Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:35, контрольная работа
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации принято связывать с достижениями науки и образования. Образованием выполняется не только один из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человечества, оно так же выступает в роли эффективного средства развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности.
1. Образование и общество. Функции института образования………………3
2. Проблемы образования в современной России……………………………..7
3. Практические задания………………………………………………………...11
Список литературы ……………………………………………………...............16
Происходит, прежде всего, серьезное изменение целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.
Наша образовательная система пока всё еще ориентирована на знания, умения и навыки в качестве конечной цели, в качестве результата. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения.
Представляется целесообразным отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образовании». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализации личности и уже далее - задача развития гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства.
Формирование личности, которая представляется способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В данном аспекте стратегические цели образования будет целесообразнее определить в качестве социально-личностных, ориентированных на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой. Что же касается непосредственно педагогического процесса, целей, содержания и способов общения педагога и учащихся, детей в коллективе, то тут приоритет отдается личностной ориентации, развивающему обучению, в котором особую роль играют психологические знания и подходы.
Имеет место факт изменения содержания образования, его культурологической базы, причем это изменение происходит по нескольким направлениям3:
- значительное увеличение культуроемкости образования, базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» ее часть, иными словами, содержанием образования становится не только полученное знание, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творческой деятельности, религия, достижения здравого смысла; повышение роли гуманитарного знания как основы развития, 1К содержательного «ядра» личности;
- движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному, а в предельном случае — индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохранением единого образовательного ядра, определяемого обязательным минимумом и государственными стандартами).
Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному - не в смысле отказа от коллективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого. Осознается также необходимость перехода от запаздывающего образования к опережающему, хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невозможно. Она связана с возрастающей многофункциональностью образования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки - образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития. Наконец, все большую роль играет в последние годы поисково-исследовательская функция.
Начинается
постепенный переход
Пробивает
дорогу тенденция повышения роли
регионального и местного
(муниципального, общинного) факторов
в образовании. Как показывает опыт многих
цивилизованных стран, да и отечественные
традиции, община - объединение людей по
месту жительства (по принципу соседства)
- является самым заинтересованным и заботливым
хозяином дошкольного учреждения, школы,
социального центра микрорайона. Конечно,
всегда необходим баланс общечеловеческих,
общероссийских (федеральных), региональных
и местных ценностей и установок и интересов
региона при условии приоритета ценностей
федеральных и общечеловеческих.
Практические задания
1.
Проанализируйте значение
образования для социализации
личности
Социализацией называется двусторонний процесс, который включает в себя:
Андреенковой4 и Глинским5 выделены три стадии социализации личности: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
К дотрудовой представляется
целесообразным отнести стадию обучения,
которой включается в себя весь период
юности в широком понимании этого термина.
К этому этапу относится, естественно,
все время обучения в школе. Относительно
периода обучения в вузе или техникуме
существуют различные точки зрения. Если
в качестве критерия для выделения стадий
принято отношение к трудовой деятельности,
то вуз, техникум и прочие формы образования
не могут быть отнесены к следующей стадии.
С другой стороны, специфика обучения
в учебных заведениях подобного рода довольно
значительна по сравнению со средней школой,
в частности в свете все более последовательного
проведения принципа соединения обучения
с трудом, и поэтому эти периоды в жизни
человека трудно рассмотреть по той же
самой схеме, что и время обучения в школе.
Так или иначе, но в литературе вопросу
отводится двоякое освещение, хотя при
любом решении сама проблема является
весьма важной как в теоретическом, так
и в практическом плане: студенчество
- одна из важных социальных групп общества,
и проблемы социализации этой группы крайне
актуальны.
2. Перечислите факторы,
которые влияют на качество
высшего образования.
- создание нормативной базы;
- разработка оценочных средств измерителей качества;
- построение технологий комплексного мониторинга качества образования.
Качество образования, подготовки и повышения квалификации - это не только результат на выходе, но и качество образовательного процесса, качество и цена средств достижения целей, качество условий, отображенные на рисунке 16.
Качественным представляется возможным считать образование, если определенные достижения имеются не только у студентов и учащихся, но и преподавателями как участниками образовательного процесса, что следует из рисунков 1-2. Концепция качества обсуждается внутри групп и на семинаре по качеству образования в образовательном учреждении. Качество на выходе - это гораздо шире, чем просто профессиональная подготовка учащихся и студентов, это обязательно и физическое и духовно-психическое здоровье, общая культура, интеллект, ценностные ориентации и многое другое, что видно на рисунке 2.
Качество оценивается по степени достижений целей, поставленных самим университетом, факультетом, кафедрой (при условии оценки качества самих целей)7.
После перехода от единообразного советского образования к современному многоукладному и вариативному образованию сложно сказать, можно ли одним и тем же термином «образование» называть, например, то, что получили выпускники стандартных общеобразовательных школ (впрочем, существенно отличающиеся друг от друга) и выпускник негосударственной школы Москвы, где в угоду потребительскому спросу школа прикладывает очень нестандартные усилия8.
3.
Рассмотрите причины
образовательного бума
в современной России.
Бум высшего образования является конструктивным и при этом очень индивидуалистическим ответом населения на экономические реформы. Насколько эффективна и рациональна эта приспособительная реакция является уже другим вопросом.
Но представляется необходимым иметь в виду: если речь заходит о стратегии, о благе следующих поколений, то выбор у населения невелик. Абсолютное большинство предпочло инвестировать в человеческий капитал, потому что другие возможности инвестирования до сих пор крайне ограничены, а культурная традиция, национальные "истории успеха" довольно прочно связывают шансы на достижение экономического благополучия с получением образования.
Вывод представляется совершенно очевидным: стремление к успеху является одним из основных факторов, которые оказывают влияние на решение продолжать образование.
Высшее образование стало существенным фактором получения не только прилично оплачиваемой, но и вообще какой-либо работы.
Среди
мотивов получения высшего
Список литературы
1. Бороноев, А. О. О понятиях общество и социальное / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Социс. 2003. № 8
2. Радугин, А. А. Социология / А. А. Радугин, К.А.Радугин. М., 2004
3. Козлова, О. Н. Общество как социальная система в статике и динамике / Козлова О.Н. // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3
4. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970
5. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
6. Скок Г.Б.. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность:Учеб. пособие для преподавателей/ Отв.ред.А.Ю.Кудрявцев. – М.Педагогическое общество России, 2007. – 102
7. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. – С-Пб – М., Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2000, - 240
8. Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.
9. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Независимый институт социальной политики. М., 2003