Институт образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание

В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации принято связывать с достижениями науки и образования. Образованием выполняется не только один из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человечества, оно так же выступает в роли эффективного средства развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности.

Содержание

1. Образование и общество. Функции института образования………………3
2. Проблемы образования в современной России……………………………..7
3. Практические задания………………………………………………………...11
Список литературы ……………………………………………………...............16

Работа состоит из  1 файл

Моя социология.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

1. Образование  и общество. Функции института  образования………………3

2. Проблемы  образования в современной России……………………………..7

3. Практические задания………………………………………………………...11

Список  литературы ……………………………………………………...............16 

 

1. Образование и общество. Функции института образования 

     В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации принято связывать с достижениями науки и образования. Образованием выполняется не только один из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человечества, оно так же выступает в роли эффективного средства развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в современном мире является факт рефлексии целей его развития1:

    1. Процесс совершенствования отечественного образования.
    2. Процесс интеграции в мировое образовательное пространство.
    3. Процесс обмена знаниями, приемами и методами различных школ, направлений.
    4. Процесс формирования единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство.

     Внешне  институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

     Социальные  институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.

    Институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

    Выполняя  свои функции, социальные институты  стимулируют действия субъектов, согласующиеся  со стандартами поведения. Необходимость  следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась при этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.

    Фундаментальные институты при строгой необходимости  выполнять прежде всего свои специфические  функции в разной степени задействованы  в решении следующих задач:

    1. Экономическо-социальные институты  – собственность, обмен, деньги, банки,хозяйственные объединения.

    2.Политические  институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти.

    3.Семья, образование, религия – освоение,последующее воспроизводство и защита социальных и культурных ценностей и  
норм.

    4.Семья,религия  – механизмы морально-этической  ориентации и регуляции поведения индивидов. Они придают поведению и мотивации нравственную аргументацию и этическую основу.

    5.Политические, экономические – общественно-социальная  регуляция поведения на основе  норм, правил и предписаний, закрепленных  в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

    6.Политические  институты, экономические, образование, семья – основаны на более или менее длительном принятии договорных норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения (методы передачи информации, приветствия, регламент собраний, деятельности объединений и т.д.

    Но  при этом каждый институт выполняет  свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции  институтов как элементов определенных социальных систем. 

     Наиболее  важными из социальных функций института образования являются следующие2:

     1) Трансляция и распространение  культуры в обществе - первая и  наиболее существенная из них, заключающаяся в том, что при помощи института образования имеет место факт передачи от поколения к поколению ценностей культуры, которые понимаются в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.).

     На  протяжении всей истории человечества образование представляло собой главный источник знаний, инструмент просвещения общества. Так же представляется целесообразным помнить о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а из этого следует, что системой образования выполняется исключительно важная роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

     2) Формирование у молодого поколения  установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих  в данном обществе. Благодаря  этому, молодежь приобщается к  жизни общества, социализируется  и интегрируется в социальную  систему. Процесс обучения языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения.

     3) Социальная селекция является одной из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что ею дается возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для неуспевающих учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе это имеет отношение и к нашей стране, имеют место специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

     4) Функция социального и культурного  изменения представляет собой прерогативу современного института образования. Реализация данной функции представляется возможной при помощи двух взаимосвязанных способов.

     В процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, по причине тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени представляют собой научно-исследовательские центры, которые выполняют теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим, развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.

     Модель  социальной организации (структуры) образования  может быть представлена как состоящая из трех основных социальных позиций:

     - руководители и организаторы образования,

     - педагоги

     - учащиеся.

     Данной  структурной моделью в значительной мере упрощается и огрубляется реальная картина, т.к. имеют место различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее, с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

     Можно утверждать, что высшая позиция в социальной структуре образования занимается руководителями различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе образования. Их главная задача заключается в процессе принятия ответственных решений и формировании стратегии образовательного процесса:

     - определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения,

     - обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п.

     Ими несется ответственность за процесс формирования преподавательского корпуса, определяются нормативные требования, предъявляемые к деятельности преподавателей и сотрудников, а так же критерии оценки их труда. Представителями высшего управленческого звена формируется государственная политика в области образования, разрабатываются универсальные требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим, они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся. 
 

2. Проблемы образования в современной России 

     Современное образование является по своей сути сложным и многогранным общественным явлением. Образование является целостной системой учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества.

     Семья перестала полноценно выполнять  воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала тот факт, что она невостребованна обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности - эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики.

     Наше образование не только сохранилось, но и приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным. Имеет место реальная возможность выбора типа учебного заведения, уровня изучаемых программ, степени и характера помощи. Представляется целесообразным подчеркнуть, что образование выжило именно потому, что оно обновлялось, что проводился настойчивый и продуктивный поиск новых вариантов, нового содержания и средств обучения и воспитания.

     Кризис образования развился на фоне кризиса детства, который проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % - хронически больных), росте преступности несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Вместо акселерации в последние годы наблюдается «децелерация» - замедление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях.

     Кризис образования, как и всей социальной сферы, не является фатальным, скорее, это кризис обновления, и, обновляясь, система образования и воспитания стремится преодолеть кризис, вырваться из него. Анализ социальной ситуации, практики преобразований, мирового педагогического опыта с позиции современных научных подходов позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегию его обновления. Полагаем, что эти стратегические установки составляют ядро нового педагогического мышления - важнейшего условия успеха преобразований.

Информация о работе Институт образования