Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:42, реферат
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков
человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже
прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не
выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда
обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или
личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и
отражения действительности?» и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве.
обусловленность отдельных областей общественной жизни. Точно так же он
указывал, что конкуренция и конфликт имеют важное значение для
общественного развития, вследствие чего его считают первопроходцем идеи о
борьбе между отдельными социальными группами как движущей силе
общественного развития.
Социологии как науке, а также многочисленным социологическим теориям
предшествовали учения социалистов-утопистов. Эти учения возникли как
результат критического отношения к действительности буржуазного общества и
приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825), жившего во
Франции - стране, в которой не только совершилась первая полноценная
буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая критика
капитализма. Сен-Симон рассматривал развитие общества как строго
закономерный процесс, а задачу науки об обществе он видел в раскрытии
законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.
Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону понимание социальной
структуры, а также его указание на то, что форма собственности определяет
все общественные отношения - как экономические, так и политические.
Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние
как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так и на
развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.
Эти и ряд других учений об обществе в целом или об отдельных социальных
явлениях непосредственно предшествовали и обеспечили возникновение
социологии, поскольку, при всех своих недостатках, поставили ряд
фундаментальных
социологических проблем и
знаний об обществе, из которой впоследствии развились все значительные
социологические
теории.
Современный этап развития социологии.
О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях
развития общества.
Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться
на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения
этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени
социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться
научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х
годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей
работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал
термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и
явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию
социологии.
Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность
появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование
осуществляется на основе сформулированного им закона о трех
последовательных стадиях интеллектуального развития человека:
теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической,
стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений,
оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он
отказывается от
апелляции к
при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.
Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она
подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии
человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается
раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и
фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается
последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от
простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем
быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание
сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в
биологии. Социология
же - это вершина позитивного
своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору
теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в
наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных,
проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования
науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации
труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества.
Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет
разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но
эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они
нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую
профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют
только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим.
Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые
при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство
солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению
солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит
социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной
системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные
общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их
общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В
социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса,
решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное
развитие человечества.