Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 05:30, реферат
Целью данной работы является исследование русской социологической мысли.
Обзор историко-социологической проблематики в России мы подразделяем на несколько хронологических этапов: дореволюционный период; 20-40-е гг.; период возрождения социологии и историко-социологических работ в 50-70-х гг.; 80-90-е гг. Каждый из этих этапов отличался спецификой целей и методологических подходов.
Введение…………………………………………………………………….3
Дореволюционный период: множественность классификации и поиски обобщающей концепции……………………………………....5
Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике………………………………………14
Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах 20 века……………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21
Его
работы интересны не только систематизацией
и периодизацией истории
Н.И.
Кареев настаивал на необходимости
систематических обзоров по социологии
для содействия интеграции в теории
и методологии и выработки
более основательных
Ковалевский Максим Максимович (1851-1916 гг.). В историко-социологических исследованиях М.М. Ковалевского ("Современные социологи", 1905; "Очерк развития социологических учений", 1906; "Современные французские социологи", 1913 и др.) интересны не столько проблемы классификации и периодизации развития социологических направлений, сколько рассмотрение методологических проблем, вызвавших кризис социологии и оказавших влияние на ее дальнейшую эволюцию. В отличие от ряда критиков, увидевших в кризисе принципиальную невозможность науки об обществе, он подчеркивал, что увлечение однофакторным подходом позволило, во-первых, обратить внимание на социальные проблемы, которые ранее недостаточно учитывались социологами, и, во-вторых, установить предельные границы влияния того или иного фактора. Сам же Ковалевский был приверженцем плюралистического подхода, подчеркивая "равноправие" всех факторов и условий. Необходим не один "прожектор", а множество, чтобы "снопы света" взаимно пересекались. Другим важным методологическим требованием для М.М. Ковалевского было рассмотрение разных концепций в контексте современного развития науки. С этих позиций он анализировал взгляды О. Конта, Г. Спенсера, Л. Уорда, психологическое и экономическое направления, а также новые для того времени редукционистские подходы - антропосоциологические и географические.
Хвостов
Вениамин Михайлович (1868-1920 гг.). Одной
из последних историко-
В.М. Хвостов скромно ограничивал задачи истории социологии, полагая, что она должна служить своеобразной познавательной прелюдией для собственно социологических исследований. Даже в накаленной, "неакадемической" атмосфере кануна революции эта книга не осталась незамеченной не только в русской, но и в зарубежной литературе. "Другого исследования подобного рода не имеется", - гласили отзывы.
Главной
слабостью современной ему
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968 гг.). Многие годы в мировой социологии классической считалась его работа "Современные социологические теории" (1928), переведенная на 11 языков. П.А. Сорокин анализировал основные социологические школы, сложившиеся в XIX в., и их судьбы в XX в. Он выделил следующие школы и направления.
В ряде работ П.А. Сорокин дал широкую картину развития социологии в России. После высылки из страны в Америке он опубликовал статьи о состоянии русской социологии, достижения которой связывал с деятельностью четырех важнейших социологических направлений: субъективного (Н.К.Михайловский, П.Л.Лавров, Н.И.Кареев, В.М.Чернов, С.Н. Южаков); марксистского (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин, П.Б.Струве, М.И. Туган-Барановский и др.); историко-экономического (М.М.Ковалевский и др.); юридического (Н.М. Коркунов, Б.Н.Чичерин, Б.А.Кистяковский и др.). Некоторых авторов он не относил к каким-либо направлениям: Н.А.Энгельгардта, Н.Я. Данилевского, К.Н.Леонтьева, Е.В. де Роберти, П.Ф. Лилиенфельда, П.А. Кропоткина, Л.И. Мечникова и др. Конечно, эта классификация не была вполне строгой, но отражала расстановку конкурирующих идей в отечественной социологии того времени.
Если попытаться дать общую оценку историко-социологическим исследованиям до 1917 г., их доминирующей тенденции, то можно сказать, что им присуще стремление к поиску путей синтеза, вопреки дифференциации, и ради достижения этой цели - к обострению противоборства различных точек зрения в попытках целостно осмыслить предмет науки.
В начале XX в. в России появился ряд работ, анализировавших вклад в социологию отдельных российских социологов. Это в значительной мере способствовало ее популяризации в кругах широкой общественности. По существу, к 20-м гг. XX столетия история социологии складывается как самостоятельная дисциплина, и соответствующие разделы включаются в учебную литературу в виде историко-социологических введений, а также при изложении тех или иных частных вопросов.
Историко-социологические
исследования в дооктябрьской России,
как и развитие дисциплины, находились
в русле ее становления в мировой
науке. Российская социология обретала
свое лицо, как, скажем, немецкая или
французская. Американский исследователь
Д. Геккер в 1915 г. публикует монографию
"Российская социология".
Сложившаяся
в дореволюционной России традиция
историко-социологических
Условия гражданского кризиса, политического противостояния, экономической разрухи, мировой и гражданской войн сказались на деятельности ученых и на состоянии издательской базы. Например, количество публикаций на социологические темы сократилось в 1918г. по сравнению с 1916г. более чем в два раза, в 1919 г. падение числа публикаций продолжалось. Лишь в 1922 г. оно приблизилось к 1917 г.
После
Октябрьской революции многие социологи-немарксисты
не желали примириться с ситуацией
идеологического давления, и в 1922
г. они были высланы из страны (П.А.Сорокин,
С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве и
некоторые др.). Разделение ученых и
науки по классовому признаку и высылка
оппонентов из России, в конечном счете,
привели к свертыванию
Однако доминирующей тенденцией в историко-социологических исследованиях того периода стала классификация социологических работ по классовому признаку. Так, в статье В. Сергеева прямо говорится, что все течения современной западной социологии могут быть разбиты на три большие группы в зависимости от того, взгляды и интересы какого из трех основных классов современной Европы в них по преимуществу отражаются: пролетариата, буржуазии или мелкой буржуазии. Тем не менее, в те годы многие исследователи считали, что "надо знать самый состав идей и факты их "самостоятельного" развития. В противном случае не будет самого объекта... исследования. Знание необходимо для критического анализа". В 20-х гг. были опубликованы работы С.И. Солнцева, В.Ф. Асмуса, С.А. Оранского, Р. Тележникова и др., подвергавших критическому переосмыслению историю и теоретико-методологическое состояние немарксистской социологии.
Помимо
того, не было и заметного прибавления
профессиональных социологов. Имевшийся
"кадровый потенциал" был распылен
по различным областям обществоведения,
да он и не обладал подлинной
И
все же в 20-х гг. еще поддерживалась
атмосфера дискуссий. В 30-х они
прекратились, им на смену пришли догматизм
и комментаторский стиль в
обществоведческой литературе. На первый
план выдвинулась полемика представителей
официальной идеологии с
Дискуссии рубежа 20-30-х гг. нельзя рассматривать иначе, как начало превращения обществоведения в инструмент не только пропаганды, а именно апологетики "генеральной линии". Эти дискуссии были использованы в политических целях и долгое время в советской литературе оценивались как "борьба за ленинский этап в философии и социологии". Уроки и результаты этих дискуссий, подчас трагические, - пример попрания не только этики научного спора, но и элементарной человеческой нравственности; теоретические споры нередко сопровождались наклеиванием ярлыков и политическими доносами.
Нравственная
атмосфера, сложившаяся после этого,
заставила многих исследователей-обществоведов
либо отойти от изучения советского общества
и переключиться на историю философии,
логику, либо занять позицию выжидания,
пассивной обороны, либо следовать
в фарватере официально провозглашенных
догм. Специализированная историко-социологическая
проблематика в значительной мере "перекочевала"
в историко-философские работы, исследования
по истории исторического
В
историко-социологических
Смена
поколений историков марксизма,
накопление исследовательского опыта
в условиях идеологической либерализации
вели к повышению теоретического
уровня их работ. Вычленялся новый ракурс
изучения собственно и преимущественно
социологической проблематики в
работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина.
В центре внимания в качестве специфического
ориентира выступало марксово представление
о "формах общения" и "формах жизнедеятельности"
людей как сферах исторического
развития их социальности. В этом плане
рассматривалась собственно социологическая
проблематика. Потребность в изучении
наследия основоположников марксизма
стимулировалась также
Собственно
история марксистской социологии вычленяется
в самостоятельное направление
со второй половины 60-х гг. Причем, первоначально
внимание было сосредоточено именно
на современном состоянии
Советские
ученые начали участвовать в международных
социологических конгрессах с 1956 г.,
причем, если на III ВСК, где впервые
появилась советская делегация,
она состояла в основном из представителей
официальной и полуофициальной
идеологической элиты, то на последующих
конгрессах состав участников демократизировался,
основной костяк делегации составляли
специалисты в области
В
70-х гг. появились первые историко-социологические
работы, посвященные послеоктябрьскому
периоду истории социологии в
СССР. В основном это заслуга ленинградских
авторов - Б.А.Чагина, В.И.Клушина и
В.П.Федотова. В своих исследованиях
они исходили из признания за историческим
материализмом прерогативы
Информация о работе Исследование русской социологической мысли