Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:42, реферат
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков
человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже
прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не
выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда
обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или
личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и
отражения действительности?» и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве.
надстройку над экономическим базисом этой формации, которая по своим
характеристикам выступала отрицанием феодализма как общественно-
экономической формации.
Капиталистический способ производства, который в данный период все
больше становится доминирующим, требовал упразднения правового неравенства
людей. Правовое равенство и свобода всех граждан становятся более или менее
общим политическим идеалом. Попытки найти наиболее адекватный способ его
реализации приводят
к возникновению
отношение между государством и индивидом как свободным человеком. В то же
время предпринимаются также усилия открыть как законы, господствующие в
хозяйственной жизни, так и законы исторического развития общества как
целостности всех социальных явлений. Как результат этих попыток возникают
разнообразные теории. Общими чертами этих теорий являются их рационально-
научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда на
мир и, в особенности, на общество, а также стремление не только расширить
рамки понимания человеком общества, но и вовлечь человека в осуществление
социальных перемен.
Философия в XVII в. особенно сосредоточилась на изучении
закономерностей развития общества. Подобная ее ориентация привела к
возникновению философии истории как отдельной философской дисциплины,
которую, учитывая ее предметную направленность, вполне можно считать
непосредственной предтечей общей социологии. Философия истории возникает
как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении развития
общества в данный период. В это время европейское общество - в наиболее
развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма к капитализму,
что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра характерных
для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В это же
время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о народах
дальних стран, их обычаях, об их образе жизни, отличном от европейского.
Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют различия в образе
жизни отдельных народов, почему разным народам присущ отличный от других
общественный строй. Практически возник вопрос о движущих силах развития
общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться к
проблеме общества и попытаться объяснить его историю и закономерности
развития.
Наука и общественная мысль данной эпохи, рассматривая государство и
право, стремились освободиться от влияния характерного для феодализма
учения о божественном происхождении власти. Представление о божественном
происхождении власти сковывало молодую буржуазию в ее политической
эмансипации, и поэтому во вновь появляющихся теориях это представление
отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились частой,
если не основной, темой рассуждений. Данные теории выражали стремление
установить причины
возникновения человеческого
фазы его развития и сущность отношения между обществом и государством.
Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти проблемы,
являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье, Джон Локк, Жан
Жак Руссо и Томас Гоббс.
Никколо Макиавелли (1469—1527) являлся в определенном смысле
олицетворением итальянского Возрождения, ибо, истолковывая социальные
проблемы, он черпал вдохновение в светских идеалах античной мысли и
восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает невозможным
всякое социальное сопротивление. Его основными сочинениями являются
“Рассуждения о первой декаде Тита Ливия” и “Государь”. Н. Макиавелли не
занимался проблемами общества в целом, но изучал государство и искусство
политики. В трактате “Государь” он рисует картину самой беспощадной
политической борьбы за власть и показывает все те низменные побуждения,
которые толкают человека на эту борьбу. Политические события он объясняет,
прежде всего, психическими свойствами человека и, с другой стороны,
совпадением обстоятельств. Несмотря на его во многом идеалистические
представления, Н. Макиавелли стремится к реалистичному описанию событий,
которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят негативный
характер.
Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому, подобно
Н. Макиавелли, присущ реалистический подход в изучении государства.
Наиболее значительной его работой явилось сочинение “Шесть книг о
республике”, в котором он дает целостную картину развития общества и
государства, главным образом развивая мысли Аристотеля. Государство,
согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развития
семьи и разделения ее на новые семьи. Новые семьи сохраняют известное
единство, и таким образом возникают новые социальные общности, в которых
осуществляются производство, торговля, совершаются религиозные обряды и
т.д.
Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор теории о разделении
властей, был сторонником некоторых общих социологических идей, которые
позже повлияли на развитие социологии, и которые он изложил в своих
“Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и в сочинении “О духе
законов”.
В рамках науки о государстве и праве, а также в политических доктринах
данной эпохи получает новую жизнь развитая первоначально греческими
софистами договорная теория происхождения государства - теория
“общественного договора”. Эта теория получила новое развитие в связи с
борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие позиции
в экономической сфере общественной жизни, стремилась взять у феодалов
политическую власть. В процессе борьбы буржуазии за политическую власть
получают развитие представления, основывающиеся на теории “общественного
договора”. Согласно этим представлениям, существует различие между
договором, на основе которого создается человеческое общество и который
заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается
государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с
другой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто
выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники
абсолютизма. Главными представителями этой теории являются Томас Гоббс
(1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т. Гоббс и
Руссо по-разному объясняют общественное развитие. Т. Гоббс считает
естественное догосударственное существование людей негативным, “войной всех
против всех”, а о человеке говорит, что он по природе является злым и
эгоистичным, а общество его облагораживает. Руссо имеет противоположную
точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой
жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по природе
доброе, но общество его портит. И та и другая точки зрения представляются
идеалистическими, поскольку за основу для объяснения общества принимают
некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой природы, тогда
как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения нужно
объяснить, отправляясь от общества.
Теории общественного договора незначительно способствовали развитию
научного взгляда на общество, поскольку основывались на абстрактных и
априорных суждениях о человеческом обществе, вместо того чтобы уделять
особое внимание реальным фактам.
Наряду с воззрениями, о которых мы говорили как о непосредственных
предвестниках социологии и которые появились в рамках философии истории,
экономических наук и науки о государстве и праве, следует еще отметить
целый ряд мыслителей, чьи взгляды и представления предвосхищали
возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.
Выдающийся философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) оказал
сильное влияние на развитие социальных теорий. Будучи идеалистом, Гегель,
тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии его
проявлений, а общество он понимает как составную часть универсума,
отличающуюся своими специфическими, качественно определенными
характеристиками.
Значительным вкладом Гегеля в становление социологии являются его
представления об истории человеческого общества как процессе, связанном с
целостной действительностью, и о том, что историю следует принимать такой,
какая она есть. Большое значение имеют гегелевское понимание человека как
деятельного существа, а также представления Гегеля о государстве, которое
он понимает идеалистически. Очищенное от примеси идеализма, гегелевское
диалектическое понимание общества и отдельных социальных явлений
предвосхищает появление социологии.
Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам
Фергюсон (1723-1816) - историк, философ и теоретик политики, который в
своем “Очерке истории гражданского общества” пытается осуществить
периодизацию исторического развития общества. Опираясь на результаты,
полученные этнографией, он делит историю человеческого общества на три
периода: дикость, варварство и цивилизацию.
А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность, из
которой проистекают социальные установления и обычаи. Общество он считал
органическим явлением и был одним из первых, кто поставил проблему
общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную связь и