Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:59, контрольная работа
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира
Введение………………………………………………………………….3
Основные принципы социологии Сорокина П.А……………………..5
проблемы социокультурной динамики………………………………..10
Моральная и религиозная поляризация в современном обществе…..13
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...15
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ гОСУДАРСТВЕННОЕ оБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ вЫСШЕГО пРОФЕССИОНАЛЬНОГО оБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО- | ||
Контрольная работа № 1 | ||
по «Социологии» | ||
на тему: | ||
«Интегральная социология Сорокина П.А » | ||
|
||
Факультет: | ФК | |
Специальность: | Бакалавр – экономики | |
Курс: | 2 | |
Форма обучения: | День | |
Личное дело №: | ||
|
преподаватель | |
Ярославль 2010 |
План работы
Стр.
1.
Введение
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века.
Творческую деятельность
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.
В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,
на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной
деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные
задачи изучения социологии”
Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и
взаимоотношения в нем. Но для этого он использовал свои методы.
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной
комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки
зрения должного.
2. Основные принципы социологии Сорокина П.А
П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.
Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.1
Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем. Но для этого он использовал свои методы.
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.
Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям”.2
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются, прежде всего, социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.3 Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности.
Предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы.
Взаимодействие
двух индивидов характеризуется
Сорокиным как простейшее социальное
явление. Оно имеет место тогда,
«когда изменение психических
П.
Сорокин предложил свои критерии
классификации социальных групп
– односторонние и
Особую
роль П.А. Сорокин отводил группам,
занимающим определённые позиции в
некоторой иерархической
Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и «создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта»5. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства.
Социальная
мобильность характеризует
Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда»6. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага – избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т. д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т. е. основанная на социальном равенстве, система общества7.