Инноваторы как носители социальных новвоведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:58, контрольная работа

Описание

Современные организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Содержание

1. Введение
2. Понятие социальные инновации
3. Инноваторы как носители социальных нововведений
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по инновациям.docx

— 29.93 Кб (Скачать документ)

 

 

Социальные инноваторы–  социологическое понятие, обозначающее типологическую группу,

усилиями которой в  обществе распространяются новации. Члены  этой группы обладают качественными

образовательными, социальными  и стабильными экономическими ресурсами. Социальные инноваторы

проектируют свое будущее  и проявляют способность к  осознанному накоплению и мобилизации  социального,

культурного, символического и финансового капиталов, демонстрируют  самостоятельность и социальную

устойчивость.

Предполагается, что:

-  инноваторы имеют  следующие характеристики:

(включены в новое социальное время. Склонны видеть позитивные изменения там, где они большинством не замечаемы. Имеют абстрактное мышление, гибкие, готовы к сотрудничеству, легко приспосабливаемы, коммуникабельны, с тенденцией к независимости, легко воспринимающие жизни, склонны к непостоянству, имеют тягу к риску и острым ощущениям, готовые пробовать новое, имеют высокий уровень экстернальности.

Отношение к новому, к  изменениям (инновативная компонента) является самостоятельной составляющей культуры любого народа, имеет исторические корни, с течением времени изменяется. Согласно М. Веберу и другим классикам  мировой социологии, культуру вообще можно рассматривать с точки  зрения инновационной компоненты или  традиционности. Первобытная культура строится на принципе: «Делай, как делали до тебя», сам тип таких культур  получает название традиционных. Классовые  культуры диктуют ценностно-ориентационное поведение по принципу: «Делай, как  выгодно твоей общности, твоей  группе, классу, клану». Рациональный тип  культуры (капитализм) формирует модель культурной регуляции целеориентированной, то есть «Делай так, чтобы было эффективно». Прагматический компонент доминирует, что формирует концепцию рационального, «экономического» человека.

В современной культуре существуют разные элементы: и традиция, и социально-конмформная  привязанность, и рациональность. Культура задает лишь один из параметров, формирующих  индивидуализированную конфигурацию инновативной диспозиции личности.

  Инновативная компонента  социокультурного процесса располагается  на шкале понятий от трансформации  этничности до социального стереотипа. Следует подчеркнуть, что изменчивость, трансформация распространяются  на самые стабильные и константные  элементы человеческой субъективности, почти не зависящие от изменения  социальных ролей, статусов, видов  деятельности, к которым могла  бы быть отнесена этническая  идентичность, базирующаяся на осознании  общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущении  исторической и межпоколенной  преемственности. Кроме того, столь  устойчивое понятие, как стереотип,  может изменяться в своих когнитивных,  эмоциональных и поведенческих  компонентах социальной установки  и каузально-атрибутивной схемы,  что, в свою очередь, требует  более внимательного отношения  к психологической составляющей  инновативной компоненты социокультурного  процесса.

Для понимания факторов, определяющих отношение личности к  изменениям, исключительно важен  социально-исторический контекст. Чем  более динамичными выступают  общесоциальные условия деятельности, тем больше они действуют на социокультурные  факторы в сторону расшатывания традиционной (то есть уже сложившейся) и стимулирования инновативной составляющей отношения человека к восприятию внешней среды.

Периоды ломки, бурных социальных изменений вообще ведут к разлаживанию, ломке устоявшихся стереотипов, возникновению противоречия в системе  ценностей, в уровнях диспозиционной регуляции. Социокультурная компонента в регуляции индивидуального  поведения, возможно, ослабевает. В это время утрачивается социальная идентификация личности, которая теряет привычное ощущение принадлежности к определенной группе, классу. Поиск новой идентификации, а значит, и отношения к жизни, к переменам в ней, толкает к осознанию себя в наиболее устойчивых общностях, которые способны дать больше стабильности, обеспечить более надежную защиту в меняющемся мире, что приводит к росту национального самосознания как наиболее устойчивому по сравнению с профессиональным, классовым.

Для инновационного процесса важны инноваторы, социально активные элементы общества, которые своей инициативностью вносят в нашу действительность конструктивную новизну.

Для инновационного сознания характерны не только высокий интеллектуальный потенциал, но и критичное отношение  к действительности, устремленность на поиски альтернативы, ее несовершенству. Поэтому носители этого типа массового  сознания нередко оказываются в  длительном противоречии со своей средой. Качество нововведения зависит от оригинальности и созидательного мышления одной или нескольких индивидуальностей. Без творчества не может быть нововведения»

Значимые социальные изменения совершаются не столько структурами и институтами, сколько за счет активности людей — так называемых социальных инноваторов, которые в силу жизненных обстоятельств и биографии экспериментируют с открывающимися институциональными возможностями и пользуются ими.

В 2009 г. в рамках реализации проекта исследовались подуниверсумы  жизненного мира «Людей-XXI» в условиях изменений социально-экономических характеристик внешней среды.

Особое внимание уделялось  изучению поведения в сфере досуга и культурного потребления,

т. е. наиболее типичных практик  организации свободного времени  и развлечений, позволяющих охарактеризовать социальных инноваторов как группу, отличную от большинства населения России. Интерес к теме обусловлен тем, что, наряду с профессиональной сферой, потребление является одной из основных областей взаимодействия индивида с социальным окружением и утверждения собственного статуса иидентичности. Отличительными характеристиками современности как таковой социологи считают потребительство, консьюмеризм, которое стало частью любого проявления современной жизни. Некоторые специалисты отмечают, что современное общество может быть охарактеризовано и как «цивилизация досуга», отличительными чертами которого являются повышение ценности свободного времени в жизни индивида и превращение досуга в одну из основных жизненных потребностей.

 Инноваторы – люди с высокой способностью к социальной адаптации, готовые к сотрудничеству, коммуникабельные: бодрые, активные, легко воспринимающие жизнь; склонны к непостоянству; независимы, игнорируют социальные условности, агрессивно отстаивают свои права; невосприимчивы к угрозе, имеют тягу к риску, у них скорее отсутствуют проницательность и социальная ловкость: склонны к эксперименту, гибкие; легко приспосабливаются к неудобствам и изменениям, не доверяют авторитетам.

Инноваторы чувствуют ответственность за удачи, а не за неудачи, с которыми тесно сопряжена инновативная деятельность. И, следовательно, надо полагать, что инноваторов и оценивать более адекватно за их «победы» и удачи, чем ошибки, даже тяжелые и грубые. Можно предположить, что люди с умеренной и консервативной инновативной диспозицией могли бы взять ответственность в какой-то степени по минимизации возможных просчетов в ходе осуществления инноваций.

Социальные инноваторы» являются типологической группой российского населения с особым комплексом социально-психологических характеристик, установок, ценностей, поведенческих практик, с собственным стилем жизни, предполагающим активность и целеустремленность, ориентацию на достижение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список использованной литературы:

 

1. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.,1996.

2. Коростылева Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. СПб, 1995.

3. Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений / Психол. журнал, 1992, №6.

4. Пригодин А.И.Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инновации). М.,1989.

 

 


Информация о работе Инноваторы как носители социальных новвоведений