История рассовых классификаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:35, контрольная работа

Описание

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 4
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РАСА» 4
1.2 РАСА И НАЦИЯ 5
2 ИСТОРИЯ КЛАССИФИКАЦИЙ 8
2.1 ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ РАСОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ (XVII—XVIII ВЕКОВ) 8
2.2 РАСОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ XIX ВЕКА 8
2.3 РАСОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ XX ВЕКА 10
2.3.1 Типологические классификации 10
2.3.2 Популяционные классификации. 12
3 СОВРЕМЕННЫЙ РАСИЗМ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

истоия рассовых классификаций.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

Введение

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.

Раздел антропологии - расоведение - обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, т. е. по образованию и распространению рас на Земле; рассматривает проблемы классификации рас, их происхождения, расселения по земному шару, развития и взаимодействия в связи с конкретной историей человеческих популяций, опираясь на данные морфологии и физиологии, генетики и молекулярной биологии. Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации.

Сравнительное изучение человеческих рас весьма важно для разрешения проблемы происхождения человека современного вида и в первую очередь для разрешения вопроса о том, в одном или в нескольких местах возник человеческий род. Различия во внешности людей разных географических областей отмечались всегда. О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Наиболее древние тому свидетельства мы находим на фресках и барельефах древнего Междуречья и Египта и многих других. Одной из задач расоведения является поиск единой системы описания этого разнообразия - мы хотим видеть объективную научную картину сходства и различия расовых вариантов безотносительно к тому, живем ли мы в Европе, Америке, Азии или Африке, знать причины этого сходства и различия.

 

  1. Основные понятия

    1. Определение понятия «раса»

Происхождение термина «раса» точно  не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского  слова «ras» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Расы существуют преимущественно  в социальном смысле и представляют собой одну из форм социальной классификации, которая используется в том или  ином обществе. Однако в биологическом  смысле четкого подразделения на расы не существует. Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического и генетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. приводят несколько определений:

Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом (Рогинский, Левин, 1978).

Раса — это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой (Залер, 1931).Раса — это группа людей, имеющая общие физические черты (Кун, 1939).

Раса – это большая популяция  индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую  можно отличить от других рас по общему для них генофонду (Фогель, Мотульски, 1990).

Суть понятия, во всех этих определениях остается неизменной. Термин определяет единицу внутривидовой структуры  современного человечества, которая  выделяется по определенному набору (комплексу) наследственно обусловленных  признаков и занимающую определенный ареал. С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа — выявление географического распределения расовых признаков. Расовые варианты, в отличие от всех других внутривидовых вариантов, приурочены каждый к определенной территории или ареалу данной расы; в настоящее время связь с ареалом иногда не обнаруживается с полной отчетливостью, однако она всегда имела место в более или менее далеком прошлом.

Расы отличаются друг от друга физическими  признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека. Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.

Таким образом, расы - это исторически  сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.

    1.  Раса и нация

Учитывая отсутствие прямой связи  между биологическими и социальными  признаками, стоит ясно различать разные способы классификации человеческих групп.

Этнос определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании.

Основным условием возникновения  этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований, территории, языка, культуры. Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).

Понятию этноса соответствует ряд: племя – народность – нация. Нации  возникли из народностей с развитием  капиталистических отношений. При этом возможно, что из одной народности образуется несколько наций, и наоборот, одна нация образуется из нескольких народностей. Определяя свою принадлежность к той или иной группе, люди говорят о национальности. Одна из самых простых форм социальной этнической организации людей - племя. Более высокий уровень социальной организации называется народностью (или народом), которые объединяются в нации. Представители одного племени или другой небольшой этнической группы обычно принадлежат к одному антропологическому типу, поскольку являются в той или иной степени родственниками.

Нация - этническая категория более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение).

Нередко между понятием "нация" и понятиями "народ", "этнос" ставят знак равенства. В действительности же этнос и нация - явления, относящиеся  к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей. Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Каждое такое движение имеет определенную программу. Национальные движения в отличие от этнических процессов относятся к сфере политики. Они представляют собой один из видов политических движений. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться.

Различаются между собой понятия  «нация» и «раса». Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, культуры, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью  физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом. Национальные характеристики не бывают неизменными. По этой причине они не наследуются и не могут являться признаком расы.

Таким образом, следует различать  понятия расы и нации. Первая относится  к категоризации, т.е. внешнему определению, и связана с процессами исключения, тогда как этничность имеет дело с групповой идентификацией. При этом членство в этнической группе является обычно добровольным, а членство в расовой группе – нет.

 

  1. История классификаций

    1. Первые научные расовые классификации (XVII—XVIII веков)

О существовании рас люди знали  еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить  их происхождение. Однако, первые научные  классификации появились сравнительно поздно. Стремления систематизировать представления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируются XVII веком. Опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бёрнье впервые в 1684 году разделил человечество на четыре расы. По современной терминологии - европеоиды, негроиды, монголоиды и лапоноиды.

Сходную классификацию предлагал  Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а  американоидная раса (индейцы). Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.

В похожих классификациях Ж. Бюффона  и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении  рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ.

    1. Расовые классификации XIX века

В последующем расовые классификации  усложнялись и дополнялись. В  пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык.

Знаменитый французский естествоиспытатель и натуралист Жорж Кювье (1800 г.) разделял людей на три расы по цвету кожи:

кавказская раса, монгольская раса, эфиопская раса.

Французский учёный Жан-Жозеф Вирей в начале XIX в. разделил человечество на две большие группы, которые потом делятся на племена: белая раса (белое племя, смугловатое племя, медно-красное племя), чёрная раса (тёмно-смуглое племя (индийцы и малайцы), чёрное племя (негры и кафры), смугло-чёрное племя (готтентоты и папуасы).

Французский физиолог Луи-Антуан Демулен  в 1825 г. предложил классификацию  человеческого рода на одиннадцать  видов: кельто-скифо-арабы, монголы, эфиопы, восточные африканцы, южные африканцы, малайцы или океанийцы, лапландцы, негры океанийские, австралийцы, коломбийцы, американцы. В следующем году он довёл число видов до шестнадцати.

Французский учёный Жан-Батист Бори де Сен-Венсан в своем  сочинении 1827 г. выделял 15 разновидностей человеческого рода. Французский зоолог Андре-Мари Дюмериль в своей книге Elemens des sciences naturelles (1830) делит человечество на пять рас: кавказскую, или арабо-европейскую; гиперборейскую; монгольскую; негрскую; американскую.

Шведский анатом А. Ретциус ввёл в антропологию термин «черепной указатель», и его четыре расы (1844 г.) различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю. Это были долихоцефалы и брахицефалы, которые, в свою очередь, подразделялись на прогнатных и ортогнатных. К пятичленной схеме приходит английский зоолог и анатом Т. Гексли (1870), разделивший европейскую группу на две: светло- и темнопигментированную (ксантохроев и меланохроев); наряду с меланодермным (чернокожим) и лейкодермным (желтокожим) самостоятельное положение в системе рас отведено австралийскому типу. П. Топинар (1885 г.) выделял три большие расы по пигментации, но определял дополнительно к пигментации ширину носа: светлокожая, узконосая раса (европеоидная); желтокожая, среднешироконосая раса (монголоидная); чернокожая, широконосая раса (негроидная). Он также выделил 19 малых рас

Французский антрополог и зоолог Ж. де Катрфаж (1893) классифицифровал человечество следующим образом: негритянский ствол (индо-меланезийская ветвь, австралийская ветвь, африканская ветвь); жёлтый ствол (сибирская ветвь, тибетская ветвь, индокитайская ветвь, американская, (эскимосо-бразильская) ветвь); белый ствол (аллофильская ветвь (айны, кавказцы, индонезийцы и т. п.), финская ветвь, семитская ветвь, арийская ветвь); смешанные расы(океанийская (японцы, полинезийцы, малайцы), американская (индейцы Северной, Центральной и Южной Америки).

Э. Геккель и  Ф. Мюллер положили в основу классификации  рас форму волос. Они выделили четыре группы (1900): пучковолосые (лофокомы) (папуасы, готтентоты); шерстистоволосые (эриокомы) (кафиры, негры); прямоволосые (эуплокомы) (австралийцы, малайцы, монголы, арктические народы); волнистоволосые (эуплокомы) (дравиды, эфиопы, средиземноморцы (арийцы).

    1. Расовые классификации XX века

2.3.1 Типологические классификации

Типологическая концепция расы исторически появляется первой. Согласно типологическому подходу, описав черты  конкретного человека, можно четко  отнести его к той или иной расе: выделяются расовые типы, и  каждый индивид оценивается по степени  приближения к тому или иному «чистому» типу. Например, ширина губ и носа больше определенной величины в сочетании с низким головным указателем, большим выступанием лица вперед, курчавоволосостью и кожей темнее некого типового стандарта расценивается как свидетельство принадлежности к негроидной расе. По такой схеме можно даже определять расовую принадлежность конкретного человека в процентах. Сложность типологической концепции заключается в выделении «чистых» типов, отчетливо отличающихся один от другого. В зависимости от количества таких типов и признаков, определенных как расовые, будет меняться и расовое определение человека. Более того, последовательное строгое применение типологического принципа приводит к тому, что родные братья могут быть отнесены к разным расам.

Информация о работе История рассовых классификаций