Инновации в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – многоаспектный анализ инноваций в социальной работе.
Цель обусловливает следующие задачи:
1. Дать определение об инноватике и основные подходы к её изучению;
2. Выделить сущность, признаки и классификацию инноваций в социальной работе;
3. Рассмотреть инновационные процессы в социальной и социально-культурной сферах;
4. Обозначить инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы;
5. Описать социальные технологии в социальной работе;
6. Проанализировать инновационные направления в социальной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6
2. Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе……………………………………………………………………………..15
3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18
4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20
5. Социальные технологии в социальной работе……………………….21
6. Инновационные направления в социальной работе………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

инн.в соц раб.docx

— 62.80 Кб (Скачать документ)

     Данный  подход включает многочисленные исследования роли и действий агентов нововведений – профессиональных консультантов по вопросам организационного развития. Эффективным агентом инновации могут выступать:

     1) группа осуществления нововведений (change team),

     2) высокостатусный индивид,

     3) консультант, – принадлежащие или не принадлежащие релевантной системе организационных нововведений11.

     По  мнению Г. Липпита, основные задачи агентов  нововведений, практикующих интервенции, связаны с реализацией следующих действий: 1)диагностика проблемы; 2) оценка систем мотивации клиента и его способности к изменению; 3) оценка мотивации агента нововведений и ресурсов; 4) отбор подходящих целей нововведения; 5) выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); 6) установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента; 7) уточнение и ориентация фаз нововведения; 8) Отбор приемлемых типов поведения и особенностей планируемой к применению техники12.

     В работе консультанта основное ударение должно делаться на помощи заинтересованным членам системы клиента в интеграции с процессом нововведения путем  обеспечения выработки и циркуляции валидной информации (в ситуации организационного кризиса количество каналов передачи и распределения информации резко  сокращается) и создания условий  для их свободного выбора в отношении  своей организации. Значительное число  моделей организационного развития (например, Р. Бекхарда, Д. Конимэна, И.О.Шилда и др.) включали стадии установления консультантом контакта с потенциальным клиентом и уточнение субъекта потребления консультационных услуг.

     Инновационный процесс моделируется в виде некоторой  последовательности явлений, формирующих  жизненный цикл инновации. В качестве базовой можно считать модель инновации Милоу, состоящую из следующих  этапов: 1) концептуализация новшества; 2) предварительное согласие с инновацией; 3) приобретение ресурсов; 4) реализация инновационной концепции; 5) институционализация  результатов13.

     Разработки  и конкретизация данной модели описывают  инновацию как двухэтапный процесс, состоящий из этапа инициирования  и этапа внедрения инновации. Этап инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересованность в дополнительных знаниях; 2) формирование инновационных  установок; 3) принятие решения.

     Этап  внедрения состоит из двух фаз: 1) первичного внедрения (связана с  испытанием новшества на локальном  участке); 2) реализации инновации (фаза имеет циклический характер, связанный  с возникновением новых явлений  в процессах перцепции индивидов  и различных проблем в управлении нововведениями, после решения которых  обратная связь корректирует ход  дальнейших действий). Последняя является в предлагаемой модели наименее изученной  в силу ее достаточно абстрактного определения и отсутствия единства в ее понимании.

     Подстадия формирования установок к принятию инновации связана с решением вопросов открытости по отношению к  проблемам организационного развития, что выражается в готовности членов организации рассмотреть инновацию, точно идентифицировать свои чувства  по шкале «скепсис – оптимизм» и обрести уверенность в том, что инновация улучшит качество функционирования организации. Исследуя особенности фазы формирования установок и решения, специалисты по организационному развитию предлагают рассматривать организацию как систему особых фильтров.

     Индивид способен получать, подвергать цензуре  и иск ажать информацию в зоне своего влияния (что  соотносится  с идеей Г. Уатсона (1973) о системной  когеренции: очень сложно изменить одну часть системы без нововведения ее остальных частей). Чем более  стратифицирована структура власти и влияния в организации, тем  сложнее внедрить инновационное  ноу–хау «снизу». Соответственно – чем выше уровень централизации управления в организации, тем ниже инновационная активность. Восприятие потенциала инновации связано с ощущением членами организации того, что: а) в организации есть все возможности для инновации; б) организация обладает опытом успешной реализации инноваций в прошлом; в), определенная часть членов организации готова принять на себя ответственность за результаты инновационной деятельности. Здесь изучается феномен инновационного диссонанса, под которым понимается столкновение установок индивида с необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти в организации14.

     Другие  варианты данного подхода рассматривают инновацию как идею, практический опыт, артефакт, который был открыт или рассматривается как новый независимо от качества его восприятия индивидами. В данном понимании инновации акцент смещается на происходящие процессы – включая изобретение и внедрение инновации. Любая идея, образец поведения или артефакт – объект, который является новым в силу качественных отличий от уже существующих форм, преобразует структуру организации реальности. Мнение экспертов связано с представлением о том, что значительный круг инноваций имеет прежде всего форму идеи или же констелляции идей и по своей природе должен оставаться только ментальной конструкцией, в то время как другие виды инновации могут получить осязаемое «вещное» воплощение – в виде некой материальной структуры, определенной интеллектуальной или эстетической концепции, либо определенной формы взаимосвязи индивидов.

