Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:32, реферат
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие - относятся к культурным и регламентируются морально (обычаями и традициями). Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.
Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и т. п. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином "социальный статус".
Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе.
Функции семьи – это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Семья - это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.
Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих процессах необходимо усиление роли государственной семейной политики.
С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция.
Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.
Хозяйственная функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.
Смысл рекреационной функции заключается в том, что семья должна быть тем местом, где человек мог бы чувствовать себя в большей мере защищенным и быть всегда принятым. В условиях ускоряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя психотерапевтическую роль. Она становится "оазисом" спокойствия и уверенности, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию семейного досуга и отдыха. Она влияет на жизнедеятельность семьи, на ее стабильность и в конечном итоге на само существование брачной пары.
Социально-статусная функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.
Медицинская функция чаще всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медицинским работникам за советами и помощью, выполнять их назначения.
Как малая социальная группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
В случае для всех фрагментарных "осколочных" форм семьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное проживание и т.д.) подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую-либо долю в семейный бюджет и объединенных только родством, родительством или супружеством. Под определение семейной группы попадает неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей). Типы семейных структур многообразны.
Итак, семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений.
3. Тенденции развития семейно-брачных отношений
Постоянный рост на протяжении нескольких десятилетий числа разводов породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик таких разговоров пришелся на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметилось возрождение семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских и европейских социологов перестали драматизировать ситуацию.
В России обсуждение (многих специалистов социологии) кризиса семьи, как социального института, пришлось на 90-е годы. Под этим подразумевалась неспособность семьей как институтом выполнять те функции и роль, которые она всегда была призвана выполнять и с которыми справлялась раньше.
О кризисе института семьи, по мнению Т. А. Гурко, свидетельствуют следующие факты:
1) постоянное увеличение удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены);
2) рост числа родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных рождений многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причем некоторые из них являются "эпизодическими", а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями;
3) снижение брачности и рождаемости
4) как результат снижения рождаемости увеличивается число од-нодетных родителей;
5) кризис отцовской воспитательной роли;
6) увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.
Обостряющийся экономический кризис в России пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных отношений. Тем не менее, считают специалисты, такое время придет, хотя, быть может, и с опозданием: "семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России".
В России в течение последних лет наблюдался рост разводимости, но количество вторых браков также росло. К примеру, по данным социологических исследований, в Москве 17% мужей и жен состояли во втором браке, в Пскове и Саратове - приблизительно 10%. Специалисты полагают, что "русские проходят через тот же опыт супружеского поведения, который был отмечен в индустриальных странах: высокая доля разводов и повторные браки".
Заключение
Как правило, проблемы семьи возникают тогда, когда не реализуются или слабо реализуются ее функции. Нестабильность брака и семьи, рост числа разводов, снижение репродуктивности семьи характерны для всех развитых стран мира. Социологи объясняют это влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного порядка. Социально-политические процессы, происходящие на территории бывшего СССР, также существенно сказываются на стабильности семьи и ее благополучии.
Обостряющийся экономический кризис в России пока не позволяет стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению семейных отношений. Тем не менее специалисты считают, что такое время придет, хотя может быть и с опозданием: "семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России".
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единую целостность.
Список литературы
1. Богданова Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова // Социологические исследования. 2003. № 7.
2. Дмитрук Ю. Ю. Субъективное благополучие семейных отношений при различных вариантах супружеской идентичности / Ю. Ю. Дмитрук // Со-циальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2005. № 2.
3. Исупова О. Г. Социальный смысл материнства в современной России / О. Г. Исупова // Социологические исследования. 2000. №11.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.:Велби, Проспект, 2004.
5. Митринас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценност-ного выбора в странах Европы / А. А. Митринас // Социологические исследования. 2004. № 5.
6. Пахомов А. А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики / А. А. Пахомов // Социологические исследования. 2005. № 12.
7. Рабжаева М. В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века / М. В. Рабжаева // Социологические исследования. 2004. № 6.
8. Семья на пороге третьего тысячелетия. - М., 1999.
9. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи / Ю. В. Федотова // Социологические исследования. 2003. №11.
10. Шабанова О.А. Социология семьи// Социология: учебник / Под ред. В.Н.