История социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание

Новый этап становления научной парадигмы социальной помощи в России начинает свой отчет с начала 1990-х годов. Одним из главных факторов образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР, принятые в 1991 году, о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебных заведениях по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации новой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса новой дисциплины.

Содержание

Введение 3

Формирование системы социального обслуживания в 90-х годах ХХ столетия в России 5

Оформление социальной работы как нового вида профессиональной деятельности 8

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

история соц работы.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

 
 

                        Новый этап становления  научной парадигмы социальной помощи в России начинает свой отчет с начала 1990-х годов. Одним из главных факторов образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР, принятые в 1991 году, о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебных заведениях по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации новой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса новой дисциплины.

                        Решение данных вопросов начинается с изучения западноевропейского  и американского опыта социальной работы. В 1991 году выходит целый ряд  брошюр под редакцией В.Бочаровой  и А.Дашкиной из серии «социальная педагогика и социальная работа за рубежом». Благодаря им отечественные исследователи получили возможность ознакомиться с системой обучения социальной работе в различных странах мира.

                        С 1991 года начинаются комплексные исследования в области социального образования, теории социальной работы, истории, технологии социальной работы в системе высшего университетского образования. Ведущую роль здесь начинает занимать Московский государственный социальный университет. Формируются подходы к теории и практике социальной работы как научного направления в социальных науках. Большая роль здесь принадлежит ректору МГСУ профессору В.И.Жукову как организатору и основателю ряда направлений, таких как социальное образование, социальная политика и социальная работа, история социальной работы в новом научном познании.

                        Формируясь как  самостоятельная научная парадигма, социальная работа вызвала достаточно большой разброс мнений в отечественных  работах по поводу области ее познания. Одни исследователи предлагали положить в основу изучение механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида, другие – социальную деятельность, измеряющуюся под влиянием различных факторов, третьи – социальные отношения, возникающую в результате взаимодействия личности клиента и социальных служб. Тем не менее обозначенные ориентиры позволяли вырабатывать научные подходы к подготовке специалистов, создавать инфраструктуру социальной защиты, намечать подходы к теории социальной работы как самостоятельной парадигме научного познания.

 

Формирование  системы социального  обслуживания в 90-х  годах ХХ столетия в России

 
 

                        В 90-х годах в  связи с разрушением геополитического пространства СССР, образованием Российской Федерации, усложнением социально-экономической  ситуации, кризисом политической системы формируются новые ориентиры социальной политики. Наряду с официальными государственными концепциями формируются альтернативные взгляды и позиции на сущность социальной политики вообще и социальной справедливости в частности.

                        Приоритеты государственной социальной политики динамично изменяются в течении 1990-х годов, это связано с постоянной трансформацией общественных связей и отношений, вызванных структурным кризисом в экономики.

                        Официальная государственная  концепция социальной политики появляется в 1994 году. Ее необходимость была связана со спадом производства и кризисом в социальной сфере. Последняя становится предметом научного анализа, государственной регламентации и законодательного осмысления – все это находит отражение в определении и формулировании основных направлений социальной политики. В частности, обосновываются такие новые подходы и аспекты, как социальное партнерство, высвобождение рабочей силы, формирование рынка труда и занятости населения и т.д. Особенностью социально-политической концепции в 1990-е годы, является ее направленность на «стабилизацию уровня жизни граждан», тогда как в предшествующие годы она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.

                        Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

          • усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения;
          • обеспечение основных социальных гарантий;
          • сдерживание массовой безработицы;
          • адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

                        В социальной сфере, как особой сфере государственного патернализма, намечен ряд приоритетов  и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте.

                        В результате множественных  ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни со временем начинают приобретать застойных характер, «социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе». В этой связи появляется необходимость в обновлении социальных программ с учетом новых исторических реалий. Программа реформ социально сферы в Российской Федерации на 1996-2000 годы затрагивала различные аспекты – от реформ в сфере труда и трудовых отношений до реформирования социального страхования, от концептуальных изменений в миграционной политике до реформирования системы социальной защиты населения.

                        Таким образом, в  системе социального обслуживания населения осуществляется отход  от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания должны стать нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т.д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечение средств граждан.

                        В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев  их предоставления, при назначении пособия предусматривается учет среднедушевного совокупного семейного дохода и так далее. 

 

Оформление  социальной работы как  нового вида профессиональной деятельности

 
 

                        Развитие теории социальной работы в конце ХХ века было обусловлено практикой развития  инфраструктуры помощи, введением профессии «социальная работа», созданием университетских кафедр, на которых начали разрабатывать теорию социальной работы и методику преподавания дисциплин социального цикла. Условно можно обозначить следующие основные направления, которые формировали понятийное пространство социальной работы: социальная работа как самостоятельная наука, образования в области социальной работы, теория личности в социальной работе, технологии и методы социальной работы.

                        Обоснование социальной работы как области познания вызвало  к жизни большой спектр ее определений. Теоретические исследования в области теории социальной работы начинаются с определения ее научной области познания, исходя из понимания ее целей и задач. Первоначально наблюдается достаточно большой разброс мнений по данному вопросу, причет не только в определении сущности социальной работы, но и в формировании определений концептуальной схемы, объективно-предметных связей.

                        Условно можно разделить  все подходы на три группы: «индивидуальный», «личностный» подход к теоретической  схеме социальной работы; средовой, «социетальный» подход, где в качестве базовой схемы рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений; социально-деятельностный подход, когда социальная работа рассматривается в традиционном русле для отечественного познания в субъективной схеме.

                        В первом отечественном  учебном пособии «Теория и  методика социальной работы» под  редакцией В.И.Жукова в подходах к теории социальной работы установлены  два уровня. В широком плане  теория социальной работы определяется как система «взглядов и представлений», «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению». В узком – как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях».

                        Отмечается, что в  теории социальной работы существует ее общая научная картина, складывающаяся на основе синтеза знаний из других научных дисциплин. Синтезируя знания, применительно к проблемам защиты человека, она вырабатывает собственные принципы и закономерности. Среди них важнейшими являются принципы детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, сознания и деятельности.

                        Несколько иной взгляд на концептуальное построение теории социальной работы находит отражение  в пособии под редакцией С.И. Григорьева. Авторы считают, что как  область научного познания социальная работа «изучает механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы, а также сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях». Следовательно, в центре внимания научного познания должны быть механизмы реализации жизненных сил.

                        Активно начинает разрабатываться  историческое прошлое практики, теории отечественной социальной работы. Одними из первых шагов в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были работы, посвященные феномену отечественного меценатства и благотворительности. Эта тема нашла отражение в работах А. Боханова, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Нещеретнего, Е. Холостовой и т.д.

                        Предпринимаются попытки  показать процесс помощи и поддержки как целостный культурно-исторический феномен, имеющий определенные этапы своего развития. Можно констатировать, что, как на рубеже ХIХ-ХХ веков, так и сегодня, нет единого мнения по проблеме периодизации социальной работы, да и сам процесс имеет различные понятийные номинации. В тоже время в 90-х годах наблюдалось расширение диапазона исследования истории социальной работы в России. Можно сказать, что формируются отдельные направления исследований, таких как история социального попечения, история становления социальных служб, отдельные этапы и периоды истории социальной работы в России.

                        Изучение помощи и поддержки в новой исторической парадигме социальной работы получает свое дальнейшее развитие и освещение  на рубеже ХХ и ХХI веков.

                        Начинает развиваться  новая сфера образования, связанная  с подготовкой специалистов в  области социальной работы. Научно-практическая деятельность в деле подготовки кадров для социальной работы начиналась с  создания пакетов программ, подготовки пособий и учебных материалов, разработки профессиограммы социального работника, требований к его практической деятельности.

                        Одним из первых коллективов, принявших участие в разработке учебных программ по специальности  «социальная работа», был авторский  коллектив ВНИКа «Государственная система социальной помощи семье и детству» под руководством С.А. Беличевой. В рамках работы этого коллектива написано более ста программ по дисциплинам психолого-педагогического, социального цикла, разработаны программы по теории и методике социальной работы, предложен пакет документов по шести специальностям.

                        В работах С.Беличевой, И.Зимней, Б,Шапиро определены подходы  к личностно-ориентированной подготовке социального работника в контексте гуманистической и культурологической парадигмы. Процесс подготовки социального работника, особенности формирования специалиста в системе профессионального обучения и воспитания рассмотрены в работах В.Бочаровой, А.Вербитского, И.Лавриненко, П.Павленка, В.Сластенина, Н.Шмелевой, Е.Холостовой.

                        Проблемы подготовки специалистов в области социальной работы и ее различных сфер находят свое отражение в современных отечественных исследованиях.

                        Таким образом, новым  этапом в развитии в системе подготовки специалистов, теоретического обоснования  профессионального обучения и воспитания социальных работников становится деятельность УМО вузов России при Московском государственном университете. Разработанные государственные образовательные стандарты двух поколений позволили выйти на представление о национальных профессиональных стандартах подготовки специалистов, бакалавров, магистров социальной работы. Идеология стандартов позволила сформировать концептуальные представления о сущности социального образования. Впервые в России под научным руководством профессора В.И.Жукова был создан комплект учебных пособий в области социальной работы, где были систематизированы современные знания от социальной политики и теории, истории социальной работы до специальных дисциплин, таких как социальная геронтология, социальная технология, социальная медицина, социальная и клиническая психиатрия и ряда других.

Информация о работе История социальной работы