Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание

Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций………………………………….3

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина……………………………………………………………….………….9

3. Практическое задание…………………………………………………….…..11

Заключение……………………………………………………………………….13

Литература…………………...…………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра философии и социологии

 

 

 

Факультет: Финансово-кредитный                           Специальность: Финансы и кредит

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Социология» 

 

по теме: «Интегральная социология П.А. Сорокина»

 

Вариант №7

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011 г.

 

 

План

                                                                                                                                 стр.

Введение…………………………………………………………………………..2

 

1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций………………………………….3                                         

 

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина……………………………………………………………….………….9                                                                                                          

 

3. Практическое задание…………………………………………………….…..11

 

Заключение……………………………………………………………………….13

 

Литература…………………...…………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Цель контрольной работы – изучить интегральную теорию П. Сорокина. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структуру;

2) изучить теорию социальной стратификации и социальной мобильности, проблему социального равенства, реформ и революций;

3) рассмотреть проблему социокультурной динамики как центральную тему в творчестве П.А.Сорокина;

4) прокомментировать содержание  закона «моральной и религиозной поляризации» с позиции современного общества.

    Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Питирим Сорокин внес поистине огромный вклад в развитие науки. Все работы Сорокина П.А. охватывали огромный пласт проблем изучения социологии.

    Актуальность изучения социологии  П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность  идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

 

 

 

 

 

1. Основные принципы социологии П.А.Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

Биографическая справка

    Сорокин Питирим Александрович (1889-1968). Российский и американский социолог. Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Яр­сенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремеслен­ником, мать - коми, крестьянка. До приезда в Санкт- Петербург П.Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт- Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., в 20-летнем возрасте, сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в Санкт- Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма".

    В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете. В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. Умер Сорокин в Уинчестере (США) в феврале 1968.

    Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

    В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». В «Системе социологии» П.Сорокина подробно разъяснены основные принципы, на которых основан этот труд. Суть их заключается в том, что: 

1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;

2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиции нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отделена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;

3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е.  изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;

5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М.М.Ковалевский, монизм в социологии - это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу

уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

П.А.Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую.

    Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Социальная аналитика изучает строение социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии)- процессы взаимодействия людей, иными словами,- поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Развитие социального явления определяется его строением и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

    Практическая социология характеризуется П.А.Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна  помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает ее.

    Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются  Сорокиным непосредственным предметом изучения социологии.

    П.А.Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп- односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные социальные группы.

    Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли сове отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

    Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. 

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

    Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага.

    Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».[1]  

    Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

    Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина