Интегральная социология Сорокина П.А

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:59, контрольная работа

Описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог

20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с

начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже

около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из

мест в первой “десятке” ведущих социологов мира

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Основные принципы социологии Сорокина П.А……………………..5
проблемы социокультурной динамики………………………………..10
Моральная и религиозная поляризация в современном обществе…..13
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Социология 2 курс.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

      П. Сорокин был глубоко убежден  в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы социокультурной динамики

В фундаментальном  четырёхтомном труде «Социальная  и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин  создаёт свою циклическую концепцию  истории человеческого общества и культуры. Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

      Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую  трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии  и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

      Основными культурными качествами в его  социокультурной системе или  суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и  др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

      Каждой  суперсистеме свойственны свои детерминирующие  культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной  ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

      Всякая  социокультурная система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

      В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:

      Пространственное  или механическое соседство —  конгломерат элементов культуры на определённом участке физического  пространства;

      Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как  следствие фактора климата;

      Каузальная, или функциональная интеграция —  когда каждый элемент культуры функционально  влияет на остальные элементы, и  в то же время сам подвержен  их влиянию и не может существовать без них;

      Логико-смысловая  интеграция (высшая форма интеграции) — когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Моральная  и религиозная  поляризация в современном обществе

В противоположность  утверждению Фрейда, что бедствия и разочарования порождают только агрессию, и в противоположность  расхожему утверждению о том, что мы учимся, страдая, что страдания  и катастрофы ведут к моральному и духовному облагораживанию, закон поляризации признает возможность и того и другого морально-этического следствия, обуславливая ее типом личности. Однако, что особенно важно, Сорокин подчеркивает момент поляризации, то есть жесткого разделения в обществе в период социальных потрясений не только по классовым, религиозным, этническим различиям, но и на более глубоком уровне индивидуального и общественного сознания. Общественные катаклизмы высвобождают в человеке и в обществе агрессивные начала, в то же время раскрывают возможности проявления истинного альтруизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Заключение

      П. А. Сорокин вошёл в историю  как один из самых выдающихся в  области социологии мыслителей XX в.

      П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о тои, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование, как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.

    Социальная  стратификация и мобильность  всегда были одной из главных тем  сорокинских научных изысканий. Из под его пера вышло много трудов, посвященных этим проблемам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    6.Список литературы

     1. Социология. Учебник для вузов./под  ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

      2. Сорокин П.А. «Система социологии»,  т.2, М. 1993г.

      3. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992

     4. Сорокин П.А. Общедоступный учебник  социологии. М., 1994.

     5. Социология. Курс лекций: учебное  пособие./Ю.Г. Волков (и др.). изд. 2е. Ростов Н/Д Феникс, 2006. 
 
 

Информация о работе Интегральная социология Сорокина П.А