История развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:42, реферат

Описание

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков
человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже
прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не
выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда
обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или
личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и
отражения действительности?» и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

обусловленность отдельных областей  общественной  жизни.  Точно  так  же  он

указывал,  что  конкуренция   и   конфликт   имеют   важное   значение   для

общественного развития, вследствие чего его считают  первопроходцем  идеи  о

борьбе   между   отдельными   социальными   группами   как   движущей   силе

общественного развития.

Социологии как  науке,  а  также  многочисленным  социологическим  теориям

предшествовали  учения  социалистов-утопистов.  Эти  учения   возникли   как

результат критического отношения к действительности буржуазного  общества  и

приобрели свой завершенный  вид в трудах Сен-Симона (1760-1825),  жившего  во

Франции -  стране,  в  которой  не  только  совершилась  первая  полноценная

буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая  критика

капитализма.   Сен-Симон   рассматривал   развитие   общества   как   строго

закономерный процесс, а задачу  науки  об  обществе  он  видел  в  раскрытии

законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.

Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону  понимание  социальной

структуры, а также  его указание на то, что  форма  собственности  определяет

все общественные отношения - как экономические, так  и политические.

Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало  значительное влияние

как на развитое К. Марксом материалистическое понимание  общества, так  и  на

развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.

Эти и ряд других учений об обществе в целом или  об  отдельных социальных

явлениях   непосредственно   предшествовали   и   обеспечили   возникновение

социологии,  поскольку,  при   всех   своих   недостатках,   поставили   ряд

фундаментальных социологических проблем и аккумулировали  в  себе  ту  сумму

знаний об обществе,  из  которой  впоследствии  развились все значительные

социологические теории. 
 
 

Современный этап развития социологии.

О.Конт – родоначальник  социологии. Учение о трех стадиях

развития общества.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться

на критерии, выдвигаемые  науковедением. А оно утверждает, что для решения

этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь  в  виду,  с  какого  времени

социология в  качестве  отдельной  специальной  науки  начала  признаваться

научным сообществом. История свидетельствует,  что  это  произошло  в  40-х

годах XIX в. после  опубликования О.  Контом  третьего  тома  его  важнейшей

работы «Курс  позитивной философии» в 1839 году, где  он впервые  использовал

термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной  основе.

Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную  основу  -  и

явились тем отправным  фактом, который  привел  к  формированию  и  развитию

социологии.

Как же конкретно  обосновывает  О.  Конт  необходимость  и  возможность

появления  этой  новой  науки?  В  системе   О.   Конта   это   обоснование

осуществляется   на   основе   сформулированного   им   закона    о    трех

последовательных    стадиях    интеллектуального     развития     человека:

теологической,  метафизической  и  позитивной.  На  первой,  теологической,

стадии человек  объясняет все явления на основе  религиозных  представлений,

оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он

отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается  все объяснить

при помощи абстрактных  сущностей, причин и других  философских  абстракций.

Задача второй стадии - критическая.  Разрушая  прежние  представления,  она

подготавливает  третью стадию - позитивную,  или  научную.  На  этой  стадии

человек  перестает  оперировать   абстрактными   сущностями,   отказывается

раскрывать причины  явлений и  ограничивается  наблюдением  за  явлениями  и

фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться  между ними.

Переход  от  одной  стадии  к  другой  в  разных   науках   совершается

последовательно, но не одновременно. И здесь действует  один принцип  --  от

простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще  объект  изучения,  тем

быстрее там устанавливается  позитивное знание.  Поэтому  позитивное  знание

сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии,  затем  в

биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она  опирается  в

своих  исследованиях  на  «позитивный метод».  Последний  означает   опору

теоретического  анализа на совокупность  эмпирических  данных,  собранных  в

наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных -  надежных,

проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта  к  необходимости  формирования

науки об обществе, связан с открытием им  закона  разделения  и кооперации

труда. Эти факторы  имеют огромное позитивное значение в  истории  общества.

Благодаря  им  появляются  социальные  и профессиональные  группы,  растет

разнообразие в  обществе и повышается материальное благосостояние людей.  Но

эти же факторы  ведут  к  разрушению  фундамента  общества,  поскольку  они

нацелены на концентрацию  богатства  и  эксплуатацию  людей,  на  однобокую

профессионализацию,  уродующую  личность.  Социальные  чувства   объединяют

только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно  относиться  к  другим.

Возникают корпорации и внутрикорпоративная  эгоистическая  мораль,  которые

при известном  попустительстве способны разрушить  основу общества -  чувство

солидарности  и  согласия   между   людьми.   Способствовать   установлению

солидарности и  согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями  о  развитии,  делит

социологию  на  две  части:  социальную  статику  и  социальную   динамику.

Социальная статика  изучает условия и законы  функционирования  общественной

системы. В этом  разделе  контовской  социологии  рассматриваются основные

общественные институты: семья,  государство,  религия  с  точки  зрения  их

общественных функций, их роли в установлении  согласия  и  солидарности.  В

социальной динамике  О.  Конт  развивает  теорию  общественного  прогресса,

решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное,  умственное

развитие человечества. 
 

Информация о работе История развития социологической мысли