История социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание

Новый этап становления научной парадигмы социальной помощи в России начинает свой отчет с начала 1990-х годов. Одним из главных факторов образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР, принятые в 1991 году, о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебных заведениях по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль была тесно связана с вопросами организации новой инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов различного профиля, определением научного статуса новой дисциплины.

Содержание

Введение 3

Формирование системы социального обслуживания в 90-х годах ХХ столетия в России 5

Оформление социальной работы как нового вида профессиональной деятельности 8

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

история соц работы.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

                        Теория личности в социальной работе развивалась как комплекс представлений о личности нуждающегося, клиента, и личности профессионала, социального работника.

                        Большой пласт работ  посвящен проблемам личности социального работника, его профессиональной компетенции, разрабатываются подходы и общепрофессиональные профили специалиста в области социальной помощи и поддержки. 

Заключение

                           
 

                         В зависимости от «отраслевого» и «широкого» подхода к теории социальной работы возможны, по мнению исследователей, различные кластеры  познания данной научной дисциплины. В качестве отраслевой научной дисциплины превалируют практические разделы, связанные с методиками и организацией научного познания. В широком подходе приоритет отдается методологическим, философским и междисциплинарным направлениям.

                        В ученой программе  «Теория и методика (технология) социальной работы» Н.Данакин определяет социальную работу как «содействие  людям в решении их личных проблем». Характерно, что теоретическая конструкция программы предполагает основные направления познания социальной работы, которыми являются проблемы личности в контексте с группой, обществом, социальными дезадаптивными и девиационными процессами.

                        И.Зимняя вводит новое понятие – «социоэкология личности», которое должно, по ее мнению, отразить «междисциплинарные тенденции», присутствующие в теории и практике социальной работы. Тем самым она предлагает идентифицировать не область познания, а междисциплинарную науку «в самом строгом и полном смысле этого слова». Объектом такой научной отрасли должно «являться взаимодействие человека самим с собой, с другими людьми, социумом»; предметом – «личностная и социальная защита (самозащита) человека».

                        Социетальные подходы  к теории социальной работы представлены исследованиями Е. Холостовой и Зайнышевым. Е.Холостова, относя научное знание социальной работы к междисциплинарным предметам, в качестве объекта социальной работы выделяет социальные отношения. Специфика многогранных отношений определяется предметной областью социальной работы, которая представляется как «совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей и тенденций». В предмете выделяется ряд направлений, которые отражают «специфические отношения», а по сути дела – кластеры познания социальной работы. Они представлены рядом проблем: индивидуальными, семейными, социально-экологическими, социально-экономическими, социальной стратификации, поведенческого функционирования, символизации и моделирования, коммуникации, структуры власти.

                        Таким образом, определение  новой понятийной области осуществляется через введение терминологических  неологизмов, или же за счет использования  устоявшихся понятий, но с изменением их семантического значения, которое  происходит в результате дополнительных определений, понятийного контекста. Этот абстрагированный характер определений и представлений свидетельствует не только об отсутствии практического базиса социальной работы, но и об утерянности научных традиций в развитии отечественной науки о помощи. Тем не менее наблюдается тенденция определения научного статуса социальной работы, осуществляются попытки ее структурирования, не только исходя из концепции зарубежного опыта, но и на основе отечественных теоретических исследований и складывающейся общественной практики. Ведутся дальнейшие поиски уточнения определения понятия «социальная работа».

                         

                          
 
 
 

 

         

Список  использованной литературы

 
 

         1. Блонский П.П., Избранные педагогические и психологические сочинения, В 2т. М., 1971.

         2. Григорьев С.И., Теория и методология социальной работы. М. 1994.

         3. Девятко И. Ф., Методы социологического исследования. Учебное пособие, 3-е изд. - М.: КДУ, 2003.- 296с.

         4. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.

         5. Основы социальной работы: Учебник / Ред. Павленок П.Д., М., 1997.

         6. Теория и методика социальной работы / Ред. Жуков В.И., М., 1994.

         7. Фирсов М.В., История социальной работы, М., 2004.

         8. Шацкий С.Т., Избранные педагогические сочинения: В 2т. М., 1980.

         9. Материалы Интернет-сайтов http://www.temadnya.ru/spravka  

Информация о работе История социальной работы