     С этим вариантом исследований связано  изучение Дж. Гроссманом (1970) инструментальных и принципиальных инноваций. Принципиальные инновации представляют собой «ценность–в–себе», тогда как инструментальные инновации замышляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций. В ходе разработки и реализации программ организационного развития инструментальная инновация является частью продуманной интервенции в организацию. В этом плане решающим критерием для принятия решения о проведении преобразований является знание о том, что данные нововведения в организации и среде могут повлечь за собой другие нововведения.

     В индивидуально–ориентированном подходе описывается процесс, посредством которого некий новый социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Данные явления исследователи (Н.Лин, Дж. Залтмен, Т. Робертсон, У. Белл, Р. Крейн, Дж.Л. Уол–кер, К. Найт, Н. Гросс, Дж.Б. Джиакуинта, М. Бернстайн. Р.Дж. Лэвидж, Дж.Э. Штайнер, Э.М. Роджерс, Дж. Клонглен и др.) связали с процессами интернализации. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы – индивид и инновация.

     Типичная  модель инновационного процесса состоит  из трех стадий (процесс принятия решения  является здесь ключевым)15:

     I. Разработка новшества (создание  концепции и документальное описание  новшества);

     II. Принятие решения: 1) выработка альтернатив: 2) прогнозирование следствий каждой  альтернативы: 3) уточнение критериев  отбора альтернативы: 4) выбор альтернативы, в наибольшей степени удовлетворяющей  минимальным стандартам эффективности,  среди других альтернатив; 

     III. Реализация решения (преодоление  сопротивления и рутинизация  нововведения). Характеристики инновации  являются переменными управленческих  решений – теми факторами, которыми может манипулировать организационная система управления и зависят от истории организации – ее успешной / неудачной деятельности в прошлом.

     Итак, рассмотрев общее понятие инноватики и основные подходы к её изучению, мы можем сказать, что инноватика в социальной работе – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в социальной работе.

     Инновационный процесс – совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений (в частности, в сфере социальной работы). Направлен на целенаправленное изменение элементов социальной работы с целью её качественной трансформации. Имеет в основании осмысление и применение новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации социальной работы.

 

     2. СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

     В период общественного развития социальная работа приобретает все более  четкие структурные очертания как  особый вид профессиональной, научно образовательной деятельности. Современные  организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере  должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В  ходе решения этой задачи разрабатываются  и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации16.

     Слово «инновация» (лат.) обозначает введение практику нового.

     Инновация (нововведение) - комплексный, поэтапный  процесс создания, распространения  и использования нового практического  средства (новшества).

     Понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

     Социальные  инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально-технических преобладает  индивидуальное авторство. Кроме того отдача от социальных инноваций несколько  отдалена во времени их эффект не проявляется  так быстро и не носит такого конкретного  характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами.

     Специфика социальных инноваций состоит также  в их более четкой обусловленности  внешней средой в более широкой  сфере применения, в зависимости  от групповых и личностных качеств  людей, задействованных в осуществлении  данной инновации17.

     Основные  признаки инноваций:

     Неопределенность  и риск (уровень новизны определяет степень неопределенности, которая  объясняется недостаточным опытом и опасностью провала в реализации новых идей. Риск состоит, прежде всего, в том, что результаты либо вообще не достигаются, либо достигаются с  опозданием, что в первую очередь  влияет на имидж предприятия); Комплексность (необходимость координации различных  участников и отдельных этапов инновационного процесса является признаком комплексности, что требует самостоятельной  организационной структуры по управлению инновациями). Конфликтность (перечисленные  выше признаки инноваций являются с  высокой степенью вероятности причинами  межличностных и деловых конфликтов).

     Основным  товаром рынка новаций является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские  права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и  нормативными актами. Социальные инновации  весьма разнообразны, что в первую очередь связано с многообразием  явлений социальной жизни.

     При классификации социальных инноваций  используются различные подходы. 1) Исходя из уровня и объема социальных нововведений можно выделить инновации  глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения. 2) По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах 3) По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты18.

     В современной концепции инноватики существует множество классификаций  инноваций по разным основаниям. Например, принято различать нововведения - продукты, нововведения - процессы, модификации  продуктов и услуг.

     В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой  являются образование, управление, занятость  населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно  выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.

     Источниками социальных инноваций являются изменения  внешней среды, возникающие социальные проблемы; которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и  его членов. Неразрешенность тех  или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так были созданы и получили распространение  «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.19

Информация о работе Инновации в социальной работе