмечено, что этот тип власти является достаточно эффективным способом влияния на людей.

     В психологии управления, помимо названных типов, выделяют еще некоторые виды власти.

  1. Власть влияния. Общаясь с руководителем, подчиненные 
    ощущают властную функцию как их непосредственного начальника, так и вышестоящего начальника. Сила власти в таком случае носит обобщенный характер.
  2. Власть компетенции. Благодаря своей профессиональной 
    подготовленности руководитель наделен правом выступать не 
    только в качестве эксперта, но и «судьи» по всем решаемым вопросам.
  3. Власть авторитета. Пользующийся авторитетом руководитель осуществляет свое влияние без демонстрации власти. Люди повинуются ему без протеста.
  4. Власть награждать и миловать. Люди охотно повинуются 
    тем, кто имеет право награждать и миловать. Этот способ власти 
    часто называют методом «кнута и пряника». Власть такого рода 
    сродни силе.
  5. Власть группового давления — влияние группы, ее позиций, 
    поведения, отношения.

     6. Власть традиции. Традиции — это совокупность привычек 
и ожиданий, которые ведут к некоторому автоматизму действий и 
нарушение которых вызывает отрицательные эмоции. Но каждый 
человек старается их избежать и поэтому находится во власти. 
Традиции могут возникать как стихийно, так и сознательно в 
процессах управления. Хотя с незапамятных времен традиция 
была эффективным средством влияния, за последние годы ее эффективность падает. Чтобы соответствовать окружению, организация должна вносить изменения в свою политику, стратегию методику организации и т.д. Те организации, которые настойчиво выдвигают традицию в качестве аргумента, сопротивляются переменам, могут оказаться перед проблемой вымирания.

     7. Власть убеждений проявляется в подчиненности своим убеждениям. Как правило, путь формирования убеждений очень сложный и противоречивый. Каждый человек обладает убеждениями, и убеждения эти различны. Но когда убеждения действительно сложились, они оказывают устойчивую связь и определяют поведение человека, иногда даже вопреки формальным распоряжениям. Власть убеждений может быть весьма сильной и устойчивой. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, он оказывает сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность, какой бы она ни была. При этом руководитель может пользоваться логикой или эмоциями. Руководитель должен заслужить доверие. Поэтому его аргументация определяется интеллектуальным уровнем подчиненных. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его подчиненных. Слабая сторона такого влияния — медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется много времени и усилий. Однако то преимущество которое мы имеем от этого типа власти, несравненно выгодно. Подчиненный постарается выполнять больше, чем требуется по минимуму, так как его действия помогут удовлетворить его личные потребности на многих уровнях.4 

     2.2. Способы и механизмы реализации власти              

     Под реализацией власти понимается совокупность методов управления: это деятельность по упорядочиванию процессов, происходящих в обществе, устранению недостатков системы, приведению в новое состояние с учетом динамики развития и изменения.

     Реализация  власти в организациях осуществляется с помощью приказов, распоряжений, манипуляций, стимулирования, принуждений и т.д. и определяется прежде всего административными методами. По сути, власть реализуют руководители организации, т.е. вышестоящие звенья организации возлагают на нижестоящие полномочия и ответственность, передают распоряжения, инструкции, корректируют и контролируют их выполнение.

     Реализация  власти зависит:

     • от типа организации, масштабов и  деятельности организации. В крупных организациях реализация власти сложнее, так как в них больше подразделений и связи между ними многочисленны;

  • числа сотрудников организации;
  • психологических качеств и межличностных отношений;
  • характера деятельности организации.

     Теперь рассмотрим процесс применения власти.

     Действие  субъекта власти направлено на попытки  изменить поведение объекта власти. Действия власти отличаются цикличностью, цикл действия которой начинается с возникновения мотивации у субъекта, связанной с применением этой самой власти в отношении объекта. Поводом, как правило, служит желание обладать средствами удовлетворения каких-либо желаний и потребностей субъекта. После того как мотивация сформирована, до объекта власти доводятся сведения о том, какие способы воздействия будут к нему применяться и какое поведение от него ожидается. Процесс действия власти считается законченным в случае, если субъект удовлетворен поведением объекта, действующим в соответствии с ожиданиями субъекта.

     В случае если объект оказывает неподчинение (реальное или предполагаемое), субъект оценивает все источники власти, находящиеся в его распоряжении, с помощью которых можно будет оказать эффективное воздействие на объект.

     То, какой источник власти будет выбран, целиком и полностью зависит не только от потребностей и желаний субъекта власти, но и от того типа поведения объекта, к которому его будут склонять. После выбора источника власти субъект нередко сомневается в эффективности его применения, при чем сомнения могут быть самые разнообразные. Наиболее встречающиеся из них — неуверенность в своих силах и боязнь потерять свое лицо. Но не всегда субъекту удается преодолеть барьер собственной неуверенности. Если все же это сделано или если психологического барьера не было совсем, то тогда наступает момент, когда субъект управления применяет выбранные им средства воздействия на объект, частично отвечающие тому источнику власти, который он избрал. Реакция объекта может быть совершенно различной и даже непредсказуемой: он может как подчиниться полностью, так и сделать вид, что подчинился, испытывая при этом скрытую ярость и злобу.

     После достижения субъектом власти поставленной цели в его состоянии происходят перемены, появляются новые мотивации власти, уверенность в своих силах. В случае появления у него новых потребностей и желаний включается механизм использования власти, и весь процесс повторяется снова.

     Под полномочиями, с помощью которых реализуется власть, понимаются совокупность официально предоставленных прав и обязанностей, самостоятельное принятие решений, выполнение действий в интересах организации.

     Властные  полномочия бывают:

  • общими, под которыми понимаются принятие решений, 
    связанных с намеченной целью, выработка стратегии, 
    методов, приемов и действий в кризисной ситуации, которыми обладают высшие структуры власти в организации;
  • линейными, определяемыми наличием связи должностей 
    между руководителем и исполнителем. В круг линейных 
    полномочий в основном входят вопросы и проблемы, 
    касающиеся оперативного управления техническими 
    процессами (например, организация труда, прием специалистов, увольнение сотрудников, мотивация, стимулирование и пр.);
  • функциональными, к которым относятся принятие решений, определение стратегий и приемов выполнения 
    действий по реализации поставленных целей;

     • рекомендательными, применяемыми, когда необходимо 
подкорректировать, дать определенные рекомендации и 
советы по решению тех или иных задач, т.е. данные полномочия носят консультативный характер.

     Уровень и границы властных полномочий определяются уставами, положениями, должностными инструкциями, устными указаниями. Распределение властных полномочий осуществляется в связи с тем, что руководитель не в состоянии решить все проблемы единолично. Полномочия принимаются из рук непосредственно самого руководителя, при этом руководитель лишь контролирует исполнение, не вмешиваясь в дела исполнителя.

     Реализация  власти на основе множественного подчинения предполагает, что руководитель, передавая власть подчиненному, одновременно сохраняет ее за собой. Этот метод направлен на то, чтобы в любое время можно было вмешаться в действия персонала.

     В результате передачи власти ее обладатель получает необходимые полномочия, права для принятия самостоятельного решения по определенным вопросам и проблемам без обязательного согласования с руководителем.

     Масштаб и границы управленческих полномочий регламентируются характером решаемых вопросов и проблем: чем они важнее, разнообразнее, тем значительнее должны быть властные полномочия соответствующего уровня.

     Власть не всегда распределяется равномерно. Порой борьба за власть приводит к серьезным конфликтам в организации, что может помешать ее благоприятному развитию.

     Полной  централизации власти препятствуют отсутствие квалифицированного персонала, ограниченность его знаний и опыта, нехватка физических и психологических возможностей и т.д.

     При децентрализации власти может пошатнуться  равновесие организации. Принудительные основы реализации власти имеют большой резонанс, но в то же время могут быть эффективными. В данном случае подчинение осуществляется вследствие страха в связи с отказом выполнить приказ, который может повлечь за собой отрицательные последствия (например, физическое наказание). Такая власть малоэффективна, поскольку страх позволяет подчиняться и функционировать только в пределах своих обязанностей и исключает всякую инициативу. 

 

      Заключение

       Таким образом, можно сделать выводы, что функции социального управления и власти в принципе совпадают, но направлены они на совершенно разные объекты.

       Осуществляя социально-экономическую функцию, социального управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей  и существующей системой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую активность человека, его творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда. А у власти экономическая функция предполагает распределение материальных благ и  социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. То есть на государственном более контролируемом уровне. Политическая функция социального управления состоит в организации системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях. Принудительная функция власти определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков власти.

Информация о работе Иерархия