Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:27, доклад

Описание

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.docx

— 44.23 Кб (Скачать документ)
  • толчения
  • коллективное возбуждение
  • соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые  формы группового и институционального поведения:

  1. действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)
  2. экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)
  3. масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)
  4. общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Кульминация научного и обществ, успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

9 Основные принципы и  методы позитивистско-натуралистической  школы в социологии.

Середина и вторая половина XIX в. в интеллектуальной истории  Запада — время почти всеобщего  увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология.

Эволюционная теория Ч. Дарвина  заставила ученых обратить внимание на тот простой факт (игнорировавшийся ранее вследствие господства теологического мировоззрения), что между человеком  и животным имеется не только различие, но и сходство, что человек —  продукт длительной биологической  эволюции и одно из звеньев ее цепи. Эволюционная теория стала одним  из основных факторов идейного климата  второй половины XIX в. Эволюционизм как  ведущее направление общественной мысли того времени опирался на представление  о единстве законов истории природы  и человека, о единстве метода естественных и общественных наук, подрывая тем  самым провиденциалистские и финалистские объяснения развития

В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию стали рассматривать  как продолжение или составную часть биологической эволюции.

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального  развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки служит основанием для классификации натуралистических  школ. Так, биоорганическая школа  особое значение приписывала структуре  социального целого, расово-антропологическая  — влиянию биологической природы  человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм  — борьбе за существование и естественному  отбору, географическая школа —  географической среде и пространственному  размещению людей и т. д.

 

Виднейшим представителем натуралистической  ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820—1903).

Эволюция для английского  социолога — универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом.

Плодотворной была догадка  о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы или совокупности единиц сопровождается прогрессирующей  дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем  он более сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимозаменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть компенсированы действиями другой их части. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние и менее сложные предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делают необходимым создание некой регулирующей системы, которая контролировала бы действия составляющих частей и их координацию. Такая координация аналогична координации в живом организме.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для  Спенсера признаками различия между  типами обществ. Например, он выделял  общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская  концепция «однолинейной» эволюции, т. е. непрерывного поступательного  движения обществ, модифицируется в  теорию усложненной «многолинейной»  эволюции, предполагающей в отдельных  случаях даже возможность социальной деградации.

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры  и функции, системы, института. Изменения  в структуре, по его мнению, не могут  происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Спенсер подобно Дарвину  выдвинул идею «естественного отбора»  наиболее приспособленных. Увеличение населения стимулирует все большую социальную активность: требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. Наименее развитые группы и индивиды вымирают, поэтому общий уровень развития и интеллекта должен постепенно возрастать. Выживут лишь те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство.

Спенсер внес несомненный  вклад в социологию знания. В своих  трудах он отвел много места проблеме объективности социального исследователя, освобождения его от возможной исторической и классовой предвзятости.

10 Развитие субъективного  начала в понимающей социологии.

Немецкий социолог М.Вебер рассматривал природу социального субъективно, акцентируя внимание на поведении индивида. М.Вебер назвал свою социологию понимающей, так как определяющим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию. В своих исследованиях он акцентировал внимание на поведений индивида:

Исходной тoчкoй социологии М.Вебера является положение о том, что человек — культурное существо;

Предметом социологии является все, что обуславливает поведение  человека. Индивид с его мотивами (потребностями, интересами, целями, представлениями, мнениями) позволяет понять причины  социальных взаимодействий;

Элементарной частицей поведения  индивида в обществе является социальное действие, котороё составляет систему взаимоотношений между людьми. Социальное действие — это такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.

М.Вебер выделил четыре вида социального действия на основании четырех типов мотивации:

 

  • целерациональное (в основе ожидание определенного поведения предметов внешнего Мира и других людей);
  • целостно-рациональное (основано на сознательной вере в ценность (самоценность) опредёленного поведения);
  • аффективное (обусловлено аффектами или эмоциональным состоянием индивида);
  • традиционное (основано на длительной "привычке"), а также ввел понятие "идеальный тип", под которым понимает идеально-типическую конструкцию какого-то события, которую затем он сопоставляет с реальным событием. Подобное сравнение позволяет выявить влияние конкретных факторов, роль случая или отдельной личности в происшедшем. В качестве идеального типа выступает целерациональное действие, поскольку в нем совпадают смысл действия и смысл действующего;

