История развития социологической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:42, реферат

Описание

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков
человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже
прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не
выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда
обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или
личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и
отражения действительности?» и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

надстройку  над  экономическим  базисом  этой  формации,  которая  по  своим

характеристикам   выступала   отрицанием   феодализма    как    общественно-

экономической формации.

Капиталистический способ производства,  который  в  данный  период  все

больше становится доминирующим, требовал упразднения  правового  неравенства

людей. Правовое равенство  и свобода всех граждан становятся более или  менее

общим политическим идеалом. Попытки найти  наиболее  адекватный  способ  его

реализации приводят к возникновению многочисленных  теорий,  рассматривающих

отношение между  государством и индивидом как  свободным человеком.  В  то  же

время предпринимаются  также усилия  открыть  как  законы,  господствующие  в

хозяйственной жизни,  так  и  законы  исторического  развития  общества  как

целостности всех социальных явлений. Как результат  этих  попыток  возникают

разнообразные теории. Общими чертами этих теорий  являются  их  рационально-

научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда  на

мир и, в особенности, на общество, а также стремление  не  только  расширить

рамки понимания  человеком общества, но и вовлечь  человека  в  осуществление

социальных перемен.

Философия   в   XVII   в.   особенно   сосредоточилась   на    изучении

закономерностей  развития  общества.  Подобная  ее  ориентация   привела   к

возникновению  философии  истории  как  отдельной  философской   дисциплины,

которую,  учитывая  ее  предметную  направленность,  вполне  можно   считать

непосредственной  предтечей общей  социологии.  Философия  истории  возникает

как особая научная  дисциплина, выражающая потребность  в объяснении  развития

общества в данный период. В это время  европейское  общество  -  в  наиболее

развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма  к капитализму,

что делало его  весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра  характерных

для феодализма представлений  об обществе как о чем-то неизменном. В  это  же

время разного  рода путешественники и миссионеры приносят известия о  народах

дальних стран, их обычаях, об их образе  жизни,  отличном  от  европейского.

Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют  различия  в  образе

жизни отдельных  народов, почему разным народам  присущ  отличный  от  других

общественный строй. Практически возник  вопрос  о  движущих  силах  развития

общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться  к

проблеме общества  и  попытаться  объяснить  его  историю  и  закономерности

развития.

Наука и общественная мысль данной эпохи,  рассматривая  государство  и

право,  стремились  освободиться  от  влияния  характерного  для  феодализма

учения о божественном происхождении  власти.  Представление  о  божественном

происхождении  власти  сковывало молодую буржуазию   в   ее   политической

эмансипации, и  поэтому  во  вновь  появляющихся  теориях  это  представление

отвергалось, а  отношения между государством и  индивидом становились  частой,

если не основной,  темой  рассуждений.  Данные  теории  выражали  стремление

установить причины  возникновения человеческого общества, основные  законы  и

фазы его развития и  сущность  отношения  между  обществом  и  государством.

Наиболее видными  мыслителями, рассматривавшими в своих  трудах эти  проблемы,

являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль Монтескье,  Джон  Локк,  Жан

Жак Руссо и  Томас Гоббс.

Никколо   Макиавелли   (1469—1527)   являлся   в   определенном    смысле

олицетворением  итальянского  Возрождения,  ибо,   истолковывая   социальные

проблемы,  он  черпал  вдохновение  в  светских  идеалах  античной  мысли  и

восставал против христианства, поскольку считал, что  оно делает  невозможным

всякое  социальное  сопротивление.  Его   основными   сочинениями   являются

“Рассуждения  о первой декаде Тита Ливия”  и  “Государь”.  Н.  Макиавелли  не

занимался проблемами общества в целом, но  изучал  государство  и  искусство

политики.  В  трактате  “Государь”  он  рисует  картину  самой   беспощадной

политической борьбы за власть и  показывает  все  те  низменные  побуждения,

которые толкают человека на эту борьбу. Политические события он  объясняет,

прежде  всего,  психическими  свойствами  человека  и,  с  другой   стороны,

совпадением  обстоятельств.  Несмотря  на  его  во  многом   идеалистические

представления, Н. Макиавелли стремится  к  реалистичному  описанию  событий,

которые он принимает  такими, какие они есть, даже если они носят негативный

характер.

Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому,  подобно

Н.  Макиавелли,  присущ  реалистический  подход  в   изучении   государства.

Наиболее  значительной  его  работой  явилось  сочинение   “Шесть   книг   о

республике”, в  котором  он  дает  целостную картину развития  общества  и

государства,  главным  образом  развивая  мысли   Аристотеля.   Государство,

согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем развития

семьи и разделения ее  на  новые  семьи.  Новые  семьи  сохраняют  известное

единство, и таким  образом возникают новые  социальные  общности,  в  которых

осуществляются  производство,  торговля,  совершаются  религиозные  обряды  и

т.д.

Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор  теории  о  разделении

властей, был  сторонником  некоторых  общих  социологических  идей,  которые

позже повлияли  на  развитие  социологии,  и  которые  он  изложил  в  своих

“Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и в сочинении “О  духе

законов”.

В рамках науки  о государстве и праве, а также  в политических  доктринах

данной  эпохи  получает  новую  жизнь  развитая   первоначально   греческими

софистами   договорная   теория   происхождения   государства    -    теория

“общественного  договора”. Эта теория  получила  новое  развитие  в  связи  с

борьбой между  буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие  позиции

в экономической  сфере  общественной  жизни,  стремилась  взять  у  феодалов

политическую власть. В процессе  борьбы  буржуазии  за  политическую  власть

получают развитие представления,  основывающиеся  на  теории  “общественного

договора”.  Согласно  этим   представлениям,   существует   различие   между

договором, на основе которого  создается  человеческое  общество  и  который

заключается всеми  индивидами вместе, и договором,  на  котором  основывается

государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество  и,  с

другой стороны,  правитель.  Эту  теорию  использовали  не  только  те,  кто

выступал  за  ограничение  абсолютной  власти  правителя,  но  и  сторонники

абсолютизма. Главными  представителями  этой  теории  являются  Томас  Гоббс

(1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т.  Гоббс  и

Руссо  по-разному  объясняют  общественное  развитие.   Т.   Гоббс   считает

естественное догосударственное существование людей негативным, “войной всех

против всех”, а о человеке говорит,  что  он  по  природе  является  злым  и

эгоистичным, а общество  его облагораживает.  Руссо имеет противоположную

точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние человеческой

жизни чем-то вроде  земного рая. Человек, по его мнению, существо по  природе

доброе, но общество его портит. И та и другая  точки  зрения  представляются

идеалистическими, поскольку за  основу  для объяснения  общества  принимают

некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой  природы,  тогда

как в действительности именно человека и происходящие с  ним изменения  нужно

объяснить, отправляясь  от общества.

Теории  общественного  договора  незначительно  способствовали   развитию

научного взгляда  на  общество,  поскольку  основывались  на  абстрактных  и

априорных суждениях о человеческом  обществе,  вместо  того  чтобы уделять

особое внимание реальным фактам.

Наряду с воззрениями,  о  которых  мы  говорили  как  о  непосредственных

предвестниках социологии и которые появились в рамках  философии истории,

экономических наук и науки о  государстве  и  праве,  следует  еще  отметить

целый  ряд   мыслителей,   чьи   взгляды   и   представления   предвосхищали

возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.

Выдающийся философ  Георг  Вильгельм  Фридрих  Гегель  (1770-1831)  оказал

сильное влияние  на развитие социальных теорий.  Будучи  идеалистом,  Гегель,

тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии  его

проявлений,  а  общество  он  понимает  как  составную   часть   универсума,

отличающуюся    своими     специфическими,     качественно     определенными

характеристиками.

Значительным  вкладом  Гегеля  в  становление  социологии  являются   его

представления об истории человеческого общества как  процессе,  связанном  с

целостной действительностью, и о том, что историю следует  принимать  такой,

какая она есть. Большое значение имеют гегелевское  понимание  человека  как

деятельного существа, а также представления Гегеля  о  государстве,  которое

он понимает идеалистически.  Очищенное  от  примеси идеализма,  гегелевское

диалектическое   понимание   общества   и   отдельных   социальных   явлений

предвосхищает появление  социологии.

Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам

Фергюсон (1723-1816) - историк,  философ и теоретик  политики,  который в

своем  “Очерке   истории   гражданского   общества”   пытается   осуществить

периодизацию  исторического  развития  общества.  Опираясь  на   результаты,

полученные этнографией, он  делит  историю  человеческого  общества  на  три

периода: дикость, варварство и цивилизацию.

А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность,  из

которой проистекают социальные установления и обычаи.  Общество  он  считал

органическим  явлением  и  был  одним  из  первых,  кто  поставил   проблему

общественного разделения труда, подчеркивая в то же время  взаимную  связь  и

Информация о работе История развития социологической мысли