Инфляция в России, ее последствия и взаимосвязь с безработицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы протекания инфляционных процессов в России и основных путей ее решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...….3
1 Инфляция как социально-экономическая категория………………………….....5
1.1. Социально экономическая сущность инфляции: понятие и виды…....5
1.2. Условия и факторы инфляционных процессов………………………..12
2 Cоциально-экономические последствия инфляции в современной России…..20
2.1 Последствия инфляции и ее взаимосвязь с безработицей………….…..20
2.2 Антиинфляционная политика государства: эффективные пути реализации………………………………………………………….……...26
Заключение………………………………………………………………...………….34
Список использованных источников………………………………………………..37
Приложение А ………………………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 169.64 Кб (Скачать документ)

     - отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

     - обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

     - определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

     - снижение покупательной способности денежной единицы.

     Для экономических отношений:

     - владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

     - потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

     - поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

     - кредиторы избегают давать в долг.

     Для денежной массы:

     - деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху[10, с.116].

     НО! Умеренная инфляция полезна для  экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

     Экономисты  отмечали связь темпов инфляции с  уровнем безработицы. Эта зависимость  наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А. Филлипса. Он исследовал статистические данные по Великобритании за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда  безработица превышала 3%-ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название кривой Филлипса. Позднее в его модели П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. Кривая Филипса показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, компромисса (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса[4, с. 9].

     В ходе глубокого экономического кризиса 1974-1975 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы. В 80е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе[16, с. 89].

     Анализ  кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы  равен естественному, то рынок труда  приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому[8, с. 411]. (Рисунок 1)

     

     При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы  с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и  теория рациональных ожиданий. Обе  теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного  уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов  в процессе их приспособления к изменению  государственной экономической  политики.

     Адаптивные  ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической  инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что  экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах[27, с. 218].

     Долгосрочная  кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рисунке 2. Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.

     

     Согласно  теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов  совпадают с фактической инфляцией  в будущем (рисунок3). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен[6, с. 204].

     

     Исследование  долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства  добиться расширения производства в  условиях полной занятости путем  стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для  управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой  системы.

     Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. А. Филиппс установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса.

     Исходя  из кривой Филипса, возникают два  варианта для разного практического  сочетания взаимосвязанных величин:

     Или низкая безработица и высокая  инфляция (точка А на графике); или  низкая инфляция и высокая безработица (точка Б на графике). Между тем  кривая Филипса отражает взаимосвязь  инфляции и безработицы только в  краткосрочном периоде. Если взять  длительные периоды (5-10) лет, то при  высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться[19, с. 107].

     То, что кривая Филипса не срабатывает  в долгосрочном периоде, объясняется  следующими обстоятельствами. Во второй половине 20 века заработная плата, а  тем самым и пособия по безработице, систематически повышались даже во время  спада производства, что обусловлено  ростом квалификации и стоимости  рабочей силы. Как правило, предприниматели  и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инфляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату труда в порядке компенсации будущего роста цен[6, с. 315].

     Как мы выяснили, между инфляцией и  безработицей, есть прямая зависимость. Однако, решения, когда при инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги, ущербны. В результате сокращается  спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и  рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. 

 

     2.2 Антиинфляционная  политика государства:  эффективные пути  реализации

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса  специфических обстоятельств.

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос[1, с. 64].

     При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается  спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и  рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей  средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют  выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами[17, с. 87].

     Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию[1, с. 93].

     Этот  вид регулирования проводится формально  неподконтрольным правительству Центральным  банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким  образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство  должно проводить дефляционные мероприятия  для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости путем снижения естественного  уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией[9, с.117].

     Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.).

     В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства  ставят перед собой цель сделать  ее умеренной, контролируемой, не допустить  разрушительных ее масштабов.

     Фискальная  политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

     Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта[11, с. 148].

     Либеральные экономисты, которые считают, что  государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение  совокупных расходов в период роста  инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне  раздут и неэффективен, могут выступать  за сокращение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

     В некоторой степени необходимые  изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов  вводятся автоматически. Эта так  называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

     Если  налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и  ЧНП, то бюджетные излишки, которые  имеют тенденцию автоматически  появляться во время экономических  подъемов, будут содействовать преодолению  возможной инфляции.

Информация о работе Инфляция в России, ее последствия и взаимосвязь с безработицей