Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:17, реферат
Страх существует столько, сколько существует человек. Он является одним из базовых инстинктов любого живого существа. Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировали жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.
1. Методологический раздел программы.
1.1. Актуальность темы…………………………………………………..
1.2. Обоснование проблемы………………………………………….
1.3. Научная разработанность………………………………………….
1.4. Логический анализ понятий………………………………………
1.5. Цель исследования…………………………………………………
1.6. Объект исследования……………………………………………….
1.7. Предмет исследования……………………………………………
1.8. Задачи исследования…………………………………………….
1.9. Гипотезы………………………………………………………….
2. Методический раздел программы.
2.1. Методы сбора первичной социологической информации………..
2.2. Место и время проведения исследования, название инструментария……………………………………………………………
2.3. Характеристика инструментария………………………………….
2.4. Выборка………………………………………………………………
2.5. Метод обработки эмпирических данных…………………………..
2.6. Практическая значимость исследования……………………………
Приложения:
2.7. Анкета…………………………………………………………………
2.8. Рабочий план проведения исследования……………………………
2.9. Библиография…………………………………………………………
3. Аналитический раздел………
1.4. Интерпретация и операционализация ключевых понятий.
Ключевые
понятия:
1.Исследование
2.Студенты
3.Страх
4.Фобия
Теоретическая интерпретация ключевых понятий:
1. Исследование - буквально «следование изнутри», следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии.
2. Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В большинстве случаев студенты посещают высшие или средние специальные учебные заведения (колледжи), участвуют в семинарах и слушают лекции. Исключением из правил являются студенты-заочники, которые приезжают в вуз для сдачи экзаменов или являются слушателями сжатого курса лекций.
3. Страх - отрицательно окрашенная эмоция или чувство, связанное с ощущением опасности, реальной или воображаемой. Страх является отрицательной, предшествующей, направленной на себя эмоцией. Различают обычный страх — в ситуации реальной или воображаемой опасности и безотчетный, метафизический страх — тоску. Обусловлен он тем, что человек конечен и знает об этом.
4. Фобия (от др.-греч. φόβος — страх) — иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.
1. В естествознании преобладает следующий алгоритм исследования:
Анализ процедуры исследования и данных хода и результата по критериям надёжности относят к подтверждению или отбраковке проверяемой гипотезы. Научный метод ставит опытные исследования (спланированный эксперимент или серия, группа экспериментов) выше теоретических суждений, не подтверждённые опытом (фактографически). Некоторые заявления и исторические сведения не поддаются проверке опытом и относят к мифам (в истории) или мифологемам (не проверяемым опытным путём гипотезам).
Научные исследования
(наблюдения естественного хода процессов
и явлений, опытная, экспериментальная
проверка) даёт основание для подтверждения
гипотезы и формирования на основе знаний,
полученных опытным путём, теории в данном
направлении и по конкретным механизмам
явлений природы.
2. Понятие «студенты»
Факторы | Операционализация |
1. Пол |
|
2. Возраст |
|
3.Семья |
2. Средняя 3. Большая |
3. Понятие «Страх»
В настоящее время существуют различные классификации страхов. Согласно одной из них, все многообразие данных эмоциональных состояний можно разделить на природные, социальные и внутренние.
Дальнейший анализ человеческих страхов позволил прийти к мнению, что более точным является разделение на три группы:
-биологические,
- социальные
-экзистенциальные.
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций.
Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп:
· Страх перед пространством.
· Страх перед временем.
· Страх перед непознаваемостью жизни.
· Страх перед собой.
Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты.
Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.
Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.
Страх перед собой может принимать различные формы: непонимания себя, своих подсознательных мыслей, страх перед своими возможными поступками или страха потерять контроль над собой, сойти с ума.
В принципе, можно выделить пятую группу экзистенциальных страхов - страх перед порядком и хаосом жизни, который может выражаться или в навязчивом стремлении раз и навсегда установить определенный порядок вещей (при этом бояться новизны и беспорядка) или, наоборот, в желании разрушать определенность жизни (испытывая страх от необходимости следовать жестко определенному порядку). Однако эти страхи так тесно связаны со страхами пространства, что мы считаем целесообразным выделение только четырех групп страхов.
4. Фобии
Наиболее полную классификацию по содержанию навязчивых страхов представил Б. Карвасарский (1990).
1. Страх пространства и перемещения в нем:
-агорафобия (страх открытых обширных пространств, например, широких площадей, улиц, полей );
-клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств: лифт, узкие улицы, запертые комнаты) и др.
2. Социофобии (страхи, связанные с нахождением в обществе других людей):
-петтофобия (страх общества);
-страх публичных выступлений;
-страх перед экзаменами и др.
3. Нозофобии (страх заболеть каким - либо заболеванием ):
-кардиофобия ( страх за состояние своего сердца);
-инфарктофобия ( страх заболеть инфарктом миокарда) и др.
4. Страх за здоровье близких.
5. Танатофобия (навязчивый страх смерти).
6. Сексуальные страхи:
-страх перед невозможностью совершить половой акт;
-онанофобия (боязнь мнимых последствий онанизма) и др.
7. Обсессивно - компульсивные страхи:
-мизофобия (страх загрязнения);
-страх совершить самоубийство (например, выброситься из окна, броситься в воду с моста, нанести себе ранение острым предметом ) и др.
8. «Контрастные» навязчивые состояния (страх совершить поступок, противоречащий морально - этическим установкам личности) :
-страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека;
-страх "совершить что-то непристойное, грязное" у священника вовремя богослужения и др.;
9. Навязчивый страх животных ( змей, пауков, тараканов, мышей, крыс, собак и др.).
10. Пантофобия - генерализованный навязчивый страх.
11. Фобофобии (страх повторения приступа навязчивого страха, «страх страха»).
1.5.
Цель исследования.
Выявить страхи
студентов РГТЭУ.
1.6
Объект исследования.
Объектом исследования
являются студенты РГТЭУ.
1.7
Предмет исследования
Предметом исследования
являются страхи.
1.8
Задачи исследования
1. Выявить наиболее встречающиеся страхи.
2. Определить влияние страха на жизнь студентов
3. Определить уровень осведомленности студентов об отличии страха от фобии.
4. Выявить наиболее распространенные фобии (если таковые имеются).
5. Определить
способы, с помощью которых
студенты борются со своими
страхами.
1.9
Гипотезы
1. Для студентов наиболее распространенными являются страхи, связанные с угрозой жизни их близких (биологические), страх перед публичным выступлением (социальные), страх перед будущим (экзистенциальные).
2. Страх не имеет сильного влияния на студентов.
3. Большинство
студентов смутное
4. Фобии имеются у незначительного количества студентов
5. Студенты не
борются со своими страхами, т.к.
их влияние незначительно
2.
Методико-процедурный
раздел программы.
2.1
Методы сбора информации
Опрос в форме
анкетирования
2.2.
Место, время проведения
исследования, название
инструментария
Место: г. Москва, РГТЭУ
Время проведения: Ноябрь-Декабрь.
Название инструментария:
Исследование страхов у студентов РГТЭУ
2.3
Характеристика инструментария
Всего в анкете 15 вопросов, в том числе:
1) о личности респондента – 3 (1-3);
2) о фактах сознания – 8 (4-5, 7-13);
3) о фактах поведения – 4 (6, 14-15).
2. По форме:
1) закрытые – 12 (1-3, 5-9, 11-13, 15)
2) полуоткрытые – 2 (4,14);
3) открытые – 1 (10).
3. По оформлению:
1) табличные
2) линейные – 15 (1-15)