По Веберу, для достижения собственных целей индивиды вступают в социальные отношения — поведение  нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с дёйствиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность;

Так как индивидуальные цели человека лучше всего достигают  с помощью совместных действий, то люди создают социальные институты (семья, Церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества);

На основе доминирующих типов  социального поведения М. Вебер  выделил типы общества, последовательно сменяющие друг друга:

1) традиционное, в котором преобладают традиционные и аффективные действия

2) современное (индустриальное), основанное на целерациональном и ценностно-рациональном поведении индивида

11 Эмпирическая тенденция  в западной социологии.

Эмпирическая социология — это не что иное, как совокупность методических и технических приемов  для сбора первичной социологической  информации. Это достаточно самостоятельная  научная дисциплина, которая имеет  и другие названия. Соответствующая  ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Иногда ее называют прикладной социологией. Строго говоря, это не очень правильно. Поскольку  методы и независимые открытия социологии часто носят прикладной характер, понятие прикладной социологии не представляет собой ни отдельной развитой отрасли дисциплины, ни термина, обычно используемого социологами. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

1.Наибольшего развития  эмпирическая социология достигает  в США благодаря исследованиям  Чикагской школы — группы ученых, целью таких исследований являлась  выработка практических рекомендаций  по совершенствованию тех или  иных сторон жизни на основе  собранного эмпирического материала.  Для этого они впервые стали  использовать полевые исследования, опрос, интервью.

2.Эмпирическая социология  развивалась в разных направлениях: бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания.

Современный вариант эмпирической социологии возник в 20-30-е гг. XX в. в  США. Причины ее возникновения связаны  с теоретико-методологической беспомощностью раннего позитивизма, попыткой преодолеть теоретизирование, а также с возникновением идей о необходимости объективного эмпирического обоснования социальных явлений. Развитие эмпирической социологии вызвано усилением реформаторского  движения, частью которого становится социология. На нее возлагают большие  надежды. В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую. Прикладная решает практические задачи. Объект академической — системное знание отдельных областей общественной жизни.

12 Основные понятия структурно-функционального  анализа.

Структурный функционализм  Талькоты Парсонса и Роберта Мертона

В 20 в. в рамках теоретической  социологии утверждается структурно-функциональный анализ американских социологов. Системные  идеи (исследование общества как системы) проникают в социологию еще в 40-х гг. На базе системного подхода  и функциональных представлений  формируется новый подход в социологии: в рамках структурного функционализма происходит переход к объяснению социальных явлений на основе абстрактных конструкций. Разработки в этом направлении связаны с именами Мертона, Парсонса и др. Но отцом структурного функционализма считается Парсонс (1902-1979), работавший в Гарвардском университете, который занимал лидирующее положение в американской социологии. В это время здесь же работали Мертон и Сорокин. Под их влиянием происходило пробуждение интереса к социологии в университетской среде. Это привело к усилению академической социологии и устремлению к общим теориям (к системным и кибернетическим теориям, математическому моделированию). Парсонс и Мертон отошли от традиционных подходов к социальным явлениям, стали использовать более совершенный научный аппарат, основанный на достижениях математики, кибернетики, бионики и др. наук.

В своих разработках они опирались на:

а) системный подход в  изучении общества и 

б) принципы функционального  подхода Спенсера.

Вкратце это такой подход заключается в следующем: любое  общество является целостной системой (такой подход к понятию общества называется системным). Система —  это определенным образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство. Материальную основу любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными связями и  взаимодействиями, эти элементы выполняют  определенные функции для удовлетворения общественных потребностей. Каждая часть  может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет  определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание  устойчивости общества и его воспроизводство. Для общества необходимо, чтобы эти  связи и взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения в  поколение, тогда общество как система  приобретает системные качества: когда общество представляет собой  не просто сумму элементов, а устойчивую систему.

Мертон внес в эту концепцию  Спенсера ряд уточнений:

 

Как одно явление может  иметь различные функции, так  и одна и та же функция может  выполняться различными явлениями. (как, например, реформы правительства могут выполнять функцию модернизации экономики, но и могут привести к смене политического строя, как произошло в России в начале 90-х гг.)

Информация о работе Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии