Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:40, контрольная работа
Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций………………………………….3
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина……………………………………………………………….………….9
3. Практическое задание…………………………………………………….…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература…………………...…………………………………………………..14
1) любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;
2) каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
3) каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А.Сорокина.
Центральная тема творчества П.Сорокина – проблема социокультурной динамики. Социокультурные изменения человеческих сообществ, с точки зрения Сорокина, есть результат взаимоотношений людей, которые обусловлены целым комплексом факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда), социально-сознательных (значения, норма, ценность). В отличии от случайных и временных агрегаций (толпа), которые характеризуются отсутствием ясных и длительных связей, только общество способно продуцировать значение, нормы, ценности, которые существуют внутри социосознательных субъектов, конституирующих общество. Любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система является единовременным культурным качеством того или иного общества.
Согласно Сорокину, культура- не просто конгломерат разнообразных явлений, а целостное и индивидуализированное единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну и главную ценность. Исторический процесс рассматривается П.Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем:
1) симритуалистической (идеальной);
2) сенсуалистической (чувственно);
3) идеалистической.
В основе каждой социокультурной системы лежит своеобразная система ценностей. В идеальной системе - единственной реальностью и ценностью признается Бог, а чувственный мир рассматривается как временное пристанище. Для этой социокультурной системы в целом характерна «потусторонняя» ориентация. Противоположный тип социокультурной системы - чувственный. В нем ценностью признается чувственная реальность. Только то, что сенсорно воспринимается человеком, имеет и смысл. То же, что вне чувственной реальности и эмпирического опыта, полагается несуществующим. Этот тип социокультурной системы обладает светским характером и «посюсторонней» ориентацией. Социокультурная система идеалистического типа носит переходный характер и сочетает в себе оба вышеуказанных принципа. В ней объективная реальность частично опосредуется сверхчувственным началом, но и частично- чувственным.
Сорокин считал, что система ценностей, задающая культурное качество обществу, возникает под воздействием «двойственной природы человека»- существа мыслящего и чувствующего. Если основой акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то ею детерминируется чувственный образец культурных ценностей, если на воображении и разуме - нечувственной, но в обоих случаях противоположные мотивам мышления и поведения не могут быть полностью нейтрализованы. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются ценности идеалистического типа социокультурной системы.
Современное состояние западной культуры П.Сорокин оценивал как кризисное. Нынешний чувственный тип социокультуры, считал он, обречен на закат, так как он повинен в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции. Выход из этого состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеального типа ценностей, базирующегося на принципах альтруистической любви и этики солидарности.
3. П.А.Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и региональной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, техническими расстройствами, ожесточением, циничными восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиции современного общества. Находит ли он подтверждение?
Основанный П. Сорокиным закон «моральной и религиозной поляризации», суть которого заключается в том, что люди реагируют на социальные и личные катастрофы в полярно противоположных мнениях (позитивная и негативная поляризация), находит свое отражение в современном обществе.
Существует мнение, что гораздо проще судить об эпохах, от которых тебя отделяет определенные промежуток времени, потому что ошибочные или правильные поступки выявляет история, а вот судить о современном тебе обществе задача совсем непростая, в большей степени, потому что ты сам являешься элементом этого общества. Так же сложно говорить о сравнении типов личности константного прошлого и изменяющегося настоящего одновременно с этим проблематично определить наиболее подходящую структуру общества (по моральным и региональным признакам), которая смогла бы наиболее лучшим образом перенести бедствия различного характера. Тем не менее, как и в предыдущие века, общество характеризуется различными типами личности, которые находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Характерные качества каждой личности проявляются в моменты критических социальных ситуаций. Войны, катастрофы, эпидемии и т.д. – все это как раз и есть те самые критические события, которые «раскрывают» человека с позиции личности, открывая тем самым, все благородные и низменные черты человека.
Исходя из того, что человеку свойственно желание самовыражения, реагировать на происходящее вокруг него и адаптироваться к новым условиям, во времена больших катаклизмов происходит переоценка всех ценностей (а может и создание новых) и переформировка общества, за счет сплочения социальных групп для выживания в новых условиях. В «катастрофических» условиях люди будут искать силы в религии, что бы выдержать испытания, в творчестве – умиротворение, а создание и культивация новых нравственных норм поможет избежать морального краха общества. А слабовольные, отчаявшиеся и потерявшие надежду на что-либо люди, несомненно, попытаются либо уйти из жизни, либо, воспринимая действительность в черном свете, превратятся в аморальное стадо.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод – закон справедлив, более того он будет работать в рамках современного общества, т.к. в обществе и по сей день, наличествует огромное число людей с выдающимися личностными качествами, которые смогут стать костяком, поддерживающим социум в локальных или глобальных катаклизмах.
Заключение
В контрольной работе выполнены поставленные задачи: рассмотрены основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура; изучена теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций; рассмотрена проблема социокультурной динамики как центральная тема в творчестве П.А.Сорокина; даны комментарии содержанию закона «моральной и религиозной поляризации» с позиции современного общества.
Таким образом, достигнута поставленная цель – изучена интегральная социология П. Сорокина. В данной работе можно выделить следующие ключевые моменты:
П.А. Сорокин - выдающийся социолог ХХ века. Социологическое учение П. Сорокина исходило из «основных и руководящих» принципов.
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. Эти взаимодействия людей являются непосредственным предметом изучения социологии.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности.
Проблемы социокультурной динамики раскрываются Сорокиным в четырехтомном труде «Социокультурная динамика».
В «Социокультурной динамике» Сорокин разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии.
Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы. На склоне своих лет Сорокин выступил с идеей конвергенции (идея интегрального мира).
Литература
1. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетейя, 2000.
2. Голенкова З.Т., Акулич М.М, Кузнецов В.Н. Общая социология. Учебное пособие./под ред. Голенковой З.Т., М., Гардарики, 2005. - 474 с.
3. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов/ -3-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 448 с.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., М.: Библионика, 2008. - 224 с.
5. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – 4-4 изд., перераб. и доп.. – М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
1
[1] Социология: Учебник для вузов/ Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. -3-е изд.,перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 448 с. С111.