Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:02, доклад
Он проявился в самых различных сферах гуманитарного знания: литературоведении, философии, социологии, лингвистике, истории, искусствоведении, теологии и тому подобных, породив своеобразное единство и климата идей, и самого современного образа мышления, в свою очередь обусловленное определенным единством философских, общетеоретических предпосылок и методологии анализа. Он вовлек в силовое поле своего воздействия даже сферу естественных наук.
Итак, по Лиотару, главная проблема культуры - найти переходы между гетерогенными "языковыми играми" (les jeux de langage). Это познание, этика, экономика, политика и т. д. Проект современности был направлен на построение социокультурного единства, где все элементы должны найти свое место в органическом целом. Кстати, Хабермас, оппонируя Лиотару, отмечал, что этот проект так и остался незавершенным. Постсовременность, пишет Лиотар, начинается с гибели ("Освенцима") главных метанарративов, связующих гетерогенное многообразие культуры. Но это не означает, что все нарративы исчезают. Он обращает внимание на повседневность и фиксирует, что множество микронарративов (les petits recits) продолжают плести ее ткань, создавая специфические переходы между языковыми играми (здесь его мысль движется по модели культуры кантовского типа). Они избегают участи макро-нарративов, так как являются "языческими", не претендующими на построение единого социокультурного пространства (модель культуры гегелевского типа) и обеспечивают агонистический характер универсума языковых игр, который ориентирован не на согласие, устранение различий, консенсус, но на разногласие, паралогию. Что же происходит в этой ситуации?
"Обращение к метанарративам исключено, мы не можем теперь прибегать ни к диалектике Духа, ни к диалектике освобождения человечества как к удостоверению верности постмодернистского дискурса. Но мы уже можем видеть, что микронарративы остаются формой, которую приобретают воображение, открытие нового и, прежде всего, в науке. <... > Нарратив, таким образом, возвращается в обсуждениях легитимации, таких как открытая систематика, локальность, антиметод, - в общем во всем том, что мы объединяем под именем паралогии"
"Если мы осуществляем
дескрипцию научной прагматики,
акцент должен быть отныне
сделан на расхождении,
Это сохраняется и
сегодня. Мы поражены тем, что
как всегда появляется кто-
Это уточнение заставляет
ясно осознать, что теория систем
и тип легитимации, который
она предлагает, не имеют никакой
научной базы: ни сама по себе
наука не функционирует в
<...> "Чтобы подтвердить, что она антидифференциальна, наука в своей прагматике предлагает антимодель стабильной системы. Все изложенное предназначено для сохранения такого момента, который вводит различие в то, что уже познано, аргументировано и проверяемо. Наука - это модель "открытой системы", в которой правильность выражаемого есть то, что оно дает рождение идеям, другим выражаемым и другим правилам игры. В науке не существует общего метаязыка, в котором все остальные могут быть транскрибированы и оценены. Это запрещает идентификацию в системе и, в конечном итоге, "террор" этой системы. Раскол между "принимающими решение" и "исполняющими", если он существует в научном сообществе (а он существует), принадлежит к социо-экономической сфере, но не к научной прагматике. Он является одним из главных обстоятельств развития воображения "знающих".
В общем вопрос легитимации становится следующим: каково в целом соответствие между антимоделью, предлагаемой научной прагматикой, и обществом? Применима ли она к необъятным облакам языковой материи, которые формируют общества? И в этом случае, какую роль она играет с точки зрения социальной связи? Достижим ли идеал открытого сообщества? Находит ли место в обществе небольшая группа принимающих решение, которая избирает для общества критерий функциональности, отбрасываемый позже ради самосохранения? Или наоборот, имеет место отказ от сотрудничества этой группы с властями и переход в контркультуру с риском вымирания всякой возможности исследования?
В начале исследования
мы подчеркнули не только
Социальная прагматика
не имеет "простоты" научной
прагматики. Это монстр, сформированный
наслоениями классов
По этой причине
не представляется возможным
ориентировать разработку
В действительности это значит предположить две вещи.
Первая состоит в
том, что все люди, формирующие
выражения, могут согласиться
по поводу правил или
Второе предположение состоит в том, что окончание диалога есть консенсус.
Но мы показали, анализируя
научную прагматику, что консенсус
есть лишь только состояние
дискуссии, но не ее окончание.
Дискурс в аргументации Ю. Хабермаса есть последнее препятствие, противопоставленное теории стабильной системы. Причина хороша, но аргументы таковыми не являются. Консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью. Вот уж что не является им, так это справедливость. Таким образом, необходимо обратиться к идее и практике справедливости, которые не должны быть связаны с идеей и практикой консенсуса.
Узнавание гетероморфности языковых игр - первый шаг в этом направлении. Очевидно, что оно внутренне содержит отречение от террора, который предполагает и пытается реализовать его изоморфию. Второй шаг - это утверждение, что если консенсус есть для правил, которые определяют каждую игру и "удары", которые в ней наносятся, то этот консенсус должен стать локальным, так сказать, достигающим только современных партнеров и подверженным возможному аннулированию. Тогда будем двигаться в направлении умножения конечных метааргументаций, мы хотим сказать, в направлении умножения ограниченных в пространстве и времени метапрескриптивов.
Эта ориентация соответствует
эволюции в наши дни
система покровительствует
временному договору по
Нужно радоваться, что
тенденция к временному
*наррация (или повествование, рассказ, сказ) - подоснова иерархии языков культуры, она говорит как бы от имени истины. (прим. пер.)
**легитимация - показ
того, что явление культуры
Цит. по: Культурология / Пер. и коммент. Н. Ефремова. Ростов н/Д, 1995. Лиотар Жан-Франсуа "Постсовременное состояние"
Информация о работе Илья Петрович Ильин. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм