История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:42, доклад

Описание

1. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

Содержание

1. История становления учений об обществе. Возникновение социологии.
2. Классический период в развитии социологии.
3. Развитие социологии в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

История становления и развития социологии.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

          Эмпирическая социология школы и направления. Конфликтология как разновидность фундаментализма

1. Наибольшего развития эмпирическая социология достигает в США благодаря исследованиям Чикагской школы. Целью таких исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни на основе собранного эмпирического материала. Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях:

• бихевиористское направление отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида как реакции на поведение других людей. Джордж Мид предложил рассматривать социальную жизнь в контексте теории « социальной интеракции (взаимодействия), согласно которой общество и сознание индивида формируются в совокупности межиндивидуальных взаимодействий; психологическое направление объясняет общественные явления психическими факторами, действием сознания. Основоположник этого направления Габриэль Тард считал, что социология должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого; теория инстинктов, которую развил Мак-Дугал, объясняла социальные явления инстинктами. На основе сочетания инстинктов объясняются все общественные явления; создатель психоаналитической школы Зигмунд Фрейд, полагал, что все социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения - полового влечения (либидо). Половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей.

2. Конфликтология - наука о механизме социальных, изменении, ядром которых является конфликт. В современной западной социологии существует две версии конфликта: а) социальная и б) функциональная.

В социальной теории конфликта Дарендорфа наиболее важными являются следующие положения: причина конфликта - асимметрия возможностей различных групп и индивидов, связанная с неодинаковым доступом к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей и которыми располагает власть. Это влечет за собой неравенство их социальных положений и противоположность интересов;

социальное содержание конфликта составляют отношения господства и подчинения, выражающие сущность власти. Сама власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей;

конфликт - это исходная точка социальной системы, норма ее развития. Конфликт - органический элемент структуры, который нельзя исключить из социальной сферы, но можно регулировать. Для этого необходимо знание процесса кристаллизации противоположных интересов. Пока интересы класса остаются неосознанными, невысказанными и несформированными, класс не выступает в политике как самостоятельная общественная сила он остается квазигруппой. Класс становится действующей общественной силой лишь тогда, когда он превращается в реальную политическую силу. Главным признаком осознания и кристаллизации интересов класса является появление организации, претендующей на их выражение;

процесс формирования конфликта и механизм его разрешения делится на несколько стадий: 1) социальное по-зитивирование (обнаружение социальных противоречий, несовпадения интересов сторон); 2) кристаллизация и институционализация (осознание латентных интересов путем превращения квазигрупп в фактические группы интересов); 3) артикуляция (выражение интересов групп противостоящих субъектов); 4) регулирование конфликта;

для успешного регулирования конфликта необходимо три условия, ценностные предпосылки (каждая из сторон должна признавать наличие конфликтной ситуации); уровень организации сторон (чем более организованными являются обе стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора); наличие определенных правил(их соблюдение позволяет сохранить или поддержать отношения между сторонами).

3. Функциональная интерпретация природы конфликта была дана американским социологом Льюисом Козером. В любой социальной системе обнаруживаются дисбаланс, напряженность, конфликты интересов. Группы, характеризующиеся тесными внутренними связями и высоким уровнем личностной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликта. Происходит постоянная аккумуляция, а следовательно, и усиление внутренних антагонизмов. Конфликт - механизм предотвращения социальных потрясений и преобразования социальной системы с помощью реформ.

Социология Георга Зиммеля

Осипов Г.

Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX—XX вв. И считающихся сейчас классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель — самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается бессчетным, время от времени взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными, в значимой мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.

Георг Зиммель появился 1 марта 1858 г. В Берлине. Окончив классическую гимназию, он поступил в Берлинский институт, где в числе его преподавателей были историки Моммзен, Дройзен и Трейчке, психологи Лацарус, Штейнталь и Бастиан, философы Харм и Целлер. В 1881 г. Он получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте, через 4 года стал приват-доцентом, а через 15 лет — экстраординарным, т. Е. Внештатным, доктором и оставался в данной должности еще полтора десятилетия, не получая никакого жалованья, за исключением студенческих взносов за лекции. Только в 1914 г. Он получил штатную должность доктора в институте Страсбурга, где читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию, а также особые курсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Погиб Зиммель 26 сентября 1918 г.

Три момента затрудняют адекватное понимание и оценку творчества Зиммеля: сложная идейная эволюция, широта и разбросанность его интересов, быстрее эссеистский, чем систематический стиль большинства его работ.

Блестящий лектор и плодовитый писатель (издающееся в ФРГ полное собрание сочинений Зиммеля составляет 14 томов), он начал свой творческий путь в лоне «неофициальной берлинской культуры» [11, р. 168]. Представители этого достаточно расплывчатого направления ориентировались на идеи натуралистического материализма, механицизма и социал-дарвинизма, импонировавшие многим крупным естествоиспытателям, смотревшим на науку как на «peлигию нашего времени». Характерен для этого периода, в частности переведенный на российский язык очерк Зиммеля «Дарвинизм и теория познания» [4]. Влияние натуралистического позитивизма чувствуется и в одной из ранешних его социологических работ «Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование» [5].

потом последовал период, который условно может быть обозначен как «неокантианский». Конкретно тогда Зиммелем были написаны его бессчетные работы о Канте [15], создан труд по философии истории [3]. Неокантианские идеи наложили глубочайший отпечаток на разработку Зиммелем категорий «формы» и «содержания» — основополагающих понятий его социологической концепции.

Зиммель испытал глубочайшее влияние идей К.Маркса. Одна из базовых его работ — «Философия денег» [20] — представляет собой попытку культурологической (в различие от марксовой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя и буржуазного вида жизни. Последний же этап идейного развития Зиммеля характеризовался нарастанием скептицизма и сближением с антирационалистическими и антинатуралистическими движениями, переходом на позиции «философии жизни» [2]. Характерна для этого периода его дружба с поэтом-мистиком Стефаном Георге, которому он предназначил одну из собственных последних книг. Однозначная оценка социологического творчества Зиммеля затруднена также по причине многосторонности его интересов. Зиммель был не лишь (и даже не в первую очередь) социологом, но и влиятельным философом культуры, теоретиком искусства, много писал по проблемам социальной психологии, этики, политэкономии, социологии города, религии, пола и др. И в каждой из этих областей он находил нечто, дополняющее и уточняющее его социологическое видение.

Зиммель редко прибегал к систематизации собственных идей, так что его социологическая концепция оказалась как бы «рассыпанной» по разным статьям, книгам, эссе, написанным ad hoc и практически постоянно посвященным принципиальным, но частным проблемам. Эти пестрота и обилие частенько создавали представление об отсутствии за ними сколько-нибудь связного целого. На самом же деле все эти разнообразные трудности и интересы объединяло характерное и очень оригинальное для собственного времени представление о предмете, способе и задачках социологической науки.

1. способ, предмет и задачки социологии

Социология, писал Зиммель, обязана конституироваться не обычным для социальных наук образом — посредством выбора особого, не «занятого» другими науками предмета, а как способ: «Поскольку она исходит из того, что человека следует трактовать как публичное существо и что общество является носителем всех исторических событий, постольку она не находит объекта, который не изучался бы уже какой-или из публичных наук, но обнаруживает для всех их новый путь — способ науки, которая конкретно в силу её применимости ко всей совокупности заморочек не является наукой, обладающей своим содержанием» [16, S. 17].

С данной точки зрения все предметы каждой из публичных наук являются своеобразными, особенным образом оформленными «каналами», через которые «течет» общественная жизнь — «единственный носитель хоть какой силы и хоть какого смысла» [Ibid, S. 16]. Напротив, новое социологическое видение имеет собственной задачей выделение и схватывание закономерностей, не поддающихся анализу средствами каждой из этих наук.

Конечной целью социологического способа, практикуемого в разных науках, считал Зиммель, является вычленение в их совокупном предмете особого ряда факторов, становящихся своим предметом социологии, «чистых форм социации» (Formen der Verges-ellschaftung). Термин «Vergesellschaftung» можно было бы перевести словом «общение». Но оно почаще всего применяется для перевода марксова термина «Verkehr». Поэтому мы применяем в данном случае термин «социация» (по аналогии с анг. Sociation).

Социологический способ вычленяет, пишет Зиммель, «из явлений момент социации... Как грамматика отделяет незапятнанные формы языка от содержания, в котором живы эти формы» [16, S. 27]. За выявлением незапятнанных форм социации обязано было следовать их упорядочение и систематизация, психологическое обоснование и описание их в историческом изменении и развитии [Ibid., S. 30].

Практику внедрения социологического способа в разных публичных науках, т. Е. Выявление особенного рода закономерностей в рамках их обычного предмета, Зиммель называл общей социологией, описание и систематизацию незапятнанных форм социации — незапятанной, либо формальной, социологией. Незапятнанная социология обязана была служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в разных науках об обществе подходить к своему предмету «социологично», а означает — более осознанно, чем ранее, ставить трудности и находить их решения. Незапятнанная социология обязана делать по отношению к иным публичным наукам методологическую функцию, становясь «теорией познания частных социальных наук» [Ibid].

Система общественного знания включала в себя также две философские социологические дисциплины: социологическую теорию познания, «охватывающую условия, предпосылки и главные понятия социологического исследования, которые в самом исследовании не могут быть обнаружены» [16, S. 29]; Социальную «метафизику», необходимость в которой возникает тогда, когда «единичное исследование приводится к отношениям и целостностям, ставится в связь вопросами и понятиями, не рождающимися и не существующими внутри опыта и непосредственного предметного знания» [Ibid].

таковым образом, складывалась целостная трехступенчатая (общественная — формальная — философская социология) концепция общественного знания. Намеченная Зиммелем программа оказалась для собственного времени очень прогрессивной. Период её возникновения был периодом ускоренной институционализации и профессионализации социологии. В это время вопрос о выяснении своей предметной области социологии был в особенности актуальным.

Существовали два главных подхода к решению этого вопроса. Согласно первому из них, все социальное сводится только к индивидумам, их свойствам и переживаниям, так что «общество» оказывается абстракцией, неизбежной с точки зрения практики, полезной для предварительного ознакомления с явлением, но не представляющей собой настоящего предмета. Если индивиды и их переживания могут быть изучены естественными и историческими науками, то для особой, отдельной науки — социологии — не остается собственной области. Самым броским представителем этого подхода был Дильтей.

«Если с точки зрения таковой критики, — писал Зиммель, — общества, так сказать, очень не достаточно, то с другой — его очень много, чтоб ограничить его исследование одной наукой» [16, S. 6]. С данной другой точки зрения все, что происходит с людьми, происходит в обществе, обусловлено обществом и является его частью. Поэтому нет науки о человеческом, которая не была бы наукой об обществе. На таковых позициях стоял, в частности, Теннис, объединявший в рамках «общей социологии» право и филологию, политологию и искусствознание, психологию, теологию и даже антропологию. В этом случае, говорил Зиммель, «совокупность наук ставится на голову и к ней приклеивается новая этикетка: социология» [Ibid., S. 7].

Согласно Зиммелю, его собственная концепция давала возможность строго найти оба рода междисциплинарных границ: во-первых, она гарантировала четкость отделения социологии как учения о незапятнанных формах социации от иных публичных наук; во-вторых, она позволяла провести границу меж науками об обществе (в которых оказывалось вероятным применение социологического способа) и науками о природе. Тем самым она сразу обеспечивала единство социологии как науки и единство публичных наук.

Вильфредо Парето (1848-1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. Его отец, итальянский маркиз, был выслан из Италии за свои либеральные и республиканские убеждения. Мать была француженкой. С детства, свободно разговаривая на обоих языках, он все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Тем более что в 1850 г. семейству было разрешено вернуться в Италию, и дальнейшая жизнь будущего социолога (детство, юность, молодость, часть зрелого периода) оказалась связанной именно с этой страной. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему "Основные принципы равновесия твердых тел". Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах. 

Следующий период жизни Парето прошел во Флоренции, куда его пригласили на должность инженера путей сообщения. Затем он становится главным управляющим металлургических заводов всей Италии. В это время он выступает против милитаристской политики итальянского правительства и высказывает демократические и либеральные взгляды. В 1889 г. Паретоженится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901 г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902 г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ейПарето посвятил главный труд своей жизни - "Трактат по общей социологии" (написан в 1912 г., издан в 1916 г. во Флоренции). 

В 1891 г. произошло знакомство Парето с работами двух крупнейших итальянских экономистов того времени - М. Панталеони и Л. Вальраса, Развиваемая ими теория экономического равновесия оказала неизгладимое влияние на мировоззрение Парето и стала впоследствии основой его социологической системы. В начале 1890-х гг. происходит постепенный перелом в убеждениях итальянского мыслителя, он переходит на позиции консерватизма и антидемократизма. В 1892-1894 гг. публикует ряд материалов по экономической теории. 

Новый период жизни Парето начинается в 1893 г., когда он становится профессором политэкономии и руководителем кафедры в Лозаннском университете в Швейцарии. На этом посту он сменяет Л. Вальраса - известного экономиста, на чьих работах учился и по приглашению которого приехал в Лозанну. Он много занимается научными исследованиями и публикует ряд сочинений. Здесь же выходят в свет его "Курс политэкономии" на французском языке (1896-1897). В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. Вскоре, в 1898 г., он получает от дяди в наследство колоссальное состояние, а в 1901 г. приобретает на берегу Женевского озера в Селиньи виллу "Ангора" - любимое место работы и отдыха. В 1902 г. в Париже была издана его книга "Социалистические системы", а в 1907 г. в Милане - "Учебник политической экономии". 

Болезнь сердца заставляет Парето прервать преподавательскую деятельность (1907). Почувствовав некоторое улучшение здоровья, он начинает работать над "Трактатом по общей социологии", который писал в течение пяти лет (1907-1912). Первая публикация "Трактата" на итальянском языке состоялась в 1916 г., а спустя три года он был напечатан на французском языке. В 1912 г. он прекращает чтение курса политэкономии и сохраняет за собой преподавание сокращенного курса социологии. С этого времени и до конца жизни Парето занимается научными исследованиями только в области социологии. В 1918 г. в Лозаннском университете пышно отмечается его семидесятилетний юбилей. 

В начале 1920-х гг. итальянский социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них - "Трансформация демократии", вышедшая в Милане в 1921 г. (далее мы неоднократно будем на нее ссылаться, поскольку в ней в обобщенном виде изложены все его основные социологические идеи). В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как известно, именно в это время (1922) к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство не скупилось на почести Парето, многие его члены (в том числе и сам дуче) считали себя учениками профессора Лозаннского университета. В1923 г. Парето был удостоен звания сенатора Итальянского королевства. В этом же году он умер в Селиньи, где и похоронен. 

Как отмечалось, итальянский ученый довольно поздно, будучи уже зрелым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии. С чем это связано? По всей видимости, с тем, что его перестала устраивать рационалистическая концепция "экономического человека", в рамках которой он работал долгие годы, исследуя монополистический рынок, распределение доходов и другие экономические проблемы. Еще в работах, написанных в конце XIX - начале XX в., он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям социальных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в "Трактате по общей социологии" - гигантской по объему и наукообразной по стилю изложения работе (2000 страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, да еще и приложения). 

На его социологические взгляды большое воздействие оказали идеи Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля (прежде всего его концепция насилия), итальянского политического мыслителя Г. Моски (теория деления общества на два класса - господствующий и подчиненный) и др. К этому нужно добавить влияние собственных знаний Парето в области математики, технических наук, экономики, его "инженерного" опыта практической деятельности.

Следует также учитывать эволюцию взглядов самого итальянского социолога - от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального периода зрелости до разочарования в прежних идеалах, пришедшего после 1900 г. в результате наблюдений за экономической и политической жизнью европейского общества, а также неудач в личной жизни и политической карьере. Пессимизм и цинизм прочно входят в "ткань" мировоззрения мыслителя, усиливая негативистский настрой и желание "срывать маски" и разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности. 

Не случайно он отказывается от рационалистической модели человека (ее сторонником ученый был многие годы), в соответствии с которой индивид сначала обдумывает свои действия сообразно поставленным целям и задачам, а затем совершает цепь поступков для их достижения. Как полагает Парето, на самом деле все происходит наоборот. Человек сначала совершает действия (под влиянием чувств и определенных интересов), а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето - теория нелогического действия. 

Но он не переходит с позиций рационализма на иррационалистические трактовки действий. Наоборот, он стремится усилить рационализм за счет "ультрарационализма", включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдения для того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых, люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков. Это дает основания считать Паретосторонником позитивизма, хотя и непоследовательным, поскольку он у него связан с волюнтаризмом, отрицающим объективный характер законов общественного развития. 

Информация о работе История становления и развития социологии