СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Новый этап становления
научной парадигмы социальной помощи
в России начинает свой отчет с начала
1990-х годов. Одним из главных факторов
образования новой для России отрасли
знания послужили указы Госкомтруда СССР,
принятые в 1991 году, о введении новой профессиональной
квалификации – социальный работник и
введении той же специальности в учебных
заведениях по различным формам обучения.
В создавшихся условиях научная мысль
была тесно связана с вопросами организации
новой инфраструктуры помощи, с практическими
методами поддержки нуждающихся, образовательными
проблемами подготовки специалистов различного
профиля, определением научного статуса
новой дисциплины.
Решение данных вопросов
начинается с изучения западноевропейского
и американского опыта социальной
работы. В 1991 году выходит целый ряд
брошюр под редакцией В.Бочаровой
и А.Дашкиной из серии «социальная педагогика
и социальная работа за рубежом». Благодаря
им отечественные исследователи получили
возможность ознакомиться с системой
обучения социальной работе в различных
странах мира.
С 1991 года начинаются
комплексные исследования в области
социального образования, теории социальной
работы, истории, технологии социальной
работы в системе высшего университетского
образования. Ведущую роль здесь начинает
занимать Московский государственный
социальный университет. Формируются
подходы к теории и практике социальной
работы как научного направления в социальных
науках. Большая роль здесь принадлежит
ректору МГСУ профессору В.И.Жукову как
организатору и основателю ряда направлений,
таких как социальное образование, социальная
политика и социальная работа, история
социальной работы в новом научном познании.
Формируясь как
самостоятельная научная парадигма,
социальная работа вызвала достаточно
большой разброс мнений в отечественных
работах по поводу области ее познания.
Одни исследователи предлагали положить
в основу изучение механизмов реализации
жизненных сил и социальной субъектности
индивида, другие – социальную деятельность,
измеряющуюся под влиянием различных
факторов, третьи – социальные отношения,
возникающую в результате взаимодействия
личности клиента и социальных служб.
Тем не менее обозначенные ориентиры позволяли
вырабатывать научные подходы к подготовке
специалистов, создавать инфраструктуру
социальной защиты, намечать подходы к
теории социальной работы как самостоятельной
парадигме научного познания.
Формирование
системы социального
обслуживания в 90-х
годах ХХ столетия
в России
В 90-х годах в
связи с разрушением геополитического
пространства СССР, образованием Российской
Федерации, усложнением социально-экономической
ситуации, кризисом политической системы
формируются новые ориентиры социальной
политики. Наряду с официальными государственными
концепциями формируются альтернативные
взгляды и позиции на сущность социальной
политики вообще и социальной справедливости
в частности.
Приоритеты государственной
социальной политики динамично изменяются
в течении 1990-х годов, это связано с постоянной
трансформацией общественных связей и
отношений, вызванных структурным кризисом
в экономики.
Официальная государственная
концепция социальной политики появляется
в 1994 году. Ее необходимость была связана
со спадом производства и кризисом в социальной
сфере. Последняя становится предметом
научного анализа, государственной регламентации
и законодательного осмысления – все
это находит отражение в определении и
формулировании основных направлений
социальной политики. В частности, обосновываются
такие новые подходы и аспекты, как социальное
партнерство, высвобождение рабочей силы,
формирование рынка труда и занятости
населения и т.д. Особенностью социально-политической
концепции в 1990-е годы, является ее направленность
на «стабилизацию уровня жизни граждан»,
тогда как в предшествующие годы она строилась
на распределительной и перераспределительной
стратегии общественных фондов потребления.
Новые социально-политические
реалии выдвинули следующие основные
задачи:
- усиление
адресности социальной поддержки слабозащищенных
групп населения;
- обеспечение
основных социальных гарантий;
- сдерживание
массовой безработицы;
- адаптация
и социальная поддержка вынужденных мигрантов.
В социальной сфере,
как особой сфере государственного
патернализма, намечен ряд приоритетов
и стратегий в здравоохранении,
образовании, культуре, жилищной сфере,
науке, физической культуре и спорте.
В результате множественных
ошибок и неудач проводимой политики
многие явления в общественной жизни со
временем начинают приобретать застойных
характер, «социальные проблемы усугубились
и стали представлять серьезную опасность
для социально-экономической стабильности
и согласия в обществе». В этой связи появляется
необходимость в обновлении социальных
программ с учетом новых исторических
реалий. Программа реформ социально сферы
в Российской Федерации на 1996-2000 годы затрагивала
различные аспекты – от реформ в сфере
труда и трудовых отношений до реформирования
социального страхования, от концептуальных
изменений в миграционной политике до
реформирования системы социальной защиты
населения.
Таким образом, в
системе социального обслуживания
населения осуществляется отход
от принципов всеобщего и гарантированного
государством уровня социальной защиты.
В зависимости от трудоспособности граждан
и их материальной обеспеченности предполагаются
дифференцированная поддержка и социальное
обслуживание. Приоритетными учреждениями
социального обслуживания должны стать
нестационарные учреждения (специализированные
отделения социальной помощи на дому,
учреждения социального обслуживания
семьи и детей и т.д.). Бесплатное социальное
обслуживание сохраняется только для
отдельных групп населения в соответствии
с утвержденным перечнем, а основной акцент
делается на привлечение средств граждан.
В области реформирования
социальных выплат предполагается разработка
единых принципов и критериев
их предоставления, при назначении
пособия предусматривается учет
среднедушевного совокупного семейного
дохода и так далее.
Оформление
социальной работы как
нового вида профессиональной
деятельности
Развитие теории
социальной работы в конце ХХ века было
обусловлено практикой развития инфраструктуры
помощи, введением профессии «социальная
работа», созданием университетских кафедр,
на которых начали разрабатывать теорию
социальной работы и методику преподавания
дисциплин социального цикла. Условно
можно обозначить следующие основные
направления, которые формировали понятийное
пространство социальной работы: социальная
работа как самостоятельная наука, образования
в области социальной работы, теория личности
в социальной работе, технологии и методы
социальной работы.
Обоснование социальной
работы как области познания вызвало
к жизни большой спектр ее определений.
Теоретические исследования в области
теории социальной работы начинаются
с определения ее научной области познания,
исходя из понимания ее целей и задач.
Первоначально наблюдается достаточно
большой разброс мнений по данному вопросу,
причет не только в определении сущности
социальной работы, но и в формировании
определений концептуальной схемы, объективно-предметных
связей.
Условно можно разделить
все подходы на три группы: «индивидуальный»,
«личностный» подход к теоретической
схеме социальной работы; средовой,
«социетальный» подход, где в качестве
базовой схемы рассматривается вся совокупность
общественных связей и отношений; социально-деятельностный
подход, когда социальная работа рассматривается
в традиционном русле для отечественного
познания в субъективной схеме.
В первом отечественном
учебном пособии «Теория и
методика социальной работы» под
редакцией В.И.Жукова в подходах
к теории социальной работы установлены
два уровня. В широком плане
теория социальной работы определяется
как система «взглядов и представлений»,
«возникающих под влиянием деятельности
социальных служб и органов социальной
защиты и помощи населению». В узком –
как «форма организации научного знания
о наиболее существенных связях и отношениях».
Отмечается, что в
теории социальной работы существует
ее общая научная картина, складывающаяся
на основе синтеза знаний из других научных
дисциплин. Синтезируя знания, применительно
к проблемам защиты человека, она вырабатывает
собственные принципы и закономерности.
Среди них важнейшими являются принципы
детерминизма, гносеологического подхода,
личностного подхода, сознания и деятельности.
Несколько иной взгляд
на концептуальное построение теории
социальной работы находит отражение
в пособии под редакцией С.И.
Григорьева. Авторы считают, что как
область научного познания социальная
работа «изучает механизмы реализации
жизненных сил и социальной субъектности
индивида и группы, а также сопряженности
жизненных сил индивида, группы и средств
обеспечения их реализации в разных социальных
ситуациях». Следовательно, в центре внимания
научного познания должны быть механизмы
реализации жизненных сил.
Активно начинает разрабатываться
историческое прошлое практики, теории
отечественной социальной работы. Одними
из первых шагов в осмыслении исторического
прошлого социальной помощи были работы,
посвященные феномену отечественного
меценатства и благотворительности. Эта
тема нашла отражение в работах А. Боханова,
П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, П. Нещеретнего,
Е. Холостовой и т.д.
Предпринимаются попытки
показать процесс помощи и поддержки как
целостный культурно-исторический феномен,
имеющий определенные этапы своего развития.
Можно констатировать, что, как на рубеже
ХIХ-ХХ веков, так и сегодня, нет единого
мнения по проблеме периодизации социальной
работы, да и сам процесс имеет различные
понятийные номинации. В тоже время в 90-х
годах наблюдалось расширение диапазона
исследования истории социальной работы
в России. Можно сказать, что формируются
отдельные направления исследований,
таких как история социального попечения,
история становления социальных служб,
отдельные этапы и периоды истории социальной
работы в России.
Изучение помощи
и поддержки в новой исторической
парадигме социальной работы получает
свое дальнейшее развитие и освещение
на рубеже ХХ и ХХI веков.
Начинает развиваться
новая сфера образования, связанная
с подготовкой специалистов в
области социальной работы. Научно-практическая
деятельность в деле подготовки кадров
для социальной работы начиналась с
создания пакетов программ, подготовки
пособий и учебных материалов, разработки
профессиограммы социального работника,
требований к его практической деятельности.
Одним из первых коллективов,
принявших участие в разработке
учебных программ по специальности
«социальная работа», был авторский
коллектив ВНИКа «Государственная
система социальной помощи семье и детству»
под руководством С.А. Беличевой. В рамках
работы этого коллектива написано более
ста программ по дисциплинам психолого-педагогического,
социального цикла, разработаны программы
по теории и методике социальной работы,
предложен пакет документов по шести специальностям.
В работах С.Беличевой,
И.Зимней, Б,Шапиро определены подходы
к личностно-ориентированной подготовке
социального работника в контексте
гуманистической и культурологической
парадигмы. Процесс подготовки социального
работника, особенности формирования
специалиста в системе профессионального
обучения и воспитания рассмотрены в работах
В.Бочаровой, А.Вербитского, И.Лавриненко,
П.Павленка, В.Сластенина, Н.Шмелевой, Е.Холостовой.
Проблемы подготовки
специалистов в области социальной работы
и ее различных сфер находят свое отражение
в современных отечественных исследованиях.
Таким образом, новым
этапом в развитии в системе подготовки
специалистов, теоретического обоснования
профессионального обучения и воспитания
социальных работников становится деятельность
УМО вузов России при Московском государственном
университете. Разработанные государственные
образовательные стандарты двух поколений
позволили выйти на представление о национальных
профессиональных стандартах подготовки
специалистов, бакалавров, магистров социальной
работы. Идеология стандартов позволила
сформировать концептуальные представления
о сущности социального образования. Впервые
в России под научным руководством профессора
В.И.Жукова был создан комплект учебных
пособий в области социальной работы,
где были систематизированы современные
знания от социальной политики и теории,
истории социальной работы до специальных
дисциплин, таких как социальная геронтология,
социальная технология, социальная медицина,
социальная и клиническая психиатрия
и ряда других.