Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:59, контрольная работа
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира
Введение………………………………………………………………….3
Основные принципы социологии Сорокина П.А……………………..5
проблемы социокультурной динамики………………………………..10
Моральная и религиозная поляризация в современном обществе…..13
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...15
П.
Сорокин был глубоко убежден
в том, что все возникающие
в обществе проблемы следует решать
на основе разумного управления, сознательного
разрешения социальных противоречий и
предоставления каждому человеку возможностей
для творческого самовыражения. Он был
противником всяких социальных потрясений,
в том числе революций, и выступал за нормальный,
как он писал, эволюционный путь развития.
3. Проблемы социокультурной динамики
В фундаментальном
четырёхтомном труде «
Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.
Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.
Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Органически интегрируясь, он эклектически соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.
Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.
В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:
Пространственное или механическое соседство — конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;
Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;
Каузальная, или функциональная интеграция — когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;
Логико-смысловая
интеграция (высшая форма интеграции)
— когда различные элементы культуры
образуют гармоничное целое. Существует
общий принцип или основание, связывающий
воедино все компоненты культуры, придавая
смысл и значение каждому элементу.
4.Моральная и религиозная поляризация в современном обществе
В противоположность
утверждению Фрейда, что бедствия
и разочарования порождают
5.Заключение
П. А. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в.
П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о тои, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование, как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.
Социальная
стратификация и мобильность
всегда были одной из главных тем
сорокинских научных изысканий.
Из под его пера вышло много трудов, посвященных
этим проблемам.
6.Список литературы
1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.
Сорокин П.А. «Система
3. Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. М., 1992
4.
Сорокин П.А. Общедоступный
5.
Социология. Курс лекций: учебное
пособие./Ю.Г. Волков (и др.). изд. 2е.
Ростов Н/Д Феникс, 2006.