Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:27, доклад

Описание

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.docx

— 44.23 Кб (Скачать документ)

Мертон вводит понятие  дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению  к одним системам и дисфункционными к другим. (в примере реформы были функциональны по отношению к эконодательной сфере, но дисфункционными к полититчекой сфере)

Мертон вводит различия между  явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно, латентная  функция — это то следствие, которого не ожидали и которое не входило  в намерения. (явная функция реформ — модернизация экономики, неявная — разрушение полит. системы общества).

Важным этапом развития социологи  явился структурный функционализм  Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он назвал «осями ориентации». Первая ось : внешнее — внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось: инструментальное — консумоторное. Это означает, что ориентация системы связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями. Если в качестве примера рассматривать наше современное российское общество, то в этой системе координат оно занимает положение: на первой оси ближе к «внутренней» ориентации, чем к «внешней» (т.к. много внутренних проблем, отвлекающих от внешних); на второй оси — ближе к «инструментальной» ориентации (т.к. сиюминутные проблемы не дают сосредоточиться на перспективу).

Из положений этих осей в крестообразных таблицах возникает  набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводство структуры (или поддержание образца). Эти функции социальной системы по Парсонсу обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы, функцию адаптации обеспечивает экон. подсистема, функцию целедостижения — полит. подсистема, функцию интеграции — правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации (семья система образования и т.д.)

 

Таким образом авторы структурно-функциональной концепции предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могут быть индивиды, группы, группы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные функциональные связи. Характер этих функциональных связей позволяет построить более или менее полную картину общества. Социальная система представляет собой универсальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Понятие структура у Парсонса — это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). В социальной структуре функционируют социальные связи — взаимодействия. Это побудило ввести Парсонса понятие «функция». И общество по этой концепции нужно начинать изучать не с изучения структурных элементов, а как функционирующую систему, изучая непосредственное взаимодействие и функции структурных элементов. Исходным тезисом структурного функционализма являлся тезис: система не может выжить и функционировать, если не решены основополагающие проблемы. Поэтому данный анализ начинается с выяснением этих проблем:

Проблема рациональной организации  и распределение материальных, человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования являются проблемами адаптации  — чтобы выжить система должна приспосабливаться как к внутренней, так и к внешней изменяющейся ситуации. Данной функции соответствует  подсистема — экономика, именно она  поставляет и распределяет материальные ресурсы. Институтами этой подсистемы являются — заводы, банки, магазины и т.д.

Проблема определения  основных целей и поддержание  процессов их достижения. Данной функции  соответствует подсистема — политика и полит. организации. Они вырабатывают целевые установки и через функционеров побуждают членов общества работать на эти цели.

Проблема интеграции —  сохранение устойчивости, внутреннего  единства, солидарности. Эта функция  осуществляется институтами социального  контроля посредством создания общих  норм и ценностей и общей культуры (государственный аппарат, система  образования, культуры, религия и  т.д.)

Проблема воспроизводства  системы (поддержания образца), мотиваций  при исполнении социальных ролей  и устранение скрытой напряженности. Социальная система с целью сохранения существующего порядка должна вырабатывать механизм социализации людей, позволяющей  им приобретать нормыроли данного общества. Социализация необходима для сохранения стабильности общества.

Слабость такого подхода, как утверждают критики в том, что он дает лишь моментальный портрет  общества, но не раскрывает генезиса и развития общества.

13 Специфика социологической  мысли в России.

1. Развитие социологической  науки в России во второй  половине XX в. обусловлено рядом особенностей:

  • медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
  • интегрирующим началом выступало православие:
  • заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).

2. Основные направления  и школы в российской социологии:

  1. школа интегральной социологии –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела
  2. общее учение об обществе
  3. социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества)
  4. социальная генетика ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)
  5. социальная политика – прикладная дисциплина
  6. школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) - акцентировал внимание на доминирующую роль сознания в общественном развитии.

Основные направления по Лаврову:

  1. определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.
  2. создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта: а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.

Основные направления по Михайловскому:

  1. прогресс есть постепенное приближение к целостности обoщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.
  2. психологическое направление – Л.И.Петражицкий (1867 -1931) и А.И.Карев (1850 – 1931).

Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни.

Согласно представлениям Кареева – общество есть сложная  система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится: культурные группы и социальную организацию

марксистское направление; - Г.В.Плеханов (1856 – 1918) и В.И.Ленин (1870 – 1924).

Г.В.Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способом материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.

Заслуга В.И.Ленина – творчески развил многие положения классического марксизма применительно к условиям России.

 

плюралистическое направление. – М.М.Ковалевский (1851 – 1916) – объяснение соц-х явлений с учетом экон-х, геогр-х, биол-х, психол-х факторов. Он использовал компаративный (сравниельный) метод , позволяющий выявить общее и особенное в развитии различных народов.


Информация о работе Